1687

"Приднестровский" ли конфликт?!

Недавно общался с друзьями из Белоруссии и России, и был приятно удивлен тем, что еще остались люди,  которые помнят такие символы Молдавии, (по нынешнему «бренды») как  прекрасные вина и коньяки, отличные консервы, фрукты и овощи, сублимированные продукты, питание для космонавтов, уникальные трактора, книги, конфеты, радиоэлектронную продукцию, киностудию «Молдова филм», на которой сниматься считали за честь нынешние легенды русского кинематографа, коллективы «Жок», «Контемпоранул», «Оризонт», множество других замечательных  исполнителей, композиторов и многое-многое другое. К сожалению, люди эти не молоды и не представляют большинство населения своих стран. В сознании же обычного человека в качестве молдавских брендов прочно укоренились образ простоватого строителя и приднестровский конфликт. Все остальные символы Советской Молдавии пали жертвой «национального возрождения» и действующей под его завесой триады – местной бюрократии, криминала и весьма заинтересованных в таком развитии событий определенных Западных структур.
Что касается молдавского строителя, то по моему твердому убеждению, ему надо поставить памятник. Из гранита, а лучше из бронзы. В центре столицы, предварительно выкинув оттуда «камень позора Гимпу». Я абсолютно серьезен и совершенно объективно оцениваю роль молдавского строителя в том, что наша страна до сих пор  существует на карте Европы. И в том, благодаря кому кучка вороватых узурпаторов имеет возможность награждать друг друга орденами, пышными титулами и денежными премиями.
Теперь о «приднестровском» конфликте. Он получил мировую известность. Сотни политологов, комментаторов, уполномоченных представителей и переговорщиков разнообразных форматов бьются над его разрешением не одно десятилетие. Бьются столь же отчаянно, сколь и безуспешно. И более того, результат их усилий скорее отрицательный.  Непредвзятому наблюдателю за процессом хорошо видно, что, практически все участники решения конфликта заняты чем-то второстепенным. Похоже, что они увлечены ликвидацией симптомов. Это как если бы при стенокардии врач занялся бы лечением не сердца, а шеи, плеча или нижней челюсти, которые сильнее всего болят при этом заболевании. Результатом такого лечения было б то, что мы наблюдаем сегодня в переговорном процессе «по Приднестровью».
Общеизвестно, что прежде чем браться за лечение болезни надо поставить правильный диагноз. Если же рассмотреть «анамнез» конфликта, т.е. совокупность всех сведений о зарождении, протекании и состоянии явления, то вызовет удивление прежде всего сам термин «приднестровский» конфликт. Неужели сначала начались трагические события на Днестре, а уже потом Кишинев охватил угар национализма и саморазрушения? Или все-таки наоборот? Ведь сначала были несколько лет безответственной политики республиканских властей по разрушению традиционных для Молдовы межнациональных отношений. Была вакханалия ненависти, грязный поток которой лился в души людей прямиком из уютных кабинетов Союза писателей Молдавии. Шокирующие  откровения «бельцкого учителя географии», в начале 90-х никого бы не удивили, я тогда слышал сентенции и похлеще, которые выдавались публично, под одобрительный смех аудитории. В те годы охотников «уничтожить» и «выселить» долго искать не пришлось и «их кредо» логически перетекло с улиц и площадей Кишинева на берега Днестра. Так каково истинное название конфликта, который 3-е десятилетие стоит на пути развития нашей страны, разделяет друзей и родственников, отвлекает на себя и без того скудные ресурсы  одного народа, живущего на 2-х берегах Днестра?  Конфликт этот - кишиневский! Истоки его, прежде всего, здесь, в Кишиневе, в кабинетах чиновников и в головах политиков, в редакциях газет и журналов, в телевизионных и радио-студиях!
И до тех пор, пока не начнется разрешение «кишиневского конфликта» все усилия, направленные  на примирение 2-х берегов Днестра будут тщетны. К сожалению…
 
Александр ЕРМОЛЮК
0