671

Коллапс с маршрутками затянется

Сегодня у кишиневцев утро не задалось. Двадцать операторов маршрутных такси без своевременного оповещения объявили забастовку, требуя повышения платы за проезд от трех до пяти леев.
 


Вопрос о том, насколько это справедливо на фоне того, что происходит в маршрутном бизнесе, несмотря на несколько журналистских расследований, по-прежнему остается открытым. И по-прежнему никто из них не говорит о гипердоходности этого бизнеса для нескольких десятков людей и неудобствах, которые доставляет маршрутный бизнес сотням тысяч горожан и автомобилистам, передает Пулс.мд

Под прикрытием 

Примечательно, что на забастовку вышла и фирма Ruta–Prim. Со всеми остальными операторами она требует повышения стоимости проезда, ссылаясь на «убыточность бизнеса в связи с подорожанием топлива». Подорожание топлива, конечно, интересный вопрос. Но возглавляет Ruta–Prim муниципальный советник-либерал Юрий Топалэ, который при руководстве Киртоакэ сконцентрировал в своих руках львиную часть частных пассажироперевозок и зарабатывает на этом бизнесе десятки миллионов. Два месяца назад «Пульс» провел расследование рынка пассажироперевозок, из которого следует, что контроль над транспортным управлением в столице и министерством транспорта — главная «ликвидность» Гимпу и Киртоакэ.
 
 Скорее всего, плата за проезд будет увеличена, и это вопрос времени. Чиновники кишиневской мэрии сами являются прямыми лоббистами, прикрывающими теневые схемы маршрутного бизнеса. Так, согласно нашему расследованию, десятки тысяч евро идут в карманы отдельных чиновников, часть из них - в фонд ЛП. Средний размер взятки — около 10 процентов от реальной ежемесячной прибыли каждого из маршрутов. И это — только «прямой налог» на бизнес. Помимо него существуют и ряд дополнительных. Существует даже так называемая «официальная» такса взятки за получение лицензии на маршрут — 10-15 тысяч евро, в зависимости от предполагаемой выгодности конкретного маршрута. От операторов, работающих «по белому» просто избавляются.
 
Официально лицензия выдается на маршрут сроком до пяти лет и согласно существующему законодательству выдается она исключительно на конкурсной основе. Реально же, если у перевозчика на руках честно выигранная лицензия, это не гарантирует, что через какое-то время ее не отберут под формальным предлогом. Лицензии постоянно отбираются у одних, чтобы перепродаваться другим. За каждое разрешение — взятка. За каждое последующее — откат. 

Час-пик Топалэ 

У каждого водителя есть план дневной выручки по отношению к своей администрации маршрута. То есть независимо от того сколько заработал водитель 1 тысячу леев или 700 леев, он должен отдать в конце дня определенную сумму. Официально около 300 леев в день, реально — 1200-2000 тысячи леев. Поскольку администраторы имеют дело с наличностью, им ничего не стоит вывести по бухгалтерии нулевую прибыль и на этом основании требовать повышения таксы за проезд.
 
Администраторы заявляют, что большая часть денег, которые зарабатываются водителями, уходит на оплату их труда. Все это откровенное вранье — водители с этих денег ничего не имеют. Все, что водитель зарабатывает сверх плана – это и есть его зарплата. Вот почему водители всегда берут больше пассажиров, несмотря на риск быть оштрафованными.
 
Вернемся к «обделенной» Ruta-Prim. У компании советника-либерала более 300 транспортных единиц. За день на маршруте с высоким пассажиропотоком можно заработать не 900, и даже не 2000 тысячи леев, а 3500 леев чистой прибыли. Умножаем на триста, грубо округляем и выходим на совершенно баснословные суммы.
 
Кстати Юрий Топалэ и министр транспорта Анатол Шалару являются не только коллегами по либеральной партии, но и друзьями детства. Так что у ЛП все схвачено не только в масштабах муниципия, но и всей страны.
 
Старательные мины на лице работников примэрии уже никого не убеждают. Ситуация действительно дикая, и не имеет никакого отношения ни к защите прав водителей маршруток, которыми прикрываются администраторы, ни к реальной прибыльности этого бизнеса. Уже и советники от Альянса начинают говорить то, что известно им давным-давно. Так, советник от ЛДПМ Санду Греку поддержал идею убрать из города маршрутки и оставить их только на периферии. По его словам, кишиневская администрация слишком долго эксплуатировала этот «дикий» транспорт и должна полностью перейти на общественный. Впрочем, либералы активно защищаются. Начальник управления транспорта столичной примэрии Адриан Болдуреску предрек, что транспортный коллапс в Кишиневе может затянуться «на неопределенное время».  
0