Через 30 лет на территории Молдовы будет пустыня
К такому неутешительному выводу приходят молдавские экологи
Они отмечают тенденции глобального изменения климата, которые подкрепляются хищническим отношением к природным ресурсам властей двух соседних государств: Молдовы и Украины. Жители нашей страны уже обратили внимание на то, как часто стала поражать территорию Молдовы жестокая засуха, а на юге уже вовсю начался процесс опустынивания. В этом году, «благодаря» отсутствию водопровода в селах, местные жители столкнулись с другой проблемой – во многих районах страны пересохли колодцы.
Пройдет несколько лет, и люди привыкнут и к засухе, и к пересохшим колодцам. Так же, как привыкли к тому, что мелкие речки республики превратились в канализационные стоки, а в больших реках нет того разнообразия и богатства рыбы, о котором еще помнят жители среднего возраста. В чем причина? Люди кивают то на глобальное потепление (во время засухи), то на глобальное похолодание (когда урожай в пойме Днестра вызревает на месяц позже обычного). Однако не все понимают, что эти проблемы только частично можно отнести на счет глобальных изменений климата. Значитальный вклад в уничтожение окружающей среды в Молдове вносит человеческая деятельность и отсутствие у государства жестких правил охраны и управления природными ресурсами.
Не в последнюю очередь речь идет о функционировании Новоднестровского гидроэнергокомплекса, расположенного на украинской и частично молдавской территории. У нас почти не говорят об этой проблеме, но многие жители Молдовы уже столкнулись с ней во время весенних паводков 2008 и 2010 года, когда при сбросе лишней воды из водохранилища не выдерживали дамбы в некоторых молдавских селах и дома местных жителей заливало водой. Но проблема этого гидроузла не только в неотрегулированном сбросе воды. Специалисты считают, что набирающая обороты работа энергокомплекса может в дальшнейшем способствовать экологической катастрофе как на территории Молдовы, так и Одесской области Украины.
Объект этот спорный: в отношении него до сих пор не урегулированы три основных вопроса между Молдовой и Украиной. Во-первых, речь идет о собственности, так как строительство его было начато в советское время и это был объект союзного значения, не принадлежащий отдельно Украине или Молдове. Естественно, что у Молдовы есть претензии на часть собственности. Во-вторых, комплекс расположен частично на молдавской территории, и этот вопрос также нуждается в урегулировании. И, в-третьих, до сих пор сохраняется проблема негативного влияния на экологию Днестра и его поймы. По нашим сведениям, переговоры между Молдовой и Украиной по всем этим вопросам уже подходят к завершению. И, возможно, уже в сентябре по некоторым из них будет принято решение. Однако вопрос негативного влияния на природу по-прежнему остается открытым, несмотря на заверения чиновников.
Об этом, а также о других причинах негативных изменений в природе Молдовы мы беседуем с бывшим депутатом Парламента РМ, директором Международной ассоциации хранителей реки «Eco-Tiras» Ильей Тромбицким.
Холодная вода
Почему в Днестре стало меньше рыбы, а урожай на его берегах созревает на месяц позже
- Когда мы говорим о влиянии Новоднестровского гидроузла на Днестр, во-первых, нужно отметить изменение уровня Днестра, то есть вода в Днестр поступает неравномерно и соответственно оголяется дно и берега реки. Это не позволяет рыбе откладывать икру и вызывает гибель многих беспозвоночных.
Второй фактор, очень принципиальный – снижены качества Днестра для отдыха. Круглый год в средний и нижний Днестр поступает очень холодная вода, порядка 6 градусов, что не не позволяет заниматься реакреационной деятельностью, то есть использовать Днестр до Сорок и ниже для отдыха. В результате, из-за ухудшения состояния реки Молдова теряет в развитии туризма.
В-третьих, изменился микроклимат в прибрежных районах. Местные жители не всегда могут понять, почему примерно на месяц замедляется созревание овощей на плантациях, расположенных вдоль Днестра. Да и для орошения холодная вода не слишком подходит.
Почему в Днестр поступает холодная вода? Это происходит, прежде всего из-за сильных суточных колебаний воды в результате деятельности Новоднестровского гидроэнергокомплекса. Глубина водохранилища ГЭС-1 достигает 50-60 м, для сброса используются нижние слои воды. Они мертвые, холодные круглый год и очень чистые.
Прозрачная вода вызывает обильное развитие водной растительности в Днестре, которая отмирает и создает тот самый ил, которым ускоренно заполняется Дубоссарское водохранилище. И лекарства от этого нет. Таким образом, выгода Украины в результате деятельности гидрокомплекса вызывают очень негативные последствия в среднем и нижнем Днестре, которые можно просчитать и экономически.
Кроме того, в весенний период, когда нерестится рыба, энергетики на практике не учитывают интересы рыбных запасов, сохранения биоразнообюразия. Поэтому и молдавская территория, и нижняя Украина – имеется в виду дельта Днестра, нижний Днестр, - практически не получают воду в нужном количестве, что не позволяет ни рыбе нереститься нормально, ни размножаться водно-болотным птицам.
До сих пор никто толком не занимался подсчетом ущерба для окружающей среды от деятельности гидроузла. Но около 10 назад просчитывали ущерб для рыбных ресурсов, и он составлял примерно 80-100 тысяч долларов в год. Конечно, это очень малая взята часть того, что еще нужно учесть. Мы должны говорить также о том, что вокруг Днестра вызревание овощей и фруктов происходит на месяц позже, чем раньше. Это тоже негативное последствие сброса холодной воды.
- Почему же чиновники говорят, что все просчитано и никаких проблем экологии Днестра это не приносит?
- Дело в том, что еще в 2008 году начало готовиться специальное соглашение по Днестровскому гидроузлу, которое предусматривает, что Молдова отдает 14,5 га земли Украине в долгосрочную аренду. В проекте были прописаны и экологические моменты. Но потом общественность отстранили от участия в обсуждении этого документа. И что сегодня предусматривается в этом проекте в плане окружающей среды, нам не известно, так как доступ к документам закрыт.
- Но Вы же участник переговоров?
- Нет, я участник переговоров по бассейновому соглашению по Днестру, которое и Молдова, и Украина обязаны подписаить в соответствии с Водной конвенцией. Его обсуждение идет уже больше 15 лет. И это непростительное затягивание по срокам. Единственное – что позитивно – Молдова выдвинула условие: сначала деньги, потом стулья. Имеется в виду: сначала соглашение по Днестру, потом - по гидрокомплексу. Но у Украины есть достаточно много рычагов влияния на Молдову - не экологических, а иных. В том числе политических (я имею в виду Приднестровье) и экономических, - поэтому я глубоко не уверен, что министерство экономики Молдовы, которое отвечает за соглашение по гидроузлу, должным образом учтет все моменты, связанные с сохранением экосистем Днестра.
Днестр «чистят» – гравий летит
или Почему кишиневцы вынуждены будут больше платить за питьевую воду
- Вопрос по Днестру сегодня достаточно противоречивый. Экологи утверждают, что надо бить тревогу, чиновники говорят, что все хорошо, и Днестру ничто не угрожает. Что происходит с рекой на самом деле?
- На самом деле надо бить тревогу, потому что сегодня Днестр абсолютно не сравним с тем, каким он был 50-60 лет назад. Его качества очень сильно ухудшились, в том числе речь идет об очистительной способности экосистем Днестра. И здесь я хочу обратить внимание, что не далее как в июне этого года правительство одобрило проект закона о внутреннем судоходстве, которым министерству транспорта позволено что угодно на Днестре.
На самом деле речь идет о том, что правдами и неправдами Минтранс крышует добычу песка и гравия, которые как как раз и являются биологическими фильтрами для воды. А чем хуже исходное качество воды, тем дороже ее очистка. То есть кишиневцы будут платить больше за то же качество воды.
Кроме того, нельзя забывать о тех видах рыб, которые нерестятся только на песке и гравии. Фактически разрушаются нерестилища, уменьшается кормовая база для рыбы. А в целом, незаконная деятельность разработчиков приводит к снижению среднего уровня воды в реке, а затем, как следствие, и уровня грунтовых вод, и к размыву берегов.
Национальный совет по участию при премьер-министре направил ему письмо 6 августа с просьбой отозвать и пересмотреть законопроект. Однако мы не были услышаны - правительство одобрило законопроект в этом варианте и отправило его в парламент.
- Но в Молдове проблемы не только с рекой Днестр, но и с другими речками и водоемами.
- Качество рек, в том числе малых типа Бычка, Реута, – на самом деле напрямую зависит от хозяйствования человека на территории их бассейна. И здесь есть очень много претенций экологов к государству, которое просто не обращает внимания на эти моменты. Начнем с того, что 76% территоирии Молдовы – это сельскохозяйственные угодия. Сегодня огромная их территория не используется под сельское хозяйство. Но у правительства вообще даже нет планов переориентировать эти территории на, к примеру, лесной фонд, с тем чтобы значительно увеличить его площадь. Это позволило бы сбалансировать, стабилизировать экологическую ситуацию, и улучшить гидрологический режим. В принципе – это главное, что нужно сделать, учитывая надвигающиеся климатические изменения. 10 лет назад этот вопрос еще ставился под сомнение. Сегодня уже никто не сомневается. И, по прогнозам ученых, мы входим в зону, которая будет подвержена опустыниванию. В большей степени этому опустыниванию подвергнется Юг Молдовы. Хотя там это уже происходит. Но через 30 лет центральная часть Молдовы будет такая же, как сегодня Гагаузия.
- Молдова превратится в пустыню?
- Проблемы будут возрастать, и если на них не обращать внимания, как это делается сегодня, то этот процесс будет набирать силу.
- Можно ли говорить о том, что высохшие колодцы этого года – первые симптомы надвигающегося опустынивания?
- Конечно. И это было вполне предсказуемо, так как речь идет о последствиях изменения климата. Поэтому мы говорим о том, что территорией надо управлять более эффективно и развивать те ландшафты, которые выполняют стабилизирующую функцию. Это в первую очередь – естественные леса. У нас и со старым руководством «Молдсильвы», и с новым руководством продолжается смена дубовых и грабовых лесов на акациевые. Это очень вредно для гидрологического режима, но этот процесс идет. Почему? Потому что легче отчитываться, потому что быстрее приходит прибыль в виде древесины. Но в нашей стране я вообще бы запретил любую рубку леса. Потому что экономического толку не так много, а экологический ущерб огромен.
К сожалению, борьба за истощающиеся природные ресурсы идет во всем мире. Однако особо варварскую форму она приобретает в бедных развивающихся государствах, где к власти, как например, в Молдове, приходят временщики, которые за короткий срок пытаются «выжать» все соки из своих стран. Этим политикам неважно, как на этой выжженной земле будут жить следующие поколения, потому что большинство из них являются гражданами других государств. Однако их след останется в истории Молдовы. И этот след гораздо важнее той временной выгоды, которую они получают, уничтожая леса, разрушая русла рек и способствуя превращению некогда цветущего края в пустыню.
Оксана РУДЕНКО