770

Филат: "Мы не хотим давать пустых обещаний и портить отношения с Россией"

Накануне своего визита в Москву глава кабинета министров рассказал о двусторонних отношениях между россией и молдовой.
 


- Господин премьер, какие вопросы Вы планируете обсудить в Москве? 

- Для меня этот визит очень важен – в программе нашего правительства отношения с Россией прописаны как стратегические. Несмотря на негативное влияние мирового кризиса, Россия остается нашим ведущим торговым партнером - оборот между нашими странами вырос в прошлом году до 1,5 млрд долларов, а с начала нынешнего года увеличился более чем на 20 процентов. В центре переговоров, конечно, будет торгово-экономическое сотрудничество, без внимания не останется и гуманитарная сфера, традиционно будут рассматриваться и вопросы взаимодействия в международных форматах, включая сотрудничество в рамках СНГ и Европейского союза, проблематика приднестровского урегулирования. Мы обсудим сотрудничество в энергетике, где бы я выделил вопрос поставок российского газа. Особое внимание будет уделено соглашению в области трудовой миграции. 

- Это соглашение касается молдавских граждан, которые трудятся в России? По данным статистики их там немало - только в прошлом году они перевели домой почти 1,5 млрд долларов...

- Мы хотим, чтобы права наших сограждан, которые работают в России, были надежно защищены. Для чего в ближайшее время будет подписано межправительственное соглашение по миграции - мы близки к завершению всех процедур по этому документу. В ходе встречи с Дмитрием Медведевым будут также определены перспективные направления сотрудничества перед заседанием Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству и Делового форума с участием российских и молдавских бизнесменов, которые состоятся в конце октября - начале ноября в Кишиневе. Я рассчитываю, что предстоящий визит будет прорывным в экономическом сотрудничестве наших стран. 

- Несмотря на приведенные Вами цифры, многие эксперты считают, что сотрудничество между двумя странами имеет еще довольно большие резервы? 

- Да, это так. Молдавия заинтересована в расширении поставок в Россию винодельческой, мясной, овощной и другой продукции. Мы приглашаем россиян инвестировать в сельское хозяйство, энергетику, другие отрасли. Есть большой потенциал сотрудничества в инновационной сфере. Это касается не только пищевой и лёгкой отраслей, но и предприятий высоких технологий. Со своей стороны, хочу заверить, что наше правительство никогда не будет давать российским инвесторам пустых обещаний, как это случалось прежде. 

- Власти Молдавии провозгласили интеграцию в Европейский союз своей стратегической целью. Но по опросам социологов, симпатии молдаван к ЕС падают, и, наоборот, растет число заинтересованных в сотрудничестве с Евразийским союзом /ЕАС/. Нет единства в этом вопросе и среди молдавских политиков. На Ваш взгляд, Молдавия может сочетать выгоды от сотрудничества и на Востоке, так и на Западе? 

- Мы никогда не говорили, что курс на интеграцию в ЕС означает ухудшение отношений с СНГ и Россией. У России и ЕС торговый оборот превышает 130 млрд евро и нам было бы неразумно отказываться от тех преимуществ, которые дает сотрудничество с Европой. Молдавия - европейская страна и мы сделаем все, чтобы добиться либерализации визового режима со странами ЕС, получить доступ к передовым технологиям, европейским рынкам. 

В то же время мы продвигаемся и в восточном направлении - в ближайшее время направим усилия на ратификацию в парламенте договора о зоне свободной торговли в рамках СНГ. Этот соглашение я подписал в октябре 2011 года и оно уже получило одобрение правительства. На одном из первых заседаний парламента, когда депутаты вернутся с каникул, начнем процедуру ратификации. Это очень важный документ, который придаст новый импульс в экономическом сотрудничестве стран Содружества. 

Я никогда не забуду, когда после избрания премьером в 2009 году ко мне пришел российский посол с кипой бумаг, где были изложены возникшие за последние несколько лет проблемы в отношениях между нашими странами. За эти три года многие из них были решены, потому что мы понимаем стратегический характер отношений с Россией и действуем как прагматики. Кстати, и наши западные партнеры призывают нас выстраивать хорошие отношения с Москвой. Последний разговор на эту тему у меня был с канцлером Германии Ангелой Меркель, которая посетила Кишинев в августе. 

- Кризис в еврозоне – как он отражается на ситуации в Молдавии? 

- Несмотря на кризис, размер помощи со стороны ЕС даже вырос. На сегодня с помощью внешних партнеров в республике реализуется 236 проектов на 1,3 млрд евро. Во многом благодаря этому удается сохранить нормальную ситуацию в экономике, несмотря на мировой кризис, жестокую засуху, которая нанесла серьезный ущерб агропромышленному комплексу. Мы уже встречались по этому вопросу с партнерами по развитию, в том числе и представителями РФ, которым рассказали о возникших проблемах. 

- Прежний контракт с "Газпромом" истек в начале года, трижды продлевался, в последний раз до конца этого года. Очевидно, что препятствием для заключения нового соглашения являются подписанное Молдавией с ЕС без согласования с "Газпромом" энергетические пакеты, а также проблема приднестровского долга, который превысил 3,5 млрд долларов? 

- В ходе переговоров в Москве мы представим наше видение этого вопроса. Речь идет не только о цене на газ, но и стоимости транзита, долгов приднестровского региона, других вопросов. Мы заинтересованы в инвестициях такого серьезного партнера как "Газпром" и считаем необходимым подписать межправительственный договор по этому вопросу, чтобы не оставлять его решение на уровень двух экономических агентов. Проект этого документа подготовлен, и я рассчитываю, что после согласования с российскими партнерами он будет подписан до конца года. 

- Недавно вы обсуждали приднестровскую проблему с Меркель, которая вместе с Дмитрием Медведевым была автором Мезельбергской инициативы, оживившей переговоры по Приднестровью. Планируется ли ее обсудить и с премьером России? 

- Конечно. Я неоднократно подчеркивал важнейшую роль России в решении приднестровской проблемы. Мы рассчитываем, что Москва заинтересована, чтобы в нашей стране, и в регионе в целом, была обеспечена стабильность. Для этого необходимы переговоры, искренность в подходах и действиях. 

- У Вас сложились хорошие отношения с новым лидером Приднестровья Евгением Шевчуком. Но процесс укрепления мер доверия в последнее время несколько замедлился. Эксперты считают, что причина тому – отсутствие формулы приднестровского урегулирования? 

- К сожалению, очень многих наши хорошие отношения с Шевчуком не радуют. Причем не только в нашей стране, но и за рубежом. У нас с лидером Тирасполя есть общее понимание, что приднестровское урегулирование – очень сложный и комплексный процесс. Можно подготовить и подписать много проектов, но если между двумя берегами Днестра не будет доверия, они так и останутся на бумаге. После возобновления переговоров в формате 5+2 (Молдавия, Приднестровье, ОБСЕ, Россия, Украина и наблюдатели от США и ЕС) мы вышли на качественно новый уровень в решении проблемы. Но мы понимаем, что легко и быстро найти жизнеспособное решение приднестровской проблемы не получится. Это долгий путь, но пройти его надо вместе. 

- Пока решение будет найдено, кто-то должен обеспечивать безопасность. В этом вопросе тоже есть разные мнения – если в Кишиневе выступают за переформатирование миротворческой операции на Днестре, то в Тирасполе считают российских военных гарантами мира и категорически против их вывода? 

- Молдавия является нейтральной страной, и мы всегда выступали за вывод иностранных войск, вооружений и боеприпасов с нашей территории. Несколько лет назад было предложение заменить миротворцев в Приднестровье на гражданских наблюдателей. Я считаю, что в ситуации, когда на берегах Днестра уже много лет царит мир, совсем необязательно, чтобы там стояли солдаты с вооружением и военной техникой. Но я - реалист и понимаю, что решения по Приднестровью можно принимать только за столом переговоров с учетом интересов всех договаривающихся сторон. 

- Кстати, и Шевчук, и российские дипломаты предлагают открыть в Тирасполе российское консульство, что позволит улучшить обслуживание проживающих на левом берегу российских граждан. Будет ли обсуждаться этот вопрос в ходе переговоров в Москве? 

- Да, будет. Я повторю то, что уже не раз говорил: если мы открыли консульства других государств в городах Бельцы и Кагул, то это значит, что мы можем сделать это и в Тирасполе. Так как считаем левобережные районы Днестра, неотъемлемой частью Молдавии. Но при этом необходимо обеспечить все необходимые условия, чтобы российские дипломаты могли работать в интересах проживающих там граждан, имеющих российские паспорта. Этот вопрос надо проработать. 

- Правительство запустило программу оптимизации школ, которая предусматривает их закрытие в ряде населенных пунктов. Ряд молдавских политиков выразили озабоченность, то под закрытие попадают, прежде всего русские школы? 

- Я внимательно слежу за этим процессом. Для нас важно, чтобы образование в стране было качественным, а это означает, что школы должны быть иметь соответствующую инфраструктуру, подготовленных педагогов, другие необходимые условия, которые невозможно обеспечить во всех населенных пунктах. В школе, где я учился, были хорошие преподаватели, к которым приходили дети из окрестных сел за 12 километров. Сейчас времена другие и мы предоставляем школьникам специальные автобусы. 

К сожалению, без перегибов при реализации программы оптимизации не обошлось. Поэтому я дал поручение новому министру просвещения проанализировать ситуацию и разработать предложения, позволяющие исправить ошибки. Будем рассматривать каждый случай в отдельности, особое внимание уделим школам, где учатся представители нацменьшинств. Справедливости ради, хочу отметить, что здесь не обошлось и без излишних эмоций – у нас немало деятелей, которые вместо того, чтобы последовательно защищать права русскоязычных граждан, пытаются нажить на них политический капитал. 

- Недавно российские дипломаты выразили обеспокоенность по поводу борьбы с памятниками советского прошлого, которую развернули некоторые молдавские политики. Согласитесь, Меркель, которую Вы недавно принимали в Кишиневе, и в голову не придет убрать монументы советским солдатам? Почему, на Ваш взгляд, в Молдавии звучат такие призывы? 

- Глумиться над священной памятью победивших фашизм солдат, среди которых много и наших соотечественников, мы не никому не позволим. Я отдал распоряжение главе МВД взять под особый контроль этот вопрос, чтобы не допустить актов вандализма, расследовать имевшие отдельные случаи и строго наказать виновных. Через несколько дней начнется осенняя сессия парламента, в ходе мы планируем представить поправки к принятому ранее закону, осуждающему преступления тоталитарного коммунистического режима, чтобы исключить его неправильные интерпретации. 

- Вы, как глава кабинета, заинтересованы в привлечении инвестиций. Но в последнее время ситуация в стране вновь бурлит – на улицах дерутся сторонники и противники объединения с Румынией, протестами грозит оппозиция, нет единства и в рядах правящей коалиции. Вряд ли такой фон способствует притоку инвестиций, которые, как известно, любят тишину и порядок. За эскалацией напряженности с тревогой наблюдают и из-за Днестра? 

- К сожалению, у нас есть политики, которые готовы спалить общий дом, чтобы поджарить свою партийную яичницу. Они знают, что подобными действиями, расшатывают наше государство. Пользуясь случаем, хочу предупредить этих любителей поиграть в "Зарницу" об ответственности перед законом. Меры противодействия будут достаточно жесткими.
 
0