Олонешты – момент истины для молдавской демократии
Фото: ava md
К сожалению, складывается впечатление, что оптимизацию спутали с ассимиляцией и борются не с сокращением расходов на образование (!?), а с системой обучения на русском, украинском и других языках национальных меньшинств.
Специалисты и представители многих партий и национальных общественных организаций давно предупреждали молдавские власти, что процесс оптимизации расходов на образование за счёт закрытия школ с русским языком обучения не будет способствовать консолидации молдавского гражданского общества. В закрываемых школах, в большинстве учатся представители национальных меньшинств: украинцы, русские, болгары, гагаузы и др. А ведь им Коституцией страны, действующим Законом об образовании гарантировано особое право на выбор языка обучения своих детей. Да, это очень сложный вопрос, денег в бюджете на всё и всех не хватает.
Действительно проблема малокомплектных школ существует. Но в тоже время, решение таких сложных вопросов как закрытие школы где учатся представители национального меньшинства не должно превращаться в насилие « правильных» граждан над «неправильными». В таких случаях лучше, как говорится, «семь раз отмерять и один раз отрезать». И вот, то что должно было случиться – случилось.
В результате бездумного, пренебрежительного отношения чиновиков района Штефан Водэ и министерства просвещения к мнению местного населения, в молдавском селе Олонешты вспыхнул межнациональный конфликт. Здесь, 3 сентября, не смотря на запрет властей, начала работу гимназия с русским языком обучения. Родители отказались возить своих детей за 25 километров на обучение в русский лицей районного центра Штефан Водэ, а учителя отказались покинуть рабочие места в родной школе.
Давайте проанализируем, можно было ли избежать этого конфликта, раскалывающего село по национальному (и не только) признаку? Почему властями района и министерством просвещения не был найден другой приемлемый для всех вариант? Есть ли во всей этой истории факт дискриминации национальных меньшинств, или нет? И до каких пор руководство страны будет разлагольствовать об европейских ценностях, и в тоже время, жить по пещерным законом тоталитарного мышления?
1.Оптимизация расходов на образование по молдавски.
К сожалению, складывается впечатление, что оптимизацию спутали с ассимиляцией и борются не с сокращением расходов на образование (!?), а с системой обучения на русском, украинском и других языках национальных меньшинств.
Продолжение можно прочесть ЗДЕСЬ
К сожалению, складывается впечатление, что оптимизацию спутали с ассимиляцией и борются не с сокращением расходов на образование (!?), а с системой обучения на русском, украинском и других языках национальных меньшинств.
Специалисты и представители многих партий и национальных общественных организаций давно предупреждали молдавские власти, что процесс оптимизации расходов на образование за счёт закрытия школ с русским языком обучения не будет способствовать консолидации молдавского гражданского общества. В закрываемых школах, в большинстве учатся представители национальных меньшинств: украинцы, русские, болгары, гагаузы и др. А ведь им Коституцией страны, действующим Законом об образовании гарантировано особое право на выбор языка обучения своих детей. Да, это очень сложный вопрос, денег в бюджете на всё и всех не хватает.
Действительно проблема малокомплектных школ существует. Но в тоже время, решение таких сложных вопросов как закрытие школы где учатся представители национального меньшинства не должно превращаться в насилие « правильных» граждан над «неправильными». В таких случаях лучше, как говорится, «семь раз отмерять и один раз отрезать». И вот, то что должно было случиться – случилось.
В результате бездумного, пренебрежительного отношения чиновиков района Штефан Водэ и министерства просвещения к мнению местного населения, в молдавском селе Олонешты вспыхнул межнациональный конфликт. Здесь, 3 сентября, не смотря на запрет властей, начала работу гимназия с русским языком обучения. Родители отказались возить своих детей за 25 километров на обучение в русский лицей районного центра Штефан Водэ, а учителя отказались покинуть рабочие места в родной школе.
Давайте проанализируем, можно было ли избежать этого конфликта, раскалывающего село по национальному (и не только) признаку? Почему властями района и министерством просвещения не был найден другой приемлемый для всех вариант? Есть ли во всей этой истории факт дискриминации национальных меньшинств, или нет? И до каких пор руководство страны будет разлагольствовать об европейских ценностях, и в тоже время, жить по пещерным законом тоталитарного мышления?
1.Оптимизация расходов на образование по молдавски.
К сожалению, складывается впечатление, что оптимизацию спутали с ассимиляцией и борются не с сокращением расходов на образование (!?), а с системой обучения на русском, украинском и других языках национальных меньшинств.
Продолжение можно прочесть ЗДЕСЬ