660

За восстановление транспортных артерий будут расплачиваться автовладельцы

Вице-министр транспорта и дорожной инфраструктуры Борис Герасим рассказал корреспонденту «Панорамы» о том, почему в республике плохие дороги и когда наконец молдавские водители будут ездить по европейским трассам.
 


 


– Первый вопрос о планах по ремонту и строительству дорог... 

– Если позволите, я бы начал с основных источников финансирования. У нас их два. Первый – международный, например от Европейского банка реконструкции и развития. Второй – внутренний, из бюджета и Национального дорожного фонда. 80% акцизов на автомобильное топливо тоже идут на содержание и ремонт дорог. 

 Как вы добивались финансирования из-за рубежа? 

– Начали с разработки проекта по тем магистралям, где наиболее интенсивное движение. Нашли 3,7 млн. евро, объявили международный тендер, обратились с предложениями к международным банкам – Европейскому инвестиционному и Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР). Они рассмотрели проекты со всех точек зрения, уделив внимание главному пункту – сроку окупаемости реализованного проекта. Внешние источники финансирования направляются, в основном, на ремонт дорог республиканского и международного значения. 
Чтобы получить финансирование из внешних источников, мы должны были выполнить целый ряд условий, например увеличить отчисления в Дорожный фонд. До этих изменений минимальный сбор составлял 56 леев с автомобиля. На будущий год мы планируем повысить налог примерно на 50%. Автомобиль с объемом двигателя 2-2,5 тыс. кубических сантиметров будет платить порядка 650 леев в год. Не такие это большие деньги – всего один полный бак бензина. 

Есть формула, очень простая, расчетов того, какие убытки несет транспорт при езде по хорошей дороге, плохой и очень плохой. Выходило, что наши транспортники, пока мы не взялись за ремонт дорог, теряли по 2-3 млрд. леев в год. 

– А в чем разница между реабилитацией и ремонтом дорог? 

– Реабилитация – это полная замена дорожного полотна, а ремонт – восстановление отдельных участков дороги. Сейчас мы внедрили новую технологию ремонта дорожного покрытия. В общих чертах она выглядит так: разведенным битумом заливается старое дорожного покрытие, оно заполняет все трещины в дорожном полотне, а сверху насыпается покрытие из гравия. Это так называемый слой износа. Так мы ремонтировали дорогу на аэропорт и уже попали под обстрел СМИ. Показывали репортаж, ведущий говорит: «Я, конечно, не специалист, но эта дорога долго не продержится». Ну, если не специалист, зачем говоришь?! И потом, что значит «долго не продержится»? «Долго» – это сколько, какой срок? А продержится она четыре года. На такой гарантийный срок рассчитан этот ремонт. И стоит он полмиллиона леев на километр при ширине полотна семь метров. 

– Сколько же стоит полная реабилитация дороги, с полной заменой покрытия? 

– Примерно 15 млн. леев на километр с шириной полотна семь метров и сроком эксплуатации 15-20 лет. Дорожное покрытие должно выдерживать нагрузку на автомобильную ось в 11,5 тонны. И соответствующее обслуживание дороги, уход за ней: каждые 5-6 лет – текущий ремонт покрытия. Каждые 8-10 лет надо класть новый слой асфальта. 

– На какие объекты планируется направить средства от международных организаций? 

– Сейчас идут работы на 12 объектах: 10 объектов из Кишинева в направлении Сорок, Хынчешт и Джурджулешт и два – из Бельц на Сэрэтены. 

На завершающем этапе подписания еще восемь контрактов. Это пять участков дороги Кишинев–Унгены, два участка трассы Кишинев– Джурджулешть и участок Хынчешты–Лэпушна. А еще 12 контрактов предстоит подписать. В общем, на основании этих договоренностей планируется восстановить и отремонтировать 829 километров автодорог. А общая стоимость всех 32 контрактов составит 650 млн. евро. 

Могу сказать, что основные магистрали, над которыми мы работаем, – это отдельные участки уже существующей объездной дороги в Кишиневе с расширением ее до четырех полос. Еще трасса Кишинев– Бельцы–Сэрэтены–Сороки–Атаки. В том же регионе – строительство дороги от трассы Сороки–Атаки, поворот у села Арионешты и к мосту через Днестр в селе Унгры. Мост построили в последние годы советской власти, начали и дорогу, но недостроили. Об этом строительстве говорят последние 15 лет, но с места дело так и не сдвинулось. В Унграх планируется создать таможенный терминал для международного транспорта, а в Атаках оставить для местного. В числе приоритетных задач – ремонт, реконструкция и перенос участка трассы в направлении Кишинев–Унгены. Работы будут вестись на пяти участках. Один участок в Бахмуте планируется перенести в сторону. Дорога там частью идет по склону, сложный серпантин, много «мертвых точек», высокая аварийность. 

– А как относится к такому решению украинская сторона? Насколько я помню, дорога за Унграми, на украинской стороне Днестра, не в лучшем состоянии. 

– Вопрос в том, что соседи Молдовы не хотят реабилитировать свои дороги. Вот мы ремонтировали дорогу с выходом на Староказачье, а дальше, по территории Украины, она безобразная. Похожая ситуация через Дубоссары на украинские Красные окны. Приднестровье отремонтировало свой участок, до украинской границы, а Украина вести ремонт не хочет. 

– Но ведь Дубоссары, Красные окны и дальше – это 9-й панъевропейский транспортный коридор. 

– Да. Но Украина не хочет привлекать транзитный транспорт. Он создает им проблемы. Однако нужно понятие, что транзит – это деньги, ведь это сборы за проезд транзитной территории, поэтому Украина рано или поздно отремонтирует дороги. Ведь переговоры по этому вопросу – пропуск Украиной транзитного автотранспорта и хорошие дороги – идут уже на уровне Евросоюза. 

– Кстати, из каких источников планируется погашать кредиты, выделяемые нам международными структурами на реабилитацию дорог? 650 млн. евро – сумма ведь не маленькая. 

– За счет упомянутого увеличения отчислений в Дорожный фонд. Со временем объем средств от автовладельцев достигнет 200-300 млн. леев в год. Это в три-четыре раза больше, чем сейчас. Часть выделенных средств – это гранты, то есть безвозмездная помощь. Например, правительство США выделило нам $132 млн. Еще 31 млн. евро поступил от Евросоюза. Ну, есть еще кредиты, которые, конечно, надо погашать. Мы получили по 75 млн. евро от ЕБРР и Европейского инвестиционного банка. Есть «старые» кредиты от Всемирного банка. Еще соглашения на получение кредитов на 30 млн. евро будут подписаны в следующем году. Условия выплаты по кредитам льготные – сроком на 15 лет под 2,7-2,8% в год. Мне кажется, даже годовая инфляция выше, чем проценты по полученным нами займам. 

– Чем вызвана необходимость таких внушительных сумм? 

– Если исходить из расчетов 2007 года, то мы сегодня получаем на обслуживание и реабилитацию дорог только половину необходимых средств. В будущем году, я думаю, этот показатель дойдет до 70%. Дело в том, что была такая концепция – у бюджета нет средств, и дорожная отрасль в течение 15 лет получала 10% от необходимых сумм. Даже с кредитами, грантами и выросшими отчислениями в Дорожный фонд нам необходимо около 10-12 лет, чтобы привести дороги в порядок. 

– Время от времени в СМИ говорят о строительстве автобана в Молдове. Есть ли у этой информации какая-то реальная почва? 

– Всякая стройка, в том числе и дорожная, имеет под собой экономическое обоснование. Строительство автобана считается экономически выгодным, если объем транспортного потока достигает 15-20 тыс. единиц в сутки. У нас самые интенсивные участки из Кишинева в направлении Оргеева, Новых Анен, и Хынчешт – 10-12 тыс. автомобилей в сезон. О каком автобане можно вести речь? Сначала надо улучшить наши основные магистрали. Открыть страну для транзита. У Румынии есть разработанная программа до 2050 года. В ней указано, где каждые 10 лет будет строиться автобан. Мы разработали стратегию строительства дорог, в ее рамках прорабатываем логистические системы, которые будем внедрять в республике, и тут мы впервые вводим понятие автобана. Но разговор о нем пойдет после 2020, когда реабилитируем основные дороги. Могу даже предположить, где мы, возможно, его построим. После 2020 года в Румынии планируется построить автобан к Яссам от Тыргу-Муреша. Если мы будем притягательны для транзита, то можем начать разговор о продлении этого автобана по нашей территории по направлению к украинской границе. Но это все в неопределенном будущем. А пока наша задача – восстановить дороги в республике.  
 

0