1037

Декоммунизация или «возгонка» неосталинизма?

Да, каркас сталинизма разрушен, но сваи, люстры, «сегменты неосталинизма» в нашей политической культуре, поведении остались, и они упакованы в красивую «авторитарно – демократическую» обёртку.
 
Порядком наскучила, надо сказать, агитпропкампания «за» и «против» решения парламента, которое называют «либеральной кавалерийской атакой» по десоветизации Молдовы.
 
Наскучили и лукавые высказывания, и похвальные тирады,  и неприкрытый цинизм недавних «борцов за коммунизм»,  ныне перекрасившихся в  «идеологических трубадуров либерализма». Эта кампания имеет и своё нравственное «личико».
 
Пространные комментарии на разных телеканалах бывших юристов по советскому праву  вкупе с докторами юридических наук по этой же специальности, политологов и аналитиков, в прошлом  отстаивавших в своих диссертациях научный коммунизм, восхвалявших историю КПСС, выглядят крайне сомнительно и предельно цинично, несут в себе  изрядную долю легко узнаваемой продажности, конъюнктурности и политической ангажированности.
 
Меня лично, однако, интересует не столько пресловутый «процесс декоммунизации», сколько  «анатомия» этой политической сделки членов команды Альянса «За европейскую интеграцию».
 
Уж очень всё это действо похоже на то, которое имело место 5-го июля 2000 года, когда группа политиканов, одержимых «политической местью», сопровождаемой ложно понятой «партийной солидарностью», расправилась с бывшим Президентом Республики Молдова Петром Лучинским. Разница лишь в том, что «отомстили» ему тогда не только демократы, но и коммунисты, оказавшиеся  с ними в одной кампании. Теперь  мстят уже самой ПКРМ и её лидеру Владимиру Воронину. Как говорится, не рой другому яму…
 
Пишу эти заметки под впечатлением от недавней поездки в своё родное село Мерешень, района Хынчешть. Селяне, как правило, в беседах интересуются, что нового в столице, что нас ожидает завтра?
 
На сей раз, однако,  задушевный разговор не получился. Люди обозлёны, встревожены,  так как из-за засухи ожидается неурожай практически всего, что они выращивали, так что нынче им не до большой политики.
 
Но как только зашёл разговор о «делах столичных», меня сразу же упрекнули: « Чего вы там, в столице пугаете нас коммунизмом? Лучше сажайте воров и коррупционеров, дайте людям нормальную жизнь. Тогда и о коммунизме забудем!»
 
Ничего не попишешь, в этом справедливом упрёке простых сельчан скрыто философское зерно нашей доморощенной «декоммунизации». Сказано, конечно,  сгоряча, но я уловил, что мои собеседники – селяне не столько за коммунизм, сколько против вопиющей несправедливости нашей «демократической» жизни, против двуличной морали нашего нынешнего бытия, против всё более сумрачного настоящего.
 
В адрес нынешних политиков сельчанами были высказаны и другие, нередко  весьма крутые,  фразы, но это нечто уже из разряда ненормативной лексики. Думаю, что читатели сами догадаются, в каких именно словах народ молдавский выражает сегодня своё возмущение делами и делишками нашей «политической элиты».
 
Уловил я в разговорах со своими селянами, честно признаюсь, и ностальгию по временам «советской справедливости». Про себя подумал: «Вот дела! В Кишинёве началась «декоммунизация», а здесь, в молдавском селе люди говорят о прошлой «советской справедливости». Да, видно,  нынешний кризис больно крепко бьёт не только по желудкам, но и по политическим нервам людей…»
 
Если, руководствуясь мудрым советом проницательного Козьмы Пруткова,  «зреть в корень», то нетрудно понять, что все старания либералов «окончательно побороть коммунизм» при таком, как сегодня,  состоянии «здоровья общества», мягко говоря, совершенно напрасны.
 
Коммунисты должны благодарить либералов за то, что они, вопреки своему желанию, фактически, льют воду на их мельницу. Во всяком случае, я уже догадываюсь, за кого будет голосовать моё село на парламентских выборах.
 
Я уже писал, причём не раз,  о «феномене неосталинизма». Меня упрекали за это, говорили, что тиран давно уже в могиле, пора успокоиться,  нечего бередить старые раны.
Конечно, куда спокойнее думать, что сталинизм в Молдове скорее мёртв, чем жив. Но это, увы, никак  не соизмеряется с реальной политикой и настроениями в нашем обществе. Сталинизм ещё остался в менталитете, он присутствует у кого-то в виде тоски по справедливости, а у кого-то в виде мести.
 
Всё больше признаков  того, что Сталин окончательно умрёт не тогда, когда уйдёт из жизни нынешнее старшее поколение. Сталин умрёт только тогда, когда все мы станем по-настоящему свободными людьми.
 
У нас есть своё, весьма специфическое,  представление о добре, зле, о свободе и раболепии, о демократии, о демократических ценностях,  о которых наши политики так любят поговорить в Брюсселе или Вашингтоне. Однако, это тот самый случай, когда, как говорится, одно – на языке, и совсем другое – в уме.
 
Представители политического класса Молдовы в борьбе за выживание, за власть, в борьбе со своими сильными оппонентами выстраивают свою собственную  «архитектуру» выживания,  не сумев или не захотев защититься от  воздействия вируса неосталинизма. Сегодня все конструкции, сегменты неосталинизма оказались идеальным допингом для них при разработке своей тактики и стратегии. Это особенно явственно отражается на либеральной модели «декоммунизации страны».
 
Не хочу нагнетать страсти или сгущать краски. Всё дело в объективной реальности. Немцы, например, занимаются дефашизацией и  дегитлеризацией спокойно, кропотливо, настойчиво, без истерик, и будут этим заниматься столько, сколько потребуется. Поэтому, нужно честно признать,  сторонники неофашизма чувствуют себя сегодня весьма неуютно на немецкой земле. Но на то они и немцы…
 
Мы же, молдаване, выбрали большевистские методы «декоммунизации»,  ринулись в кавалерийские атаки с истерикой и пеной у рта. Откровенно шизоидная «борьба с коммунизмом» с дурным запахом неосталинизма длится в Молдове уже третий год.
 
Некоторые наши правые политики, без примерки напялив на себя либеральные одежды с чужого плеча, ринулись в бой с коммунизмом только ради собственного выживания, ради удержания себя у пирога власти,  а также для того, чтобы обновить имидж своего лидера. Весь этот «революционный порыв», вся эта партийная риторика очень далеки от подлинной либеральной демократии.
 
Наша молдавская «модель демократии» проходит через своеобразную «возгонку», то есть химическое перевоплощение твёрдой субстанции в пар, который на языке политики даёт движение генератору… неосталинизма. В повадках. В поведенческом стиле. В действиях. В понимании демократии и прав человека.
 
ПРИКУРИТЬ У СТАЛИНА
 
У греков есть поговорка: умный человек не пойдёт в ад, чтобы прикурить от адского пламени.
 
Продолжение можно прочитать здесь:
http://www.arch.actualitati.md/dekommunizatsiya-ili-vozgonka-neostalinizma/
0