1022

Кондолиза Райс напомнила Америке о мировой гегемонии

  Решение отказаться от развертывания систем ПРО в Польше и Чешской Республике во имя «перезагрузки» отношений с Россией было на руку Владимиру Путину, не замедлившему вернуться к антиамериканской политике, пишет бывший госсекретарь США в своей статье.
 Начало XXI столетия ознаменовалось рядом событий, затронувшими кровные интересы Соединенных Штатов — [нападением на Нью-Йорк и Вашингтон] 11 сентября 2001 г., мировым финансовым кризисом и волнениями в арабских странах. Если американцы хотят, чтобы в результате тектонических сдвигов в системе международных отношений мир стал безопаснее, свободнее и богаче, Соединенные Штаты должны побороть нежелание брать на себя роль лидера. Им предстоит встать на защиту свободного рынка и свободных народов, утвердив превосходство Америки как гаранта мирового прогресса, а не препятствия на пути к нему.
Список задач, стоящих перед США в сфере внешней политики, обширен, и возникает искушение предложить тактическое решение для каждой из них. Однако газетные заголовки часто не соответствуют тому, что думают о событиях последующие поколения. Ближайшая задача США — усилить свое влияние и действовать, исходя из исторической перспективы.

  Мы должны проявить терпение, помогая странам Ближнего Востока создавать основополагающие демократические институты, опираясь на наш опыт и наше влияние. Фундаментальной проблемой данного региона является отсутствие институтов, которые могли бы способствовать преодолению разногласий между суннитами и шиитами, а также защитить права женщин и меньшинств. Даже когда нам приходится срочно делать выбор — например, вооружать или не вооружать сирийских повстанцев — наша политика должна учитывать интересы всех слоев населения. США не должны оставаться в стороне: местные власти могут принять решения, которые усугубят вражду между представителями различных конфессий.
Сотрудничая с реформаторами в ближневосточном регионе, мы не должны забывать о том, что в Ираке созданы институты, призванные преодолеть конфессиональные разногласия. Учитывая геополитическое значение Ирака, а также хаос, охвативший соседние с ним страны, и деструктивное влияние Ирана, Соединенные Штаты должны продолжить сотрудничество с Багдадом.
Вашингтону следует возобновить развитие отношений с ответственными демократическими государствами за пределами Ближнего Востока.

    Администрация Джорджа Буша вдвое увеличила совокупный объем помощи демократическим странам и вчетверо — странам Африки. Она направляла помощь тем правительствам, которые правили мудро, в согласии с принципами демократии, вкладывая средства в здравоохранение и образование, строительство открытой экономики и борьбу с коррупцией. В итоге эти страны отказались от зарубежной помощи в пользу частных инвестиций, внеся свой вклад в развитие мировой экономики и укрепление международной безопасности. Деньги американских налогоплательщиков были потрачены не зря.
Не стоит забывать и о процессе демократизации Западного полушария. Помощь США и выбранный ими курс торговой политики способствуют установлению демократии в странах Латинской Америки и являются ответом на популистскую политику местных диктаторов. В то же время Вашингтон должен вступиться за диссидентов — от Кубы до Венесуэлы и Никарагуа. Мексика нуждается в особо пристальном внимании по ряду вопросов, включая проблемы с безопасностью, которые представляют угрозу для самой страны и для США.

    Политика США в Азии вращается вокруг вопросов безопасности. Америка должна сохранить военное преобладание в Тихоокеанском регионе. Стоит задуматься над следующим: за последние восемь лет Китай подписал соглашение о свободной торговле с 15 странами и работает над подписанием таких соглашений еще с двадцатью; начиная с 2009 г. Соединенные Штаты ратифицировали три таких договора во время президентства Джорджа Буша, а также продолжили переговоры по Соглашению о Транстихоокеанском стратегическом экономическом партнерстве, начатые еще в 2008 г. США могут ответить на подъем китайской экономики тем, что примут участие в экономическом развитии Тихоокеанского региона.
Активная торговая политика способствует укреплению американской экономики и усилению американского влияния за рубежом, но одновременно с этим позволяет США развивать собственные ресурсы — например, Североамериканскую энергетическую платформу. Высокие цены на нефть усилили позиции Венесуэлы, России и Ирана. Мы разрабатываем альтернативные источники энергии, но заменить гидрокарбонаты они пока не могут — и еще долго не смогут. Нам повезло, что спрос на энергоносители по большей части (а возможно, и полностью) может быть удовлетворен за счет внутреннего рынка и за счет сотрудничества с нашими союзниками — Мексикой и Канадой.

     Стремление США понравиться противникам омрачило отношения с нашими верными союзниками. Взаимодействие с европейскими странами осуществлялось спорадически, порой им не уделялось должного внимания. Стратегические связи с Индией, Бразилией и Турцией за последние годы не укреплялись и не углублялись. Уго Чавес и иранцы не приняли протянутую руку дружбы. Палестинское государство так и не было создано, поскольку создать его можно только путем переговоров с Израилем, чувствующим себя в безопасности и полагающимся на США. Решение отказаться от развертывания систем ПРО в Польше и Чешской Республике во имя «перезагрузки» отношений с Россией было на руку Владимиру Путину, не замедлившему вернуться к антиамериканской политике. Наши друзья должны быть уверены в том, что мы останемся верны нашим отношениям.

     Наконец, мы не должны забывать о том, что сила начинается дома. Стать мировым лидером можно только благодаря сильной экономике, основанной на фискальной дисциплине и уверенном росте частного сектора. В конечном итоге успех зависит от того, насколько Америка сможет мобилизовать свой человеческий потенциал — а Соединенным Штатам это всегда удавалось лучше, чем любой другой стране. Наша история — это история того, как реализуются возможности — без чьих-либо санкций на то. Честолюбивые люди съезжались в Америку со всего света в поисках новых возможностей. Отсутствие гуманной и продуманной иммиграционной политики представляет собой угрозу этому великому национальному достоянию.

      Американский народ пора вдохновить на то, чтобы он снова стал лидером. Ему следует напомнить, что Америка не похожа на другие страны: она занимает исключительное положение благодаря своей убежденности в том, что свободный рынок и свободные люди — это ключ к будущему, и благодаря готовности действовать в согласии со своими убеждениями. Неспособность Америки занять лидирующие позиции оставит вакуум, который могут заполнить люди, не стремящиеся к балансу сил во имя свободы. Это было бы трагедией для Америки и для тех, кто разделяет ее ценности.
Автор — бывший госсекретарь США

0