937

«Понаехали тут» можно услышать не только в Москве

ъ
Вопрос миграции является одним из тех, которые вызывают в обществе весьма серьезные споры и разногласия не только в нашей стране, но и во всем мире.

Аналог фразы «Понаехали тут», можно услышать не только в Москве, но и во всех других уголках нашей планеты.

Наверное, и через миллион лет, в эпоху межгалактических сообщений, эта проблема не только не потеряет своей остроты, но и еще более обостриться, особенно в разговорах экспертного сообщества.

Впрочем, эти разговоры нисколько не помешают неизбежной МОБИЛЬНОСТИ разумных существ, смены ими места жительства в поисках лучшей доли и просто смены обстановки.

Сложилось множество мифов и стереотипов о миграции в современной России.

Происходит это в первую очередь как из-за особенностей массового сознания, так и из-за неверия официальным данным со стороны экспертов, а также неумения анализировать ситуацию исходя из имеющихся сведений, желания «напугать» общество, которое само желает верить в очередной ужас.
Примеры.

Так по оценкам, в начале 2002 г. общее количество только нелегальных мигрантов в России колебалась колебалось в пределах от 1,5 до 10—12 млн человек, то есть расходилась на порядок.
В 2005 г. число только нелегальных мигрантов на территории Российской Федерации оценивалась различными службами и независимыми экспертами от 1 миллиона до 22 миллионов человек.

Например, в 2007 году круглом столе в Государственной Думе «Актуальные проблемы правового обеспечения противодействия нелегальной миграции» приводились сведения «компетентных органов» о том, что ежегодно на территорию нашей страны пребывает 20 миллионов иностранных граждан и лиц без гражданства.

Там же говорилось о том, что трудовая миграция ежегодно растет на 20 процентов (т.е. удваивается каждые 3,5 года!»

На II Всероссийском миграционном форуме в марте 2010 г его организаторами официально заявлялось, что в России постоянно находится около 16 млн. приезжих из стран дальнего и ближнего зарубежья, причем «несколько миллионов человек находятся на территории страны нелегально».
И так далее…

Причем большая часть всех приезжих по мысли этих «экспертов» была сосредоточена в Москве.
И все это при том, что собственное население Российской Федерации оценивается в 142 миллиона.

А в Москве согласно официальным данным (на 31 марта 2010 г.) жило 9,041 млн. человек. Из них 7,86 млн. – взрослые и 1,18 млн. - дети.

Кстати, схожие мифологемы и на Украине. Там число иммигрантов официально оценивается почти в 7 миллионов, благодаря чему она с гордостью включает себя в четверку стран мира с наибольшим количеством мигрантов.


Стало понятно, что слухи о десятках миллионах мигрантов в России сильно преувеличены. По официальным данным на территории Федерации постоянно находятся 5-7 миллионов иностранных граждан. Количество их обусловлено сезонными колебаниями и экономической ситуацией.

Вообще-то этого и следовало ожидать, ведь численность населения всех стран бывшего СССР (без РФ) в настоящее время составляет около 135 миллионов человек.

Из них:

на Украине живет 46 миллионов (до 1991 года было 52 миллиона);
в Узбекистане - 28 миллионов (до 1991 г. 17 миллионов);
в Казахстане - свыше 16 миллионов (до 1991 г. около 17 миллионов);
в Белоруссии - около 9,5 миллиона (до 1991 г. около 10,2 миллионов);
в Азербайджане - свыше 9 миллионов (до 1991 г. около 7 миллионов);
в Таджикистане - свыше 7 миллионов (до 1991 г. более 5 миллионов);
в Туркмении - более 5 миллионов (до 1991 г. более 3,5 миллионов);
в Грузии - более 4,6 миллионов (до 1991 г. около 5,5 миллионов);
в Армении - около 3 миллионов (до 1991 г. - 3,4 миллионов).

Таким образом, мы до сих пор в совокупной численности не дотягиваем до тех 290 миллионов, проживавших в СССР на момент распада.

Следует отметить, что в составе населения практически всех стран, за исключением Российской Федерации за эти годы резко увеличилась доля титульной нации.

Так откуда же брались безумные «экспертные оценки» численности мигрантов, которые провоцировали ксенофобские настроения?
 
Зачастую их давали официальные или самозваные лидеры национально-культурных общин в России. Отвечая на вопросы о количестве «охваченных» соплеменников, они стремились «добавить веса» самим себе, а потом эти рассказы пресса распространяла без каких-либо комментариев и уточнений. Основываясь на данных национальных общин один из идеологов ДПНИ, утверждал, что в Москве осталось около 3,5 миллионов русских, т.е. чуть более 30%. Естественно, обыватель пугался и отдавал свои голоса тем, кто ратовал за ужесточение законодательства по отношению к иммигрантам из других стран.

И это при том, что 2/3 всех иностранцев СНГ, находящихся на территории РФ, выходцы из Украины и Белоруссии, а также имеется значительно число славян из других республик.

Кстати, общеизвестно, что за эти 18 лет в Российскую Федерацию въехало колоссальное количество людей из б. советских республик, что в значительной мере ослабило последствия демографической катастрофы. А вот то, что большинство их русские – малоизвестный факт.

Для справки: до 1999 года славян в СССР было более 200 миллионов.
На сегодня в Москве, где сосредоточено 20-25% всех иностранцев, постоянно находится около 400 тысяч зарегистрированных иностранных граждан.
Из них по 10% - из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. 1/5 – из Украины.
И всего около 7 тысяч - из Китая.

К тому же есть граждане Украины и Белоруссии, которые как и граждане России могут не регистрироваться до трех месяцев. Есть, естественно, и нелегально находящиеся. И, как верно подметил член Ассоциации социально-политических экспертов (АСПЭК) Дмитрий Журавлев, цифры нельзя абсолютизировать. У нас, как и во всем мире, имеется и значительная скрытая иммиграция.


Но в РФ правоохранительные органы так поставили работу, что гораздо проще зарегистрироваться, чем получать массу проблем. Ходить без регистрации все равно, что ездить на машине без прав.
На вопрос «Как вы считаете, насколько остро для России сегодня стоит проблема миграции трудовых ресурсов из других стран?» 41% опрошенных заявили, что очень остро, 28% - не очень остро, а 11% - не остро. 20% - с ответом затруднились.

А вот на личностный вопрос «Ощущаете ли вы лично в настоящее время опасность замещения вас на рабочем месте работником - мигрантом?» менее 3% ответили, что «ощущаю очень остро», около 7% «ощущаю, но не остро», а 84% сказали, что «не ощущаю».
0