784

Налоговый молох - 2013

Министерство финансов разработало проект изменений налоговой и таможенной политики на 2013 год. Сейчас документ вынесен на обсуждение с социальными партнерами, деловым сообществом и неправительственными организациями. Основной акцент в проекте поставлен на дальнейший рост акцизов и отмену пониженной 8-процентной ставки НДС на первичную сельхозпродукцию. Кроме того, планируется на 5% увеличить сумму ежегодного личного освобождения и освобождения на иждивенцев.
 
Несмотря на все принимаемые правительством меры для улучшения налогового администрирования упор в налоговой политике по-прежнему делается на увеличение ставок косвенных налогов. Интересы Минфина вполне предсказуемы.
 
Ведомство куда больше заинтересовано в удобных и надежных механизмах сбора налогов, чем в стимулировании экономического роста. Поэтому чиновники предпочитают не акцентировать внимание на том, что длительный упор на косвенные налоги бесперспективен.
 
«Незаметные» налоги
 
По оценкам экономистов, доминирование косвенных налогов является сдерживающим фактором для экономического роста. Мировой опыт свидетельствует, что продолжение такой политики может привести к значительному снижению конкурентоспособности местной продукции, а соответственно, к падению производства.
 
Но косвенные налоги взимать проще. К тому же не исключено, что Минфин считает косвенные налоги меньшим злом с точки зрения социальной стабильности. Они включены в цену товара, и граждане платят их не напрямую, как налог на доходы или имущество, а малыми долями при каждом походе в магазин или оплате услуг. Эти налоги, хоть и бьют по карману не меньше, чем все остальные, но не так заметны. А потому власти рассчитывают, что сопротивляться повышению косвенных налогов население будет меньше.
 
К тому же большую роль играет привычка оглядываться на Запад. А после кризиса 2009 года и особенно в последнее время, в преддверии так называемой «второй волны», целый ряд стран Европы сделал ставку на рост косвенных налогов.
 
Многие страны ЕС повысили ставки НДС, чтобы преодолеть последствия кризиса. Самую высокую ставку - 27% - ввели в Венгрии. Параллельно повышаются ставки акцизов и увеличивается сумма налоговых доходов, формируемых за счет таможенных сборов.
 
Такая тенденция связана с тем, что в сложные времена у предприятия может не быть прибыли, может не быть дорогого имущества, подпадающего под налогообложение, но если оно хотя бы что-то продолжает продавать, оно неминуемо попадет на обложение косвенными налогами. Поэтому косвенные налоги в кризис обретают столь большое значение.
 
Пьянству бой!
 
В 2013 году в Молдове намечено повысить акцизы на крепкие алкогольные напитки для постепенного приведения их в соответствие с европейскими, а также обеспечение роста поступлений в бюджет. Так ставку акциза за литр абсолютного алкоголя спирта этилового неденатурированного с объемной долей этилового спирта 80% или более запланировано увеличить с 15 леев + 15% (фиксированная часть плюс адвалорная часть, то есть процент от таможенной стоимости товара) до 20 леев + 20% за литр абсолютного спирта. Такой же рост акцизов предусмотрен для таких напитков, как сидр, перри или сидр грушевый, напиток медовый, смесей из сброженных напитков и безалкогольных напитков.
 
А акциз на спирт этиловый неденатурированный с объемной долей этилового спирта менее 80%, дистилляты, ликеры и прочие спиртные напитки вырастет с 30 леев + 30% до 40 леев + 40%. Предусматривается также повышение акциза на пиво примерно на 5% - с 1,85 до 1,94 лея за литр (в соответствии с уровнем инфляции, прогнозируемой на будущий год).
 
Но это пока предварительные данные. Минфин в настоящее время проводит обсуждения по данному вопросу с производителями алкогольной продукции.
 
Кроме того, власти планируют поднять акцизы на сигареты с фильтром с 20 леев до 30 леев за 1 тыс. сигарет (фиксированная ставка) и с 24% до 30% от максимальной розничной цены (адвалорная ставка). Акцизы на сигареты без фильтра предполагается увеличить с 20 до 30 леев за 1 тыс. штук.

 В качестве обоснования приводится необходимость увеличения поступлений в бюджет, а также борьба с курением, которое отрицательно влияет на здоровье населения.
 
Согласно проекту, также планируется увеличить акциз на бензин с 2885 до 3030 леев за тонну, и на дизтопливо - с 1200 до 1260 леев за тонну. Это также делается для блага населения, ведь всем известно, какой вред наносят выхлопные газы природе.
 
«Забота» о фермерах
 
Изменения, предложенные Минфином, предполагают введение стандартной 20-процентной ставки НДС на первичную сельхозпродукцию вместо сниженной ставки НДС в размере 8% с прямым возмещением со стороны государства. При этом цели данного нововведения объясняются крайне размыто. То ли это элемент борьбы с теневой экономикой, то ли поддержка перерабатывающих предприятий, то ли еще что-то.
 
Представители аграриев оценивают новшество негативно. Как заметил  «МВ» председатель Союза сельхозпроизводителей «Униагропротект» Александр Слусарь, в той редакции, которую предложил Минфин, данную поправку сельхозпроизводители не поддержат. «Тех, кто работает по «серым» схемам, изменения налоговой политики волнуют меньше всего. А вот по тем, кто работает честно, повышение НДС может ударить очень больно, - отметил Слусарь. – У нас хорошая память, и мы не забыли, какая сложилась ситуация с возвратом НДС во время правления ПКРМ. Поначалу деньги возвращались, а потом в связи с кризисом выплаты прекратились. А пеня за опоздание с уплатой налога начислялась.
 
Разбираться, кто кому должен, пришлось целых два года. Вероятность нового кризиса сейчас не меньше, чем в 2009-м. Так что обещаниям о возмещении разницы аграрии не верят».
 
По мнению председателя Союза сельхозпроизводителей, в Молдове можно было бы применить схему, которая используется на Украине. Там действует специальный режим НДС на сельхозпродукцию. Производители начисляют НДС на свою продукцию, выписывают и выдают налоговый документ, но не перечисляют полученный НДС в бюджет, а относят его на доходы. Таким образом, эти суммы остаются в хозяйствах и облагаются у них подоходным налогом один раз – в конце года.
 
Освобождения станут больше
 
Власти планируют в 2013 году увеличить сумму годового дохода, с которого налог удерживается по низкой ставке в 7% с 25200 до 26700 леев. Предполагается также увеличить с 8640 до 9120 леев личное освобождение и освобождение на иждивенцев - с 1920 до 2040 леев. Изменение налоговых ставок проводится «для поддержания физических лиц с низкими доходами и постепенного переноса налогового бремени на население со средними доходами и доходами выше среднего». Целью увеличения размера личного освобождения является «поддержка граждан с низкими и средними доходами», а также «стимулирование заинтересованности физлиц декларировать свои реальные доходы и, следовательно, их налогообложение», - отмечается в документе.
 
Несмотря на столь высокие цели, увеличение суммы налогооблагаемого дохода и ежегодного личного освобождения планируется только на уровне роста инфляции, прогноз которой на 2013 год составляет 5%.
 
 Никаких прорывных мер в данной сфере не предвидится. Правительство так и не смогло изыскать возможности для освобождения от подоходного налога средств, потраченных гражданами на медицинское обслуживание или на образование детей. Ни слова нет и о том, чтобы освободить от налогов хотя бы прожиточный минимум. Минфин считает такие изменения в законе преждевременными.
0