1408

Священник Дмитрий Дудко: «Я низко кланяюсь Сталину»


Пожалуй, ни один политический деятель российской истории не вызывает таких противоречивых оценок, как Иосиф Сталин. Для кого-то он один из самых кровавых злодеев, каких только знал мир, а для кого-то – спаситель России и гениальный политик. Причём единства насчёт сего персонажа нет даже среди священников Православной церкви. Как известно, во время репрессий, получивших название сталинских, были расстреляны и осуждены тысячи священнослужителей. В«безбожную пятилетку» 1938-1943 годов планировалось закрыть последнюю церковь в СССР. И если бы не Великая Отечественная война, эти планы вполне могли осуществиться. И всё же находились и продолжают находиться священники, которые считают Сталина благодетелем Православной церкви, «богодарованным вождём» России. Недавно в издательстве «Книжный мир» вышла книга «Сталин и Церковь». По замыслу её автора-составителя П.Победоносцева,она должна перевернуть представление о Сталине, как о гонителе Церкви. В ней приводятся мнения самых разных людей, включая канонизированного Православной церковью святителя Луки, архиепископа Крымского, патриархов Московских и Всея Руси Сергия и Алексия I.


Какие же доводы у тех, кто желает обелить роль Сталина в истории Православной церкви 20-го века?
Главный аргумент – Сталин был государственником. И сам Бог избрал его орудием для того, чтобы Россия, преодолев революционную «разруху в головах», достигла небывалого в своей истории величия. С именем Сталина связывает священник Дмитрий Дудко (проведший многие годы в сталинских лагерях) отказ от идеи бесконечной революции в пользу построения социализма в отдельно взятой стране.


«…Если с Божественной точки зрения посмотреть на Сталина, то это, в самом деле, был особый человек, Богом данный, Богом хранимый, об этом пишут даже его противники, – размышляет о.Дмитрий. – Если бы победил Троцкий с его перманентной революцией… все мы были бы трудовой армией для тёмных сил. Но именно Сталин доказал практически, что социализм можно построить в одной стране и сохранил Россию… Поэтому я, как православный христианин и русский патриот, низко кланяюсь Сталину. 


Схожей точки зрения придерживается доктор исторических наук профессор Игорь Фроянов. «…По планам Троцкого и его единомышленников Россия должна была послужить горючим материалом для того, чтобы разжечь мировой революционный пожар. В этом пожаре, конечно, сгорела бы и сама Россия. Сталин поступил по-другому. Он национализировал Октябрьскую революцию, провозгласив лозунг «Построение социализма в отдельной стране». Это, на мой взгляд, было благом для исторической России. Я даже склонен утверждать, что, выдвинув план построения социализма в отдельной стране, в России, Сталин тем самым спас Россию от уничтожения. В этом его крупная историческая роль в судьбах России и русского народа.Конечно, Сталин не мог в этом случае игнорировать национальные традиции России и русского народа. Мы видим, как на протяжении 30-х годов происходит поворот руководства, его политики к национальным истокам. Это прежде всего коллективизм и общинность, умение жертвовать собой. Все это русский народ доказал на протяжении многих веков. Перед Сталиным в 30-е годы стояла задача построения мобилизационного общества. Иначе устоять было невозможно. Удержаться во враждебном окружении иначе было нельзя. Необходимо было все сосредоточить в одних руках. Сталин с этой задачей справился, но построение мобилизационного общества, конечно, было связано с большими издержками…»

Отец Евстафий, в храме которого несколько лет назад верующие молились на икону с изображением «вождя народов», уверен, что со временем вокруг Сталина начнётся почитание. Хотя о канонизации речь не идёт.
«…У меня было два отца (кроме Отца Небесного): один отец – это мой отец по плоти, а другой отец – это отец народов, который был строг, который ошибался, но который всё равно, тем не менее, имеет для меня высокое имя моего отца как отца моей страны. – признаётся на страницах книги о. Евстафий. – Именно поэтому любые нападки на Сталина и смешны, и отвратительны. Я не хочу слушать этих пуделей демократии, которые лают на мёртвого льва, я слушаю моё сердце, мою душу. Я поминаю Иосифа Виссарионовича Сталина на всех службах, где это уместно, особенно в день общей Победы нашего народа…

… По большому счёту история нашей страны – история тех, кто борется с русским народом, и история тех, кто всё-таки противодействует русофобии, кто всё-таки, в конечном счёте, в трудной борьбе защищает нашу землю, наш народ. И Сталин был человек, который противопоставил, порой даже предельно жестоким образом – свою жёсткость этой всемирной русофобии, которая и сегодня направлена на то, чтобы уничтожить русский народ и завладеть его территорией. Величие Сталина в том, что он не поддался русофобам, гениально разгромил «верных ленинцев».
Другой аргумент православных сталинистов и вовсе звучит дико для «неподготовленного» уха: Сталин, с именем которого связаны беспримерные гонения на христиан, на самом деле в тайне от своего окружения симпатизировал Православной церкви и даже был верующим.
Вот какой эпизод, посвящённый знаменитой встрече «вождя народов» с предстоятелями РПЦ, находим в книге.

«…Святейший патриарх Сергий (тогда ещё митрополит) после встречи со Сталиным 4 сентября 1943 года, (тогда было принято решение о возобновлении Патриаршества в нашей стране), на вопрос келейника патриарха архимандрита Иоанна (Разумова) как прошла встреча, ответил:
- Какой он добрый!.. Какой он добрый!..
Архимандрит Иоанн переспросил:
- Ведь он же неверующий.
Патриарх, седовласый мудрый старец, произнёс:
- А знаешь, Иоанн, что я думаю: кто добрый, у того в душе живёт Бог!
Вот что по этому поводу говорит священник Дмитрий Дудко: «Не случайно философ Н.Бердяев говорил: «Атеизм – это дверь к Богу с чёрного хода»... Сталин с внешней стороны атеист, но на самом деле он верующий человек, это можно было бы показать на фактах… Не случайно в Русской православной церкви ему пропели, когда он умер, даже «Вечную память», так случайно не могло произойти в самое «безбожное» время. Не случайно он и учился в Духовной семинарии, хотя и потерял там веру, но чтобы по-настоящему её приобрести…»

Итак, какие же доказательства «православности» Сталина находим в книге? Вот, например,цитата из подписанного им документа от 12.09 1933 г.
«… Планы архитектурных застроек (в Москве – СП) предусматривают снос более чем 500 оставшихся строений храмов и церквей.
На основании изложенного ЦК считает невозможным проектирование застроек за счёт разрушения храмов и церквей, что следует считать памятниками архитектуры древнерусского зодчества.
Органы советской власти обязаны принимать меры вплоть до дисциплинарной и партийной ответственности по охране памятников архитектуры древнерусского зодчества».

Или вот, например, ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ ПОЛИТБЮРО ЦК от 11.11.39  
Вопросы религии
 
В отношении к религии, служителям Русской Православной Церкви и православно верующим ЦК постановляет:
 
1) Признать нецелесообразным впредь практику органов НКВД СССР в части арестов служителей русской православной церкви, преследование верующих.
2) Указание товарища Ульянова (Ленина) от 1 мая 1919 года за №13666-2 "О борьбе с попами и религией", адресованных пред. ВЧК товарищу Дзержинскому и все соответствующие инструкции ВЧК-ОГПУ-НКВД, касающиеся преследования служителей русской православной Церкви и православно верующих, — отменить.
3) НКВД произвести ревизию осужденных и арестованных граждан по делам, связанных с богослужительской деятельностью. Освободить из-под стражи и заменить наказание на не связанное с лишением свободы осужденным по указанным мотивам, если деятельность этих граждан не нанесла вреда советской власти.
4) Вопрос о судьбе верующих, находящихся под стражей и в тюрьмах, принадлежащих иным конфессиям, ЦК вынесет решение дополнительно.
Секретарь ЦК И.Сталин


Или ещё эпизод, который, по мнению составителя книги, характеризует Сталина, как человека верующего. В нём описывается одна из встреч генсека с маршалом Василевским.«… Как вспоминал В.М. Молотов со слов маршала, однажды Сталин пригласил Василевского и стал расспрашивать его о родителях. А у него отец – сельский священник, и маршал не поддерживал с ним отношений.
- Нехорошо забывать родителей, - сказал Сталин. – А вы, между прочим, долго со мной не расплатитесь! – он подошёл к сейфу и достал пачку квитанций почтовых переводов.
Оказывается, Сталин регулярно посылал деньги отцу Василевского, а старик думал, что это от сына.
«Удивительно, но патриаршество было ликвидировано при православном, казалось бы, царе Петре I, а восстановлено при господстве большевиков-безбожников, – читаем в книге размышления православного публициста В.Шкляева. – Глаза наши до сего времени ещё закрыты. Мы, церковные люди, упорно не хотим видеть, что за период с 1939 по 1952 год не было созвано ни одного съезда партии. Но за этот же период была восстановлена в своих правах патриархия, проведено (три!) Поместных церковных собора с важнейшими вопросами, в числе которых – отказ от участия славянских поместных церквей в экуменизме.

…Как Церковь относилась к Сталину? Как и весь народ – с восторгом. Вот что говорил от лица Церкви её предстоятель митрополит Сергий (Старгородский) в 1944 году: «Глубоко тронуты сочувственным отношением нашего всенародного вождя, главы советского Правительства И.В. Сталина к нуждам Русской православной церкви, приносим Правительству нашему общесоборную искреннюю благодарность».
Враги наши говорят, что епископы лицемерили. Тогда приведу мнение о Сталине патриарха Александрийского Христофора: «Маршал Сталин является одним из величайших людей нашей эпохи, питает доверие к Церкви и благосклонно к ней относится…». Ему-то какой смысл был лицемерить?....
В период с 1941 по 1953 год было настоящее церковное возрождение! Сохранившиеся храмы были переполнены, открылось вновь около 22 тысяч приходов, семинарии, Академия…»
И всё-таки никуда не уйдёшь от факта, что при Сталине были расстреляны тысячи священников, закрыты и уничтожены тысячи храмов, в том числе главный символ русского Православия – Храм Христа Спасителя.
Однако и этим деяниям у адептов «православного сталинизма» находится своё объяснение и даже оправдание.
«...Нам, православным людям, испытавшим гонение за веру, нужно забыть обиду, как и подобает христианам, и с должным вниманием и любовью посмотреть на всё,– рассуждает священник Дмитрий Дудко. – Скажу о себе. Я тоже не понимал Сталина как следует, и в своих юношеских стихах писал: «И вы мне кажетесь палач, их погубивший, самый первый». Теперь я готов посмертно попросить у него прощения. Нет, он не был палачом, он многим спас жизнь, таким как Шолохов… И я, сидевший при Сталине и Брежневе, как и владыка Лука, готов воскликнуть:«Сталин – богодарованный вождь России». Народ, который в значительной части своей равнодушно относился к низверганию своих святынь… - этот народ должен быть наказан, – читаем размышления отца Евстафия. – И это наказание, в принципе, не ужасное. Это наказание, которое ведёт народ к лучшему. Это учительство, поскольку Бог является педагогом. И вот именно таким педагогическим, я уверен, приёмом, является то, что в нашей стране произошло с Православной Церковью в 20-е и 30-е годы. И это было частью деятельности Сталина...».  


http://cccp-revivel.blogspot.com/2012/04/ya-nizko-kanjaus-stalinu.html

0