964

Кризис идеологии в Румынии


В Румынии больше нет строгого раздела на правых и левых — теперь есть сторонники и противники действующей власти Правящие в Румынии «огнем и мечом» либеральные демократы забили тревогу. Четыре года партия Траяна Бэсеску горделиво и величаво вела страну в некие победные дали, хотя на деле оказалось, что Румынию загнали в болото — в трясину долгов. В Румынии больше нет строгого раздела на правых и левых: теперь есть сторонники и противники действующей власти и водораздел настолько высок и непреодолим, что предсказать, чем закончатся выборы, не может уже никто. В 2012 году Румынию ждут сразу два волеизъявления: всеобщие местные и очередные парламентские выборы. И в обоих случаях это будет выбор за или против ультралиберальной политики, основанной на диком капитализме, высоком уровне коррупции и разнузданной демагогии. Рассуждая о необходимости жить по правде, верить в истину и силу западного блока, великую миссию Румынии на Балканах и крепость блока НАТО, власти предлагают народу смириться с бесправием. Впервые румыны будут бороться на выборах не за свое будущее, а уже за самое что ни на есть настоящее.
Нехватка либерализма То, что правящая партия уже более года варилась в собственном соку, — самая чистая правда. В какой-то момент Демократическая либеральная партия потеряла для себя государственные ориентиры, как только кредит доверия Евросоюза оказался исчерпан. Еще в 2010 году первый вице-председатель Сорин Фрунзэверде заявил о провале государственной политики. Его голос тогда звучал, как шепот посреди политического грохота, источаемого президентом, однако оказался единственным близким к правде.
«Недопуск Румынии в Шенгенское пространство в марте 2011 года означает провал румынской внешней политики», — сказал он тогда, широко описав, что если ориентированная на Запад внутренняя политика повторит такой же путь, то можно ставить крест на всей президентской доктрине.
В те времена казалось, что Фрунзэверде — просто лидер фронды, кучки несогласных, что лишь добавляет пикантности ситуации. Однако прошло два года, и гром все-таки грянул.
 
 
Траян Бэсеску предсказал крах либеральной демократии Румынии, призвав правящую партию быть готовой к уходу в оппозицию.
Первый вице-пред-седатель правящей в Румынии партии объявил о выходе из рядов демократ-либералов и переходе в оппозицию. Вместе с ним к национал-либералам Крина Антонеску, входящих в объединенную оппозицию Румынии, перешли четыре десятка примаров и трое парламентариев. Это был удар под дых: из партии уходил лидер ее центристского крыла и некогда один из идеологов правоцентристских правительств Виктора Чорбя, Раду Василе и Мугура Исэреску. Уходило само олицетворение стабильности либеральной демократии Румынии.
«Тотальная слежка и полицейский режим, который установила власть, спровоцировали административный хаос, душат экономику», — заявил он, подчеркнув, что все доводы одуматься и перестать самоуничтожаться изнутри услышаны не были.
«Я верю в правые партии. Я и в дальнейшем буду считать демократ-либералов правой партией, но больше не верю, что подобное формирование в состоянии решить поднятые проблемы», — добавил Фрунзэверде.
Трещина Вслед за Фрунзэверде партию Бэсеску в течение шести дней покинули еще две знаковые фигуры — председатель уездного совета Нямц Василе Прутяну, а также депутат от уезда Тимиш Георге Чобану. Под вопросом еще несколько резонансных выходов: поговаривают, что еще один вице-председатель партии Михаела Попа готова сложить полномочия. Ушел сенатор Иосиф Секэшан, и вот он, итог: в Сенате оппозиция сформировала неустойчивое, но большинство с перевесом в один голос.
Как следствие правящие демократ-либералы уступила в опросах одновременно объединенной оппозиции, а также недавно созданной Партии народа Дана Диаконеску. Таковы результаты опроса, проведенного центром CSCI. Согласно представленным данным, оппозиционный Социал-либеральный союз получит на выборах 56 процентов голосов, Партия народа — 14 процентов, а демократ-либералы — 13 процентов. Эту трещину уже не залить никаким политическим бетоном, и даже неукротимая воля президента не способна изменить ситуацию.
«Траян Бэсеску более не представляет политического авторитета для партии, его более не признают. Его реальное влияние было слишком переоценено его же противниками», — заявил евродепутат Кристиан Преда, подчеркнув, что ряд руководителей правящей партии осознают бедственное положение формирования в преддверии очередных парламентских выборов.
«В то же время демократ-либералы не признают премьера Унгуряну как политического лидера. Мы можем лишь надеяться, что вокруг него сформируется амбициозная политическая среда, как вокруг Демократической конвенции в свое время», — подчеркнул он, и это стало его концом: через два дня из партии его исключили.
Грязная игра Осознав, что крах близок, правящая коалиция пошла на беспрецедентный шаг: от премьера Михая-Рэзвана Унгуряну потребовали срочно выделить из бюджета крупную сумму на поддержку лояльных местных властей, чтобы свести муниципальные выборы к удовлетворительной ничьей.
«Премьер практически хлопнул дверью зала, где в понедельник шло заседание коалиции, и сказал, что не поддастся давлению», — сообщил на условиях анонимности один из очевидцев переговоров с Унгуряну.
Позднее кабмин сломали: 650 миллионов румынских леев утекали на политический популизм, но поможет ли это? Президент Бэсеску, к слову, честно признал, что либеральная демократия стоит на краю и еще через несколько шагов упадет в пропасть.
Бэсеску призвал правящую партию готовиться к возможному переходу в оппозицию. Как сообщает агентство Mediafax, ссылающееся на свои источники, об этом глава государства заявил в ходе ночной встречи с руководством партии во вторник.
Глава Румынии отметил, что в качестве единственного выхода для демократ-либералов он видит получение номинального большинства на ноябрьских парламентских выборах, чтобы у него было законное право провести консультации по назначению премьер-министра именно с демократ-либералами, после чего можно будет склонить к коалиции одну из партий объединенной оппозиции.
Согласно законодательству Румынии, право предложения президенту кандидатуры премьера имеет партия, набравшая больше остальных по итогам выборов и пользующаяся тем самым преимуществом при формировании правящего альянса. Подобная уловка помогла демократ-либералам выгадать время после развала коалиции с социал-демократами в 2010 году.
 
«Если же нет, то уйдете в оппозицию», — предупредил президент, добавив раздраженно, что не видит смысла в исключении всех партийцев, критикующих формирование или его самого.
«Вы что, хотите выгнать всех?» — зло бросил глава государства, закрывая встречу и понимая, что шансы на победу призрачны как никогда, если учесть, что власти в третий раз за полтора года отказываются от обещаний поднять зарплату и восстановить социальные гарантии населения.
0