578

Михай Гимпу - один из главных "врагов России"

 

«Московские новости» решили напомнить, кто из современных мировых государственных деятелей строит свою политику на антироссийской риторике.
Джон Маккейн, американский сенатор-республиканец 

Джон Маккейн, кандидат в президенты США от республиканцев в 2008 году, известен как «главный русофоб Америки». Нелюбовь к нашей стране, возможно, зародилась у него во время вьетнамской кампании. В 1967 году самолет Маккейна сбил советский летчик, американца взяли в плен и продержали в тюрьме пять с половиной лет. Маккейн резко критикует военную политику России и видит в лице российского руководства «красную угрозу». Его фраза о трех буквах «КГБ», которые он увидел в глазах Путина, стала крылатой. Джон Маккейн постоянно критикует политику Владимира Путина. Во время «арабской весны» он то и дело замечал, что для российского лидера это повод понервничать. «Я не думаю, что все эти события ограничены Ближним Востоком. Этот ветер перемен дует и разносится, и если бы я был Владимиром Путиным, то вел бы себя чуть менее самоуверенно, находясь в Кремле со своей кликой из КГБ», — заявил сенатор в интервью телекомпании CBS. 

Михай Гимпу, лидер Либеральной партии, экс-председатель парламента и бывший и.о. президента Молдавии 

Михай Гимпу негодовал по поводу того, что Россия не признает советской оккупации Молдавии, а значит, «все еще намеревается нас оккупировать». Он убежденно доказывал, что Россия продолжает гнуть линию СССР, требовал вывода российских войск из Приднестровья. В ноябре 2010 года он даже написал письмо генсеку НАТО Андерсу Фог Расмуссену, попросив надавить на Москву, чтобы та вывела своих солдат с территории непризнанной республики: «Российские войска являются не только постоянным источником угрозы безопасности Молдовы, но и подпитывают приднестровский сепаратизм, поскольку тираспольские сепаратистские лидеры видят в нахождении российских войск, дислоцированных в этом регионе, моральную, политическую и материальную поддержку своим действиям. <...> Российская Федерация сможет шантажировать Республику Молдова, если та не даст своего согласия на российское военное присутствие в Приднестровье. В таком случае России не останется ничего иного, как признать Приднестровье». Гимпу отказался от участия в Параде Победы в Москве и издал указ об именовании 28 июня 1940 года днем советской оккупации. Он постановил сделать эту дату днем памяти жертв советской оккупации и тоталитарного коммунистического режима. Однако конституционный суд это постановление не поддержал. 

Михаил Саакашвили, президент Грузии 

Михаил Саакашвили клеймит Россию с 2004 года. Он обвиняет соседа в попустительстве сепаратистским устремлениям Южной Осетии и Абхазии, давлении на страны постсоветского пространства, контрабанде радиоактивных материалов «с оккупированных грузинских территорий», наконец, в лживости. Особенный накал его высказывания приобрели во время событий в Южной Осетии в 2008 году. Сегодня Михаил Саакашвили, персона нон грата в России, не забывает о северном соседе. «Что бы ни произошло в России — с ее сегодняшним курсом и сегодняшней политикой, какие бы выборы они ни проводили, при нынешней власти у них нет будущего, ибо они строят прошлое. Они не только восстановили гимн СССР, не только стремятся воссоздать советскую империю. Они духовно возвращают страну назад. А мы строим будущее, а значит, мы непременно достигнем своего», — сказал Михаил Саакашвили после выборов 4 марта 2012 года. 

Наото Кан, бывший премьер-министр Японии (2010—2011 годы), лидер Демократической партии 

В период премьерства Наото Кана отношения между Россией и Японией не складывались — вновь разгорелся территориальный спор о Южных Курилах. За несколько месяцев острова посетили пятеро высоких чиновников РФ, в том числе президент Дмитрий Медведев. После визита российского президента на Кунашир 1 ноября 2010 года Наото Кан поспешил высказать свое недовольство, хотя и призвал к диалогу между странами: «Я считаю визит президента России Дмитрия Медведева на Кунашир непозволительной грубостью. Я лично выразил в связи с этим решительный протест президенту России на нашей встрече в Иокогаме. При этом я вновь подчеркнул важность обсуждения этой проблемы на высшем уровне и призвал к продолжению переговоров». Заявления премьер-министра было достаточно для начала скандала, который перерос во взаимные упреки на высшем уровне и бурление в обществе: радикалы в Токио осквернили российский флаг, в посольство России в Японии прислали пулю. 

Юри Хякямиес, министр экономики Финляндии 

В 2007 году, когда Юри Хякямиес еще занимал пост министра обороны, он прославился резким выпадом в адрес России. Главу оборонного ведомства Финляндии тревожил военный потенциал соседа. «Три главных вызова для безопасности Финляндии теперь — это Россия, Россия и Россия», — заявил Юри Хякямиес в ходе визита в США в 2007 году. Он поспешил добавить: «Задача Финляндии — придумать средства, как сделать так, чтобы Россия стала ответственным партнером в Европе». Но всем запомнилась первая фраза — она облетела ленты новостей и вызвала склоки внутри кабинета министров Финляндии и за рубежом. После скандала Юри Хякямиес не успокоился и продолжал ругать Россию за крупные траты на оборону. «Стремление России играть более важную роль выражается в том, что она увеличивает расходы на оборону, в то время как, например, США и крупнейшие страны ЕС добиваются их сокращения. Соединенные Штаты, Франция и Германия заявили о своей цели по сокращению расходов на оборону в течение пяти лет на 15%, а Россия заявила о своем намерении увеличить расходы на 20% в следующем году. Россия делает это, чтобы укрепить свой статус сверхдержавы», — сказал он перед парламентскими выборами в 2010 году. 

Ярослав Качиньский, бывший премьер-министр Польши (2006—2007) 

Политик неоднократно выражал недовольство российской политикой. В 2010 году, когда его брат-близнец, президент Польши Лех Качиньский, погиб в авиакатастрофе под Смоленском, эта критика приобрела конкретные черты. Ярослав Качиньский заявил, что в катастрофе повинна российская сторона. Недовольный ходом расследования, он собирался подключить к делу конгресс США. «Решения российской стороны способствовали катастрофе. Действовали они умышленно или это был обычный бардак, трудно понять», — сказал Ярослав Качиньский. Кроме личной трагедии политика беспокоят территориальные притязания соседа и исторический конфликт. Он требует компенсации за произошедшее в Катыни во время второй мировой войны. «Меркель (Ангела Меркель. — «МН») принадлежит к тому поколению немецких политиков, которое хотело бы возродить немецкую имперскую власть. Стратегический союз с Москвой является частью этого плана», — пишет Ярослав Качиньский в книге «Польша нашей мечты» 

Андрус Ансип, премьер-министр Эстонии 

В 2007 году Ансип активно выступал за перенос памятника воину-освободителю в Таллине. А уже в 2008 году потребовал от России извинений за советскую оккупацию республики. «Думаю, что прежде всего мы должны ожидать извинений. Извинений, идущих от всего сердца. И требования здесь не помогут. Россия должна нравственно созреть для этого. Если Россия станет демократическим государством, уважающим европейские ценности, это будет лучшей компенсацией для Эстонии», — сказал он в 2008 году в интервью газете Postimees. В феврале 2011 года разразился новый скандал. Андрусу Ансипу не понравился визит главы РЖД Владимира Якунина в Эстонию: «Мне кажется, визит главы «Российских железных дорог» подозрительным, а все, кто пожелает с ним встретиться, также внушают подозрения. Ведь не секрет, что в России есть силы, которые по-прежнему хотят вовлечь Эстонию в сферу своего влияния и навязать нам волю Москвы». 

Вайра Вике-Фрейберга, экс-президент Латвии (1999—2007) 

Политик известна своей стойкой нелюбовью к России. Сейчас она входит в группу экспертов Евросоюза и при случае, например на саммите НАТО, критикует Россию. «Балтийскую железную леди» беспокоит оборонная политика России, экономическая зависимость Запада от поставок российской энергии, территориальные споры и вообще непредсказуемость соседа. «России и ее лидерам трудно переварить независимость стран Балтии, которых она домогалась со времен Петра Первого. У России проблема с признанием нас как суверенных государств. Они говорят нам, что у нас никогда не было Толстого и Достоевского. Я с удовольствием читаю этих писателей, но они не имеют никакого отношения к нашему праву жить здесь», — заявила она в 2005 году. «Россия непрогнозируема. Они сами порой говорят, что будет так, а в конце концов поступают по-другому. С Россией понадобится очень большое, продолжительное терпение», — сказала Вайра Вике-Фрейберга в 2007 году, незадолго до ухода с поста президента. 

Дэвид Милибанд, бывший министр иностранных дел Великобритании (2007—2010) 

Вступление Милибанда в должность министра в 2007 году ознаменовалось дипломатическим скандалом — Россия и Великобритания поссорились из-за убийства Александра Литвиненко. Британские власти обвинили в совершении этого преступления гражданина России Андрея Лугового, а Россия отказалась его выдать. «Россия по праву претендует на важное место в международных отношениях, но при этом должна следовать всем международно-правовым нормам, быть ответственным игроком на международной арене», — сказал Милибанд в 2007 году. Страны заморозили отношения во многих сферах. Позже Дэвид Милибанд критиковал действия России в Грузии, заявляя, что России не удастся «спрятаться под ковер». «Россия все еще не нашла свое место на карте нового региона, — говорил он. — Президент России сказал, что он не боится новой холодной войны. Но мы не хотим новой холодной войны. Именно президент России ответствен за то, чтобы эта война не началась». 

Митт Ромни, претендент в кандидаты в президенты США от Республиканской партии 

Экс-губернатор штата Массачусетс и лидер республиканцев никогда не проявлял симпатий к России, но его уколы не выходили за рамки умеренной критики. В разгар второй для него президентской гонки он объявил Россию врагом. Дмитрий Медведев в свою очередь дал республиканцу совет «включить доводы рассудка». Тот остался верен себе и разразился критикой перезагрузки российско-американских отношений в журнале Foreigh Affairs. Митта Ромни пугает ядерный потенциал, энергетическая и внутренняя политика России: «Вовсе не случайно то, что президент Медведев сегодня атакует меня. Русские определенно предпочитают иметь дело с сегодняшней администрацией Белого Дома». 

 

pan.md

0