Михаил Бергман: «В Молдове был траур, когда Смирнов проиграл!»
Михаил Бергман, помощник и специальный представитель в Москве лидера непризнанного Приднестровья Евгения Шевчука, дал интервью кишиневскому телеканалу Publika TV, где выступил с серьезными разоблачениями.
В частности, бывший комендант Тираспольского гарнизона рассказал об истоках приднестровского конфликта, о контрабанде оружия из Приднестровья и крупных финансовых махинациях, организованных режимом Смирнова, о том, что в преступные схемы были вовлечены «большие люди» в Москве и Кишиневе, а также о проблемах, с которыми ныне сталкивается Евгений Шевчук.
РИА «Новый Регион» предлагает выдержки из интервью Михаила Бергмана.
О начале приднестровского конфликта и расхищении оружия
«На защиту русскоязычного населения со всей территории бывшего СССР хлынули люди с очень плохим прошлым, многие были судимы. В первую очередь, они кинулись туда для обогащения, чтобы разворовать склады 14-й армии и продать это оружие», – рассказал генерал о событиях начала 90х годов на Днестре.
«Первое оружие, которое попало в руки приднестровских гвардейцев, было собрано со всей территории Молдавской ССР, это было оружие, находившееся в КГБ. На склады 14-й Армии было привезено 400 автоматов», – сказал Бергман.
По его словам, самая большая ошибка тогдашнего командующего армией Геннадия Яковлева была в том, что он передал это оружие приднестровской армии. «Это оружие забрал Штефан Кицак, тогда председатель комитета обороны. Оно сразу попало во второй гвардейский батальон, и буквально на следующий день его стали продавать в Одессе», – добавил собеседник кишиневского телеканала.
По словам Бергмана, когда оружие попало в ведение Смирнова, назначенный позже командармом Александр Лебедь три месяца «воевал» с приднестровским лидером, требуя узаконить эти стволы. При этом Бергман вспомнил, что в те дни пришла шифрограмма из Москвы от начальника Генштаба: «…после передачи оружия шифротелеграмму сжечь». Комендант тогда понимал, что «потом концов не найдешь», и выступал против, но Яковлев отдал оружие. «Официально эти автоматы должны были попасть на склады 14-й Армии, но, естественно, их никто не передал. Оно осталось на учете КГБ», – уточнил генерал.
Он также рассказал, что все командующие 14-й Армией были настроены против молдавского руководства, потому что они и их семьи опасались националистической угрозы, а «в Молдове не понимали, что вопрос можно решить мирным путем». Бергман далее заявил, что в Молдове склонялись к военному решению, потому что тоже получили немало оружия от 14-й Армии.
«Это Бельцкая мотострелковая дивизия со складами вооружения, Унгенский артиллерийский полк, авиационный полк в Маркулештах с современными истребителями МиГ-29, а самое главное, танковый полк во Флорештах», – сообщил Бергман.
Он в свое время поднял вопрос о том, что много оружия было попросту раздарено Смирновым за его подписью. «Эти акты у меня. Но результатов нет, потому что оружие попало в руки тех людей, которые сегодня имеют большую власть не только в Москве, но и в Молдове и Белоруссии. Они, получив это оружие, молчат. Они не хотят, чтобы этот вопрос поднимался», – сообщил генерал. Он не стал называть конкретных имен, уточнив, что для этого надо «поднять документы».
Он выразил уверенность в том, что приднестровский конфликт возник «из-за бездарности молдавских руководителей». «Если бы Лебедь не вмешался, вся российская армия перешла бы под контроль Приднестровья, и военный конфликт не закончился бы так, как это было в 1992 году, а 14-я Армия дошла бы до Кишинева и дальше», – сказал генерал.
О заинтересованности Молдовы в существовании конфликта
Михаил Бергман напомнил о последней личной встрече Игоря Смирнова и Владимира Воронина (в марте 2009 года – прим. РИА «НР») с Дмитрием Медведевым. «Был прекрасный разговор, практически вопрос был решен, но как только Воронин приехал в Кишинев, он на следующий день заявил «Смирнова на свалку». Почему? Молдове нужно Приднестровье как черная дыра», – подчеркнул генерал.
«Сегодня в Молдове нет никакой власти, вот уже три года. Выгодно ли это руководителям Молдовы? Я все больше в этом убеждаюсь. Потому что семья Смирнова создала «Газпромбанк». Разграбили и российскую гуманитарную помощь, через него прошли огромные средства, миллиарды долларов, в том числе тех людей, которые сегодня руководят Молдовой», – сказал Бергман.
Он снова воздержался от указания конкретных имен, поскольку ранее было возбуждено уголовное дело, которое, однако, закрыли высокопоставленные люди, участвовавшие в отмывании денег. Говоря о позиции официального Кишинева, собеседник телеканала выразил уверенность в том, что нынешнему руководству Молдовы президент не нужен, «их устраивает такая ситуация». «Будет дыра в Тирасполе – будут гнать туда деньги», – добавил Бергман.
Он также напомнил, что на прошедших в декабре в Приднестровье президентских выборах Россия поддержала одного из кандидатов, а Молдова не поддержала никого. «Но в Молдове был траур, когда Смирнов проиграл. Потому что Молдова потеряла лазейку, через которую можно было провозить оружие, обналичивать деньги. Их это устраивало, они молчали», – заявил Бергман.
Говоря об уголовных делах в отношении членов семьи Игоря Смирнова, генерал заметил, что молдавская верхушка молчит по этому поводу. «Их расчет был такой: Смирнов уйдет, они возьмут с него деньги, и все будет шито-крыто. Однако Смирнов не отдает деньги, они остались в Тирасполе», – сказал бывший комендант.
Он также напомнил о судебном процессе против Смирнова, в рамках которого Бергман рассказал о счетах бывшего приднестровского лидера в Австрии и других странах, где аккумулировались деньги, полученные от продажи оружия, от контрабанды, начиная с 1991 года. «Я выступил по телевидению, но дело так и не сдвинулось. Потому что тогда Лебедь конфликтовал с министром обороны РФ Павлом Грачевым, с которым Смирнов нашел общий язык, и Грачев не дал делу хода», – пояснил Бергман.
О пропаже имитаторов ядерного взрыва и военных складах
Бергман остановился и на деле о пропаже из Приднестровья двух имитаторов ядерного взрыва со складов 14-й Армии, из расположения Бендерской ракетной бригады. «Это та же атомная бомба, только без светового излучения и радиации. Еще тогда Лебедь написал об этом рапорт в Минобороны РФ, но до сих пор неизвестно, где эти рапорты и какой ответ на них. Никто не хочет искать их», – уточнил Бергман.
Он затронул и вопрос военных складов бывшей 14-й Армии в селе Колбасна в Приднестровье. «На складах осталась одна труха. Если наступит время «Ч», оно там взорвется и не будет половины Молдовы и заденет часть Украины. При Смирнове это оружие было заложником отношений Молдовы и России», – сказал Бергман.
По его словам, большую ошибку совершил бывший премьер-министр России Виктор Черномырдин, который в Одессе (очевидно, речь идет об одесских соглашениях 20 марта 1998 года – прим. РИА «НР») заявил, что часть оружия принадлежит приднестровской стороне. «Потом Смирнов заявил, что все оружие приднестровское. Сегодня вывозу боеприпасов противится Украина. Проблему нельзя оставлять на самотек, ее должны решать президенты. А кто это будет делать? Сегодня в Молдове не с кем решать», – сказал Бергман.
О реванше «старой гвардии» и будущем Приднестровья
«Беглые люди, такие как Антюфеев и его команда, сбежали из Тирасполя, находятся в Москве и ждут реванша. Они хотят любым путем сместить Шевчука, чтобы опять создать это криминальное государство. Надо помочь Шевчуку навести порядок», – рассказал Бергман.
Он напомнил, что основатели тираспольского режима «создали криминальную республику, через таможню гнали контрабанду, в том числе с правого берега». «Молдове это было за счастье. Сыновья Смирнова работали с сыном Воронина, с сыновьями других известных в Молдове людей. Я бы назвал все фамилии, но хочу, чтобы это дело не было остановлено, чтобы все получили по заслугам», – заявил генерал.
Он напомнил, что Шевчук отправил в отставку «главного кукловода» – Владимира Антюфеева. «Весь криминал проходил через Антюфеева, он ни разу не допустил, чтобы проверили, например, таможенный комитет. Шевчук с большим трудом уволил его, и тот тут же имитировал подрыв своей квартиры гранатой», – рассказал собеседник кишиневского телеканала. По его словам, Антюфеев не просто уехал, а именно удрал из Тирасполя. «Он всегда пакостил и удирал. Сегодня он собрал своих головорезов и думает, что опять придет к власти», – добавил бывший комендант.
Отвечая на вопрос журналиста телеканала о будущем Приднестровья, Бергман выразил уверенность в том, что Левобережью надо дать автономию, Республика Молдова должна остаться целостной. «Если Молдова захочет уйти в Румынию, Приднестровье автоматически становится отдельным государством», – добавил он. Но сейчас, отметил Бергман, в Молдове «не с кем говорить».
«В Кишиневе должна быть крепкая власть, она должна уметь разговаривать и с Россией, и с ООН, и в первую очередь с новым руководством в Тирасполе», – полагает генерал. В то же время он считает, что пока воссоединение двух берегов невозможно, так как «в Молдове затяжное безвластие, и во что это может перерасти, мы уже видели в апреле 2009 года».
«За Смирновым стоят большие люди с большими деньгами, он миллиардер. Его дети, и Оксана Ионова (бывший председатель Центробанка Приднестровья), и Олег Бризицкий (ее заместитель) остались в Тирасполе. «Они все граждане России, уголовное дело должно быть продолжено. Все должны говорить об этом, просить, чтобы дело не было остановлено. Потому что завтра придет другой Смирнов, и повторится все то же самое. Они будут шантажировать тех, с кем имели дело», – заявил в заключение Бергман, имея в виду и политиков Молдовы.
nr2.ru