1416

Подорожание проезда в столичных маршрутках неминуемо

 

Руководители кишиневских микроавтобусных маршрутов готовят документы, обосновывающие необходимость повышения стоимости проезда в маршрутке до 5 леев. Что ответит примэрия?
Рассмотрим причины, побудившие владельцев микроавтобусов требовать повышения цены на проезд до 5 леев. 

Первая причина - подорожание жизни. При стабильном тарифе и зарплаты водителей остаются стабильными. Чем стабильнее зарплата, при растущей инфляции, тем сильнее брюзжание жен. 


Тем меньше за рулем городских маршруток качественных водителей - с большим опытом работы, неконфликтных, и тем больше случайных людей с профессиональными водительскими правами, нарушающих правила, хамящих пассажирам, устраивающих гонки с обгоном. 


- Водители уезжают в Москву, водить троллейбусы, автобусы, такси и маршрутки. Некоторые, как мы знаем, работают даже в метро, - говорит Николай Середняк, директор транспортного кооператива Auto-Rapid. - Зарплата там не меньше $2 тыс. в месяц. При таких предложениях нам удержать высокопрофессионального водителя очень сложно. Нечем его привлечь. 


Вторая причина, самая больная на сегодня, - амортизация подвижного состава. Срок эксплуатации городской маршрутки законодательно ограничен 15 годами. По достижении 15 лет со дня выпуска микроавтобус с городского маршрута снимается. По словам Николая Середняка, на городские линии сейчас ставят машины 2005-2008 годов выпуска. 


Средняя стоимость такого микроавтобуса - 28 тыс. евро. Через 8-12 лет его надо менять. То есть за эти годы владелец должен заработать на другой микроавтобус, цена которого уже будет выше - техника дорожает. Это значит, что владельцу городской маршрутки необходимо откладывать каждый год примерно 4 тыс. евро (380-400 евро в месяц) на приобретение другого автобуса. 


Процент амортизации закладывается в тарифы по перевозке грузов, в цену авто-, авиа-, железнодорожного билета - это обычная мировая практика. 


- А у нас теперь отчислений на амортизацию нет, - говорит Николай Середняк. - С 5 марта на 80 банов, до 16,47 лея, подорожал литр дизтоплива – почти на 5%. Это повышение лишило нас последней возможности формировать амортизационный фонд. То есть маршрутки начали работать себе в убыток. 


- Да, - подтверждает Михаил Реус, директор автопредприятия Dac-trans-service. – Согласно методологии расчетов, утвержденной нашим Минтрансом, себестоимость перевозки городским микроавтобусом одного пассажира сегодня составляет 6,63 лея. Мы же просим 5 леев. А работаем за три лея. 


В расчетные 6,63 лея проезда входят процент на амортизацию, различные налоги, зарплата водителей и прочие траты. Отчислений на амортизацию уже нет. От налогов увернуться невозможно, поэтому экономим на ТО (техобслуживании) и ужесточаем эксплуатацию водителей. ТО микроавтобус должен проходить через каждые 10 тыс. километров пробега, чего мы не делаем.


А водителей заставляем работать сверх нормы - за счет обеденного перерыва, за счет удлинения графика работы. За счет таких и некоторых других ухищрений нам удавалось продержаться на уровне трех леев. 


Водитель тоже обладает способностью приспосабливаться. В редакцию поступают жалобы, что в вечернее время в маршрутках опасно ездить. Одна из наших сотрудниц, пользующаяся микроавтобусным маршрутом, который соединяет Телецентр с Рышкановкой, жаловалась, что водители все время переговариваются по мобильнику с другими машинами на маршруте:  «Придержи его... прижми к бордюру... не пускай, я пока проскочу». «Как-то раз, - рассказала сотрудница, - нас грубо обогнала маршрутка и перегородила нам дорогу. Так и стояла, пока мимо прошла другая машина. Наш водитель даже не шелохнулся. Наверное, это у них в порядке вещей».   


Михаил Реус выслушал эти жалобы и сказал:  «Это происходит на всех маршрутах. Еще водители дерутся за пассажиров. С теми, кого мы ловим, стараемся бороться пунктами КЗоТа (Кодекса законов о труде) - предупреждение, выговор, строгий выговор. 


Если эти наказания не действуют, следует увольнение, согласованное с профсоюзным комитетом. Опять же причина такого поведения на маршрутах в том, что уходят подготовленные водители, а их место занимают случайные люди».   


Два года назад, когда ситуация внутри микроавтобусной «отрасли» была помягче и поспокойнее, корреспонденту «Панорамы» выпал случай поговорить 30-летним водителем, уволившимся с маршрутки. Он завербовался в какую-то немецкую фирму водить магистральные автопоезда – «фуры» в просторечии. «Ад, конечно, - охарактеризовал он свою новую работу, - но эти микроавтобусы не лучше».   


Водитель маршрута, связывающего Старую Почту с Телецентром, объяснил ситуацию с работой, щедро пересыпая свою речь непечатными эпитетами. Этому водителю за 50 лет, по современным возрастным требованиям, «он вышел в тираж», даже для такой работы, как изнуряющее вождение немецкой «фуры», поэтому он прочно привязан к работе на столичной рейсовой маршрутке. «С 6 часов утра (на часах около трех часов дня) я сделал 4  рейса, - говорил он. - Потом заправился. Заплатил за горючку 489 леев, и на руках осталось 80 леев. Это что, деньги?! А всё оптимизация маршрутов. 


Изменили трассы маршрутов, продлили их, изменили направление движения, вот и выскакивают чужие маршрутки на наши трассы, и «чистят» наш маршрут, то есть подбирают пассажиров, которые раньше садились в наши микроавтобусы. Нет пассажиров - нет заработка, посмотрите, середина дня - полупустой салон»  


«Полупустой» - это было еще мягко сказано. В салоне на 21 сидячего пассажира ехало всего пять человек. Один из них ребенок лет 3-4, то есть «бесплатник». А маршрутка, между прочим, отходила от очень богатого на пассажиров места - остановки на пересечении Измаильской и Штефана чел Маре, рядом с магазином Unic, бывшим ЦУМом. Поэтому, чтобы набрать достаточное количество пассажиров, водителям микроавтобусов приходится «резинить». 


Николай Середняк объяснил этот термин. «Резинить» значит растягивать время движения по маршруту. Дольше едешь, больше собираешь пассажиров, так собирается дополнительная выручка. Есть ведь статистика - сколько пассажиров в течение часа пользуются конкретным маршрутом. Допустим, за полчаса движения на одну маршрутку получается 20 человек пассажиров. 


А микроавтобус вместо получаса плетется по маршруту 45 минут и собирает не 20, а 30 пассажиров. Вот отсюда звонки по мобильнику одного водителя другому: «Придержи его, притормози его» - выдавливают конкурентов. 


Ситуация с тарифами осложняется тем, что водителю приходится платить массу налогов. Помимо обязательных для всех машин налогов и ежемесячных отчислений в муниципальный бюджет водитель платит за два техосмотра в год, за справки у нарколога и т.д. и т.п. Эти налоги входят в общую себестоимость проезда и отражаются на конечном размере проездного тарифа – то есть рассчитывается за них пассажир микроавтобуса, когда расплачивается за проезд. 


Не будь столько налогов, быть может, микроавтобусы удовлетворили нынешние 3 лея за проезд. Поскольку по роду работы автору статьи приходится часто пользоваться услугами столичных маршруток, его вполне бы удовлетворил такой вариант – сохранение действующего проездного тарифа в 3 лея и снижение части навешанных на микроавтобусы налогов. Но это из области несбыточных мечтаний. Как бы не придумали дополнительные налоги. 


- Ежемесячно примэрия дает 30 тыс. леев дотаций на каждый городской автобус, - говорит Николай Середняк. - А мы не только обходимся без дотаций, но ежемесячно отчисляем по 2-3 тыс. леев в муниципальный бюджет. А где специальные остановки-«карманы» с оранжевой треугольной «змейкой» перед ней - знак остановки общественного транспорта? Если бы водители знали, что на трассах муниципальная мобильная бригада ведет контроль, они бы и вели себя аккуратнее. Налоги с нас берут регулярно, а помощи практически никакой. 


Примэрия отказалась рассматривать вопрос о повышении тарифа. Мотив отказа - не все маршруты предоставили расчеты по расходам на обслуживание маршрута. «Наше предприятие тоже не представило, - сказал Михай Реус. - Это очень сложные расчеты, на восьми страницах, которые в примэрии все равно читать не будут. В них нужно долго и нудно разбираться, не будут они этим заниматься. Они просто говорят: вы же работаете, перевозите пассажиров. Ну и перевозите».   


- И что в таком случае вы будете делать? - спросил корреспондент «Панорамы». 


- В таком случае мы пишем заявление в примэрию о проведении предварительной забастовки, - объяснил Николай Середняк. - В салонах микроавтобусов вывешивается объявление: такого-то числа, с такого-то времени проводится предварительная двухчасовая забастовка. Если такой шаг на муниципальные власти не действует, объявляется забастовка до полного удовлетворения наших требований.
 
pan.md

0