628

Демократия: Европа ограничений и политического надзора

Гюнтер Лахманн 
 

Демонстрация в Афинах 10 февраля 2012 года против политики экономии Еврокомиссии. Полиция пытается подавить гражданские протесты со всей решительностью.
 
 
В течении этих дни прояснится, как Еврокомиссия и правительства стран ЕС представляют себе будущую Европу. Это централизованное образование, которое в будущем сможет напрямую управлять государственными бюджетами стран-участниц.
 
 
Озвученные в прошедшем ноябре еврокомиссаром по финансам Олли Реном намерения теперь находятся в Европейском совете в виде «институционального досье» от 16 февраля 2012 года.
 
 
Это «Проект постановления Европейского парламента и совета об общих правилах надзора и оценки (...) общегосударственного бюджетного планирования (...) и коррекции превышения дефицита стран-членов евро-зоны».
 
 
Странные формулировки
 
 
Этот документ содержит их в себе не только по содержанию, но и в отношении языка. Так как читатель неизбежно чувствует в формулировках напоминание о временах «реального социализма», когда сообщается, например, следующее: «Важной вехой в этом календарном плане должно быть обнародование проекта центрального госбюджета к 15-му октября».
 
 
И далее: «Так как должно быть обеспечено соблюдение положений пакта стабильности и роста на уровне сектора "государство" и достижение бюджетных показателей требует согласованного составления бюджета в составных частях этого сектора, одновременно с публикацией центрального госбюджета должны быть обнародованы также основные параметры бюджетов всех остальных частей сектора "государство"».
 
 
Для лучшего понимания: под «центральным государством» здесь понимается союзное государство в странах с федеративным устройством, а не ЕС, как можно было бы подумать. А понятие «сектор "государство"», кстати, подразумевает собственно государство, а другие сектора являются государственными отраслями, как, например, Федеральное агентство по занятости или пенсионному страхованию.
 
 
Далеко идущее государственное дирижирование
 
 
Тематически уже пункт 4 придаёт предыдущей декларативной части взрывной смысл: «В целях обеспечения надлежащего функционирования экономического и валютного союзов договор разрешает принятие специфических мер для евро-зоны, которые выходят за рамки правил, действующих во всех странах-членах».
 
 
Под «специфическими мерами» подразумевается далеко идущее государственное дирижирование, это значит, каждая европейская страна должна теперь принимать меры, чтобы добиться поставленных Брюсселем целей. Таким образом, все 16 стран-участниц евро-зоны должны устанавливать свои госбюджеты по предписаниям Брюсселя. Это должно происходить в одном «европейском бюджетном семестре».
 
 
По представлениям комиссии и совета в будущем все правительства должны будут уже до середины апреля, самое позднее до 30 апреля, согласовать свою бюджетную и экономическую политику на следующий год с Брюсселем. К 15-му октября должны быть готовы проекты госбюджетов стран-членов.
 
 
В документе совета это определение читается так: «Проект государственного бюджета на следующий год для центрального государства и основные параметры проектов бюджетов всех остальных секторов сектора "государство" обнародуются не позднее 15 октября».
 
 
Целью является максимальный контроль
 
 
Но не только госбюджеты стран должны быть проверены в Брюсселе, прежде чем национальные парламенты смогут их принять, они берут на себя обязательство заранее извещать Брюссель о планируемом выпуске государственных облигаций. Целью этих предписаний является максимальный контроль.
 
 
В проекте Совета Европейского союза авторы описывают эту цель такими словами: «Государства-члены должны извлекать пользу не только из установления руководящих принципов и бюджетных целей, но и из синхронизированного контроля их бюджетной политики».
 
 
В случае, если какая-нибудь страна не придерживается предписаний, документ предусматривает возможности более строгих санкций. Если страна «в состоянии чрезмерного дефицита», то она будет «контролироваться более строго». «Более строгий контроль должен гарантировать, что возможные отклонения от рекомендаций Совета для коррекции повышенного дефицита будут своевременно исправляться», — пишут чиновники ЕС. В случае, если бюджетные мероприятия недостаточны для продолжительной коррекции дефицита, пострадавшей стране-члену будет предложена «программа экономического партнёрства».
 
 
Греция размышляет об изменении конституции
 
 
Какие последствия для стран-должников может иметь такое чрезвычайное управление, видно в настоящее время на примере Греции. Там правительство под давлением ЕС размышляет над изменением конституции с целью придать погашению долгов абсолютный приоритет. На практике это будет означать следующее: правительство будет погашать государственный долг даже в том случае, если оно не сможет больше оплачивать пенсии, зарплаты и социальные пособия.
 
 
Этого, вероятно, не произойдёт, так как для этого необходимы два голосования в двух последовательных сроках созыва парламента. Но это показывает, каким путём идёт Европа
http://inoforum.ru/inostrannaya_pressa/demokratiya_evropa_ogranichenij_i_politicheskogo_nadzora/.
0