1311

Как устроены главные часы Кишинева

 Взгляд на город из-за циферблата

Я с трепетом поднималась по крутой деревянной лестнице наверх. Позади остались бесконечные балки чердака и еще одна такая же лестница, ведущая в башенку здания кишиневской мэрии. А сейчас я была на пути к рупору, из которого каждый час звучит мелодия песни «Мой белый город». Вообще-то я боюсь высоты, но в этот момент я о ней не думала - в голове звучало одно: «Я - одна из тех немногих, кто увидит главные часы города изнутри». Хоть здание столичной примэрии и было почти полностью разрушено, и в восстановленном виде его возраст не исчисляется сотнями лет, а сами часы далеки от творения Леонардо да Винчи, установленного на одной из башен старого города Праги, но что-то мистическое в этом покорении вершины для меня было. С близкого расстояния удалось рассмотреть даже тот самый «нюанс» столичного хронометра - тонкую трехмиллиметровую ось, на которой держатся стрелки. И, конечно же, подглядеть за столицей из-под циферблата, как это делают гномы в фильмах-фэнтэзи.

По типу часов Вестминстерского аббатства

Исторические источники указывают, что первые часы на здании кишиневской городской управы появились еще в 30-х годах XIX века. Это были тяжелые железные часы английского типа, с механизмом, схожим с механизмом часов Вестминстерского Аббатства в Лондоне.

В то время личные часы были роскошью, поэтому хронометр на здании мэрии был для горожан особенно удобен и важен. Эти часы не сохранились до нашего времени, собственно, как и само здание, в котором ныне располагается примэрия. Во время II Мировой войны оно было почти полностью разрушено, и вошло в историю как первое строение, восстановленное в мирное время.

Нынешние часы были спроектированы в 1974 году группой работников завода «Сигнал». На выполнение заказа горисполком выделил около 100 тыс. рублей - огромные по советским временам деньги. Однако гимн города, который «отбивали» главные городские часы, звучал недолго - всего через несколько лет часы перестали петь, умолкнув вплоть до середины 90-х. В 1996 году часы с помощью одного из проектных институтов Одессы немного обновили, вновь заиграла мелодия Евгения Доги. Правда, на этот раз - в записи.

«Часы на здании примэрии - не эталонные. Они не показывают точное время по Биг Бену, - говорит главный специалист управления администрацией примэрии Тудор Тимофтий. - Их основная задача остается той же, что была у часов-предшественников - подсказывать горожанам время».

Электронно-механический механизм

Механизм часов электронный, но поскольку хронометр представляет собой циферблат со стрелками, назвать их электронными будет неверно. «Они электронно-механические», - выносит вердикт Тудор Тимофтий. В реальности вращающий стрелки механизм выглядит как прикрепленная к циферблату небольшая коробка с двумя проводками. По ним, как по нервам, и передается импульс от электрического блока питания. Импульс - стрелка делает шаг, еще импульс - следующая минута. 60 импульсов - и вот уже на одно деление передвинулась часовая стрелка.

«Механизм работает исправно, но стрелки тяжелые, держатся на тонкой трехмиллиметровой оси, свободный ход стрелки относительно оси составляет три минуты, поэтому периодически поднимаемся, исправляем», - корректирует при мне стрелки Тудор Тимофтий. Иногда из-за этого и мелодия начинает звучать несколькими секундами раньше. В редких случаях, из-за сбоя в механизме, часы могут остановиться. «Но ненадолго», - успокаивает главный специалист. «А что делаете в Дни весеннего и осеннего равноденствия?», - интересуюсь я. «Переводим часы поздним вечером, но вы напишите, что специалист приходит в 2 часа ночи», - шутит главный специалист управления администрации.

37 лет без ремонта

Как рассказали в примэрии, часы отрабатывают уже четвертый срок службы - согласно паспорту завода-производителя они рассчитаны всего на 10 лет работы, а ходят 37 лет без единой замены основных деталей и профилактического ремонта. Изношенный временем механизм поддерживает в рабочем состоянии хранитель столичного времени, главный часовщик страны Иван Козлов. Специалист подкручивает болтики и смазывает детали на хронометре примэрии уже более четверти века, около десяти лет следит за часами на «Святых вратах».

Правда, в ближайшей перспективе городские часы все же планируют отреставрировать. А вместе с ними провести ремонт и внутри башни.

Наталья Камбур

***
По документам первые городские часы появились в городском саду (ныне парк имени Штефана чел Маре): сначала солнечные, а затем механические. Впоследствии часовой механизм был установлен на зданиях нынешней примэрии, Чуфлинской церкви, лютеранской кирхи и Триумфальной арки (ныне «Святые врата»). До наших дней сохранились только часы на арке - им более 170 лет. Хронометр капризен: механизм требует подзавода каждые 25 часов. В теплое время года часы отстают на 3-4 минуты в сутки, а когда холодно, наоборот, спешат.
***
 
trud7.md

0