1260

Пора прощаться с евро?

Жак Аттали, экс-глава Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), поставил на кон будущее единой европейской валюты. В интервью одной из бельгийских радиостанций он дал евро один шанс из двух, что он сохранится после католического Рождества (ночь с 23 на 24 декабря) или, по меньшей мере, «не будет в процессе разрушения».

В древности гонцов, приносящих плохие вести, попросту казнили. Узнав об очередном катастрофическом европрогнозе, я вначале испытал схожее с ветхозаветными властителями чувство. Затем иронически ухмыльнулся, вспомнив, как многие российские экономисты-«почвенники» не так давно хоронили доллар, советуя при этом вкладываться в евро.

Но Жак Аттали в кликушестве никогда замечен не был. ЕББР под его руководством работал как часы, кстати, поддерживая при этом множество российских проектов. И самое главное. Аттали давно предупреждал, что еврозона (те члены Евросоюза, которые перешли с национальных валют на единую европейскую, сейчас их 17) — это крепостная стена, выстроенная без фундамента. Конкретно, единую валюту эмитируют, а общего бюджета — нет. Последний раз он об этом говорил еще в мае 2010 года. Иными словами, в еврозоне нужно было пойти на радикальное ограничение национальных суверенитетов — переход от страновых бюджетов к единому европейскому.

До мирового кризиса от такого рода предложений все досадливо отмахивались. Считалось, что хватит и Маастрихстких условий: дефицит бюджетов ограничен 3% ВВП, инфляция также не более 3% годовых, госдолг — не более 60% ВВП. Пока не было кризиса, этого, видимо, было достаточно. Но сейчас... Власти Евросюза явно проигрывают, не поспевают за новыми вызовами.

Так что же, пощады не будет? И надо готовиться к близкому краху евро, быстро переводя все накопления в доллар? Не исключено. Тем более что рублю при этом сценарии также не поздоровится. Хотя бы по одной причине — крушение единой европейской валюты неминуемо вызовет резкое падение ВВП в Евросоюзе, а значит, и спроса в том числе и на российские энергоносители. А страны ЕС — главные их потребители. Что это означает для нас, надеюсь, все уже знают. Впрочем, напомню: для начала взрывной рост дефицита федерального бюджета, за чем неминуемо последует его секвестр, а также девальвация рубля, которая приведет к не менее взрывному росту инфляции.

Так что мы кровно заинтересованы в том, чтобы евро как-нибудь пережил Рождество-2011.

Однако доводов в пользу евро буквально день ото дня становится все меньше. На мой взгляд, чуть ли не окончательным приговором стал провал последнего — 24 ноября — размещения гособязательств Германии. Вместо 6 млрд. евро удалось разместить только 3,8 млрд. Это действительно тревожный сигнал — инвесторы не хотят приобретать дешевые (2,3% годовых) немецкие бумаги. Значит, и они уже не столь надежные. Для сравнения: итальянский «мусор» берут только почти под 8%. Плюс рейтинговые агентства снижают кредитные рейтинги и странам, и банкам.

Однако не все редуты прорваны. У Жака Аттали есть последний оборонительный план из трех частей. Первое — разрешить Европейскому центральному банку скупать гособлигации стран еврозоны, которые переживают кризис. Например, первым же делом скупить все 2 трлн. евро итальянского госдолга, так как потерю Греции, Португалии и даже Испании еврозона еще может пережить. Но не Италии — третьей экономики еврозоны вслед за Германий и Францией. Второе — необходимо срочно, не через год, как предлагает Еврокомиссия, а прямо до Рождества ввести наднациональный контроль за бюджетами стран — членов еврозоны. Наконец, для полной реализации всего вышеперечисленного внести кардинальные изменения в законодательство. Иначе, предупреждает в сотый раз Аттали, будет катастрофа.

Впрочем, в реализацию плана Аттали верится с трудом. Слишком много упущено времени. Два года назад он подсчитал, что решение долговой проблемы еврозоны обойдется в 7–8 трлн. евро. В 2008-м достаточно было и 500 млрд. А какова нынешняя цена, даже он не знает. Хотя только одна скупка облигаций может привести, по подсчетам американского экономиста Нуриеля Рубини, предсказавшего кризис 2008 года, к 30–40% девальвации евро к доллару. Что приведет к моментальному бегству еврокапиталов в США. Успеет ли при дешевом евро вырасти евроэкспорт, пока неизвестно. Так что Германия, день ото дня убеждаясь в том, что вытаскивать евро из пропасти, кроме нее, некому, может первой на все плюнуть и вернуться к марке.


А что потом? Валютные и торговые войны, которые могут быстро переместиться из Европы в другие части света. И тогда развал СССР покажется безобидной компьютерной игрой.


К. Смирнов

0