441

Осенний марафон, или Бег на месте с препятствиями



После многих лет бега на месте с препятствиями Молдова начинает осенний марафон-2011, на финише которого или продолжит невнятно переминаться с ноги на ногу, или сумеет создать новую, более стабильную политическую и государственную конструкцию, которая позволит перейти от стагнации к развитию.

Сегодня между мотивами и поведением власти и оппозиции, жизнью народа и интересами страны нет никакой связи. Власть не знает, что нужно делать, как, кому и зачем. Оппозиция закостенела в своей потешной непримиримости. Народ отвечает на это полным разочарованием и цинизмом. Страна, самая бедная в Европе, продолжает оставаться на ее задворках.

Осенний марафон-2011 дает шанс восстановить утраченные связи между властью, оппозицией, народом и страной. 


Хроника предстоящих событий

Если отметить на шкале времени (см. инфографику ниже) основные события этой политической осени, то все они так или иначе связаны с выборами президента.

20 сентября Конституционный суд планирует рассмотреть запрос депутатов от Альянса за европейскую интеграцию о том, можно ли изменить Конституцию органическим законом таким образом, чтобы в конечном счете избирать президента не большинством в три пятых (61 голос), а простым большинством депутатов парламента. Венецианская комиссия Совета Европы и две крупнейшие парламентские партии,  ПКРМ и ЛДПМ, высказались против подобных экспериментов с Конституцией. Либеральная и Демократическая партии, со своей стороны, поддерживают избрание президента простым большинством.

Сразу после решения КС лидеры АЕИ планируют собраться, обсудить  дальнейшие действия и сообщить о своих планах общественности.

29 сентября откроется осенне-зимняя сессия парламента, на которой и предстоит избрать или не избрать президента и, соответственно, избежать новых парламентских выборов либо снова распустить парламент и попросить избирателей избрать другой.

В ближайший месяц станет окончательно ясно, что АЕИ фактически развалился, хотя формально он может и продолжить свое существование. Коммунисты будут наращивать свою критику «антинародного режима», повышая ставки в игре за будущую власть. На этом фоне продолжатся открытые и тайные переговоры лидера ЛДПМ Влада Филата и реального лидера ДПМ Владимира Плахотнюка с лидером ПКРМ Владимиром Ворониным, который становится ключевой фигурой, определяющей, как будут развиваться события в Молдове дальше. 

Как бы ни сопротивлялись выборам президента Мариан Лупу и Михай Гимпу, до конца октября все-таки придется начать процедуру избрания главы государства. На сегодня имеются два кандидата на этот пост — Лупу от АЕИ и Зинаида Гречаная от ПКРМ. Они и примут участие в  первой попытке избрать президента. Два тура этой попытки закончатся безрезультатно, и придется перейти ко второй, и последней, попытке. 

По уже устоявшейся за последние годы традиции, и на следующем этапе от ДПМ в президенты, скорее всего, вновь будет выдвинут Мариан Лупу, хотя не исключено, что свои силы в борьбе за президентское кресло решит попробовать и сам Плахотнюк. Но все будет зависеть от того, как поведут себя Филат и Воронин. Филат сам хочет быть президентом, и если он заручится поддержкой Воронина, он выдвинет свою кандидатуру. ПКРМ может снова выдвинуть собственного кандидата в президенты, а может и не выдвигать, поддержав либо Филата, либо Лупу или Плахотнюка, либо какого-нибудь независимого кандидата. 

Если Воронин отдаст 42 голоса депутатов от ПКРМ за Филата или Лупу/Плахотнюка, он попросит взамен очень крупные «отступные». Лидер ПКРМ понимает, что это, возможно, его последний шанс вернуться во власть, и нужно выжать из него максимум выгоды.

В случае избрания президентом Филата коммунисты должны будут получить пост спикера, не менее половины мест в правительстве плюс посты в руководстве структур, подчиняющихся парламенту (Генпрокуратура, СИБ и другие). Соответственно, Лупу и Плахотнюк отправляются в отставку и вместе с Гимпу переходят в оппозицию.

Если же Воронин бросит голоса депутатов ПКРМ на чашу весов Лупу/Плахотнюка, то ПКРМ должна получить примерно те же самые должности, что и при альянсе с Филатом, только в случае союза коммунистов с ДПМ в отставку, и, соответственно, в оппозицию, отправляются уже Филат и, само собой разумеется, все тот же Гимпу. 

Если же президент не избирается, то парламент распускается, и весной 2012 года продолжится народная молдавская забава под названием «очередные внеочередные парламентские выборы».

Во всех возможных раскладах имеет значение арифметика. Во фракции ПКРМ 42 депутата, у ЛДПМ 31 мандат, у ДПМ 15 депутатов, и у ЛП 12 мест. Есть в парламенте еще один «свободный» депутат, которого можно прибавить к фракции ДПМ.

Если сложить мандаты ПКРМ и ЛДПМ, то вместе они могут решить любой вопрос: изменить Конституцию и отправить в отставку спикера (68 голосов), избрать президента (61 голос), поменять правительство (51 голос). Союзу ПКРМ и ДПМ не хватает трех голосов для избрания президента. АЕИ для этого недостает двух голосов. 

Таковы варианты ответов на вопрос о том, что может произойти в Молдове до конца этого года, кто и как в этих событиях может участвовать. Но гораздо важнее ответить на вопрос, зачем нужно поступать тем или иным образом. А для этого сначала нужно еще раз взглянуть на основных политических игроков.


Осетрина второй свежести и портовый бордель

Партия коммунистов остается самой крупной политической силой в Молдове. Но если согласиться с тем, что партия — это товар, который продается избирателям на выборах, то ПКРМ продавать избирателям все труднее и труднее. ПКРМ – это «осетрина второй свежести», тухловатый запашок которой заставляет зажимать нос очень многих избирателей.

От одной избирательной кампании к другой за ПКРМ голосует все меньше граждан, и нет абсолютно никаких оснований полагать, что на следующих выборах все вдруг чудесным образом изменится. 

Лидер партии Владимир Воронин — это главный «мотор», но и главная проблема ПКРМ. Старых, лояльных избирателей, традиционно голосующих за коммунистов, становится все меньше, а привлечь новых трудно прежде всего потому, что их отпугивает Воронин. Судя по всему, у ПКРМ серьезные проблемы и с финансами. На местных выборах кандидаты не получили от ЦК ни копейки, и сумеет ли ПКРМ потянуть, пусть даже скромно, парламентские выборы — вопрос отнюдь не риторический.

При том, что ПКРМ остается ведущей партией, отстаивающей молдавскую государственность и национальную идентичность, она не может в полной мере реализовать эту свою важнейшую роль на практике из-за своей косности, непримиримости и агрессивности. Конечно, самим лидерам ПКРМ решать, что им делать дальше. Они могут и дальше махать шашкой, получить и в следующем парламенте 40 мандатов и продолжать борьбу с очередным АЕИ. Ну и что?

Лидеры ПКРМ очень хотят вернуться к власти. В той абсолютной форме, в какой они «имели» эту власть в 2001-2009 годах, они ее уже никогда не получат. Все равно придется создавать коалиции, и делать это все равно придется примерно с теми же силами, которые сегодня сосредоточены в ЛДПМ и ДПМ. 

Участие ПКРМ во власти на паях с другими силами в интересах как самих лидеров партии, так и всего общества, потому что это повлечет за собой реальное, а не мнимое реформирование ПКРМ.

Вторая по размеру молдавская партия, ЛДПМ, которая начинала как «умеренная» прорумынская сила, все больше смещается в центр политического спектра, признавая необходимость сохранения Молдовы в качестве независимого государства. ЛДПМ — партия бизнесменов-прагматиков, которые понимают значение собственного государства в том числе для своих личных бизнес-интересов и политических амбиций. 

Сам Филат по каким-то метафизическим причинам хочет быть президентом. Пока что он не может участвовать во всенародных выборах главы государства, потому что Конституция не позволяет. Но он и не хочет, чтобы президентом стал Лупу. Значит, надо договариваться с Ворониным, чтобы ПКРМ проголосовала либо за самого Филата, либо за какого-то консенсусного кандидата.

ДПМ из центристской социал-демократической партии, каковой она была при Дмитрие Дьякове, с приходом Влада Плахотнюка приобрела устойчивую репутацию «мафиозной» партии. Именно демократы выступают в роли той силы, которая, в общественном мнении, выступает против искоренения тех мафиозных схем и практики, которые расцвели во второй срок правления Воронина. Как ДПМ будет отмываться от своей «мафиозности», уже и не важно, настоящей или мнимой, непонятно.

Для нынешних лидеров ДПМ жизненно важно сохранить позиции во властных структурах, и сделать это они могут двумя способами — либо сохранив АЕИ и обеспечив избрание Лупу президентом путем коррумпирования части депутатов из фракции ПКРМ наперекор Воронину, либо сделав самому Воронину предложение, от которого тот не сможет отказаться, например, совместный план раздела власти или чек с девятизначной суммой в обмен на обещание провести остаток дней с правнуками на каком-нибудь карибском острове.

Что касается ЛП, то роль этой партии и ее лидера в жизни Молдовы сильно и необоснованно преувеличена. Это экстремистская, маргинальная организация, представляющая интересы другого государства. Нормальная роль такой партии — вечная оппозиция, но она почему-то ведет себя так, будто у нее конституционное большинство в парламенте.

Гимпу вообще не является молдавским политиком. Он румынский политик в Молдове. Он считает Молдову вторым румынским государством, которое в перспективе должно присоединиться к «главному» румынскому государству. Объективно это вредная для Молдовы партия, поскольку для присоединения Молдовы к Румынии нужно доказать полную недееспособность Молдовы, чем успешно и занимается Гимпу. Чем быстрее ЛП займет свое заслуженное место в стане оппозиционных маргиналов, тем лучше для страны.

Если говорить об АЕИ в целом, то само название правящей коалиции может вызвать только усмешку. Называть такую власть «проевропейской» –  это все равно, что на портовом борделе повесить вывеску «Монастырь кармелиток».

В действительности, АЕИ уже развален. Этого хочет Филат, но он действует так, чтобы его не обвинили в уничтожении Альянса. Для этого ему и не нужно сильно напрягаться, потому что Лупу/Плахотнюк с Гимпу роют могилу для АЕИ с другого конца. 

Лупу хочет стать президентом, а Гимпу хочет занять кресло спикера, в котором сейчас сидит Лупу. Но для этого нужны голоса хотя бы двух депутатов от ПКРМ. А лидер ПКРМ договариваться и с Лупу, и с Гимпу не хочет. Если Воронин договорится сепаратно с Лупу/Плахотнюком, то это все равно приведет к исчезновению АЕИ.

Никто из лидеров АЕИ не решается первым объявить о смерти Альянса, но похоронить его все равно придется.


Стабильность и развитие

До тех пор, пока власть и оппозиция, с одной стороны, и народ со страной, с другой стороны, вращаются на разных, не пересекающихся друг с другом орбитах, никаких шансов на нормальное развитие у Молдовы нет.

Мы наблюдаем продолжение хаоса, недееспособность власти, ее мафиотизацию. Президента нет, парламент не работает, правительство занимается тушением пожаров. Все труднее отличить воров в законе от законных воров. В сказки про европейскую интеграцию уже не верят сами их рассказчики. 

Молдова стоит перед выбором: или весь этот хаос продолжится, или политический кризис будет преодолен, и страна получит передышку хотя бы в три-четыре года для нормального, стабильного развития.

Новые выборы означают продолжение хаоса. Этих выборов желает ДПМ, потому что это даст возможность Лупу/Плахотнюку еще год доминировать в политике и бизнесе, а в перспективе, как считают лидеры ДПМ, они смогут улучшить свое представительство в новом парламенте за счет ПКРМ и ЛДПМ. Этих выборов желает ЛП, потому что она действует по принципу «Чем хуже для Молдовы, тем лучше для Румынии». Этих выборов не желают западные спонсоры Молдовы и две крупнейшие партии — оппозиционная ПКРМ и правящая ЛДПМ.

Дело за малым — договориться об избрании президента и о переформатировании власти.




Дмитрий Чубашенко
 
pan.md

0