476

20 лет республики Молдова .

А.НЕГУЦА: Здравствуйте.

Т.ДЗЯДКО: Посол Молдавии в РФ, говорим о российско-молдавских отношениях, говорим о 20-летии республики Молдавия, с чем мы вас поздравляем.

А.НЕГУЦА: Спасибо.

Т.ДЗЯДКО:  Андрей Кириллович, хотелось бы начать вот с чего. С чем Молдавия-то пришла к 20-летию? И линия развития – она успешно и устойчиво идет вверх? Или она зигзагами идет вверх или она зигзагами идет вниз?

А.НЕГУЦА: Понятно. Ну, за 20 лет, я считаю, что Молдова – это новая страна. Сравнить с тем, что было в 1990 году, в 1991-м я никак не могу. И законодательство другое, и даже взять то, что в неделю, когда мы отмечаем 20-летие страны, 21% нашего населения исполняется 20 лет. Это люди, которые жили только при этой жизни.

Можно сделать такое сравнение с законодательством. Если в первые годы, 1991-й, 1992-й год наш парламент молодой, который не имел опыта, утверждал, что вот такой-то закон Советского Союза мы утверждаем и будем применять его в нашей новой жизни, то сегодня практически мы все стороны деятельности молдавского общества покрываем нашими, новыми законами.

Практически это новая страна. С другой стороны, вы спросили, куда она идет. Основное стремление на протяжении уже почти 10 лет – и все опросы, и никто не спорит в молдавском обществе, когда говорят, что Молдова стремится интегрироваться в Европу. Для нас заманчива эта идея. Примеры, когда другие страны прошли за короткий путь большие перевоплощения и изменения, для нас это притягательная идея и, в принципе, сегодня большинство населения страны говорит, что мы хотим интегрироваться в Европу.

Одновременно мы говорим о том, что мы хотим работать в существующих структурах, которые сегодня дают пользу нашей стране. Мы хотим работать для развития молдово-российских отношений, молдово-украинских, молдово-румынских. Мы хотим работать в СНГ, в Содружестве независимых государств. Это реалии. Экспорт-импорт сегодня с этими странами работает на сегодня. А то, что касается Европейского Союза, это наше стремление, наш общий вектор с общим направлением.

И.ВОРОБЬЕВА: Андрей Кириллович, а Россия как относится к вашим стремлениям в Евросоюз? Вот, как-то не противоречит это?

А.НЕГУЦА: Раньше по отношению к нам применяли известные формулировки – нельзя одновременно сидеть в двух лодках.

И.ВОРОБЬЕВА: На двух стульях.

А.НЕГУЦА: На двух стульях, да. И вам надо посмотреть: или на Запад, или вместе с СНГ и так далее. Больше года назад Игорь Иванович Шувалов приехал в Кишинев, он тогда готовил совещание глав государств во время президентства России в уставных органах СНГ. И в результате беседы он применил – мы запомнили это – применил такое, что для России не важно, куда вы стремитесь и как. Если вы сегодня работаете с Россией, если вы сегодня работаете с другими странами СНГ, для нас это достаточно и практически это было как открытие вот такой возможности на законных основаниях находиться. Вот, стремление, перспектива там, а реалии сегодня здесь.

И.ВОРОБЬЕВА: Настолько зависима от России, что нужно было, чтобы Шувалов сказал эту фразу?

Т.ДЗЯДКО: Разрешил.

И.ВОРОБЬЕВА: Разрешил?

А.НЕГУЦА: Ну, мы восприняли это не как разрешение, а как одобрение того, что мы, действительно, реально делали до этого.

Т.ДЗЯДКО: Смотрите, ну а как технически, процедурно эта евроинтеграция проходит?

А.НЕГУЦА: Если взять по большому счету, вы знаете, есть, по-моему, 21 глава, и страна работает с Брюсселем по согласованию каждой главы. Глава о транспорте, глава о внешней политике и так далее. И когда страна заканчивает это согласование по всем, то она является кандидатом или, можно сказать, что без пяти минут она войдет в Европейский Союз. Мы далеки от этого процесса и не ставим это. Тем более, за последние 2 года мы видим, какие сложности есть в Европейском Союзе, вот и расширение, протоколы Лиссабонские и так далее.

Поэтому мы не ставим напрямую этот вопрос. Это тяга, это наше стремление, это гармонизация нашего законодательства, это изменение уклада нашей жизни в целом. Но это далекое и мы сами понимаем, и нам говорят, что надо терпение иметь все решать, что находится в этих 21 главах.

А сегодня наша жизнь политическая и экономическая – это вместе с нашими соседями и в первую очередь в содружестве независимых государств.

Т.ДЗЯДКО: Вот, среди этой 21 главы или, может быть, это идет 22 главой, замороженные конфликты фигурируют?

А.НЕГУЦА: Есть, есть. Это составная часть, конечно. Страна должна жить нормально с соседями, не иметь на своей территории такие зоны. Да, это одно из больших требований.

Т.ДЗЯДКО: Но это не тупиковая ситуация?

А.НЕГУЦА: Нет. Пример Кипра показывает, что разделенный Кипр – это не означает, что каждый раз Европейский Союз будет так решать.

Т.ДЗЯДКО: Ну, собственно, Европейский Союз в отношении Сербии дает понять, что пока у Сербии будут напряженные отношения с Косово как сейчас, например, то Сербии Европейского Союза не видать.

А.НЕГУЦА: Да, да, это, действительно. Лучше решать эти вопросы, чем надеяться, что при нерешенных, все-таки, нас примут. Поэтому мы понимаем, что это сложности, и мы понимаем, что их надо решать.

И.ВОРОБЬЕВА: Раз мы начали говорить уже про замороженные конфликты, давайте поговорим про Приднестровье. Что там с возобновлением переговоров в формате 5+2, будут возобновляться или нет?

А.НЕГУЦА: Я принимал участие 21 июня в формате 5+2 здесь в Москве в составе молдавской делегации. И я говорил и раньше, и здесь у вас, и в других масс-медиа, что практически нас было не 5+2, а нас было 6+1, когда все за исключением Приднестровья говорили «Мы готовы к тому, чтобы считать эти переговоры уже официальными, перейти в официальный формат и начать решать что-то. Не только обсуждать, но решать.

К сожалению, приднестровская сторона выдвинула ряд требований, в том числе работа рабочих групп совместных между Кишиневом и Тирасполем, что, вот, давно мы ставим некоторые задачи, например, грузовые перевозки и другие – они не решаются. И пока это не будет решено, мы не сможем согласиться с тем, что официально надо рассматривать.

Сейчас в Кишиневе побывал посол по особым поручениям МИД России Сергей Николаевич Губарев, совсем недавно он вернулся из Тирасполя. Мы надеемся, что в самое ближайшее время, не позже, чем в сентябре-месяце, мы соберемся, опять, в том же формате и при тех же условиях при отсутствии дополнительных условий, соберемся в Москве и практически, как говорят в МИД России, нам практически достаточно 1 час этого заседания, чтобы мы приняли решение – возобновляем официальные переговоры, открываем повестку дня, включаем от всех 5+2 предложения по этой повестке дня и приходим к тому, что рассматриваем, какой проект статуса Приднестровья мы разрабатываем вместе (5+2), но, конечно, в составе республики Молдова.

Т.ДЗЯДКО: А господин Смирнов, президент Приднестровья для Кишинева, для Молдавии удобный переговорщик? Договороспособный?

А.НЕГУЦА: Вся практика, все 20 лет нашей независимости показывают, что нет. Менялись наши президенты, однако его позиция одновременно. Мы, в принципе, исходим из 2-х кардинально разных позиций. Мы говорим (и не только мы, а все посредники, гаранты, все наблюдатели), все в формате 5+2 говорят «Есть республика Молдова, есть определенные проблемы с одной частью территории республики Молдова. Надо разработать широкий статус в составе. Администрация Приднестровья говорит: «Ничего подобного. Есть страна Приднестровье, есть страна республика Молдова, надо найти пути взаимопонимания, из 2-х стран сделать третью». Мы начисто отвергаем этот вопрос, это не так и история не подтверждает, что по этому пути надо идти. Да и все абсолютно. Я повторяю, гаранты, посредники, наблюдатели согласны с позицией республики Молдова.

И.ВОРОБЬЕВА: Кишинев от Тирасполя настолько сильно отличается, эти 2 города настолько разные, что есть ощущение, что это 2 разные страны так или иначе.

А.НЕГУЦА: Мы удаляемся, с каждым днем все дальше удаляемся. У нас не до конца демократические процессы, но, по крайней мере, вектор нашего направления на открытие, на все. Это закрытая страна (Приднестровье), где существует диктат, где одна партия решает все остальное, а остальные просто зарегистрированы в Минюсте и так далее. Поэтому не важно. Когда мы говорим о 20-летии Молдовы, это означает, что Приднестровью 21 год – они на год старше. И чем больше мы удаляемся, тем старше становятся те, которые родились в момент рождения в республике Молдова. Они не знают эту историю, они могут по учебникам учить. И здесь и угроза: чем дальше мы уйдем, тем сложнее это будет. Поэтому мы считаем, что сейчас надо решить.

И.ВОРОБЬЕВА: Ну а Москва? Неужели вы чувствуете такое вот прямо острое желание Москвы решать эту приднестровскую проблему? Или, может быть, Кремль все устраивает в данной ситуации?

А.НЕГУЦА: Нет, мы реально видим, что МИД России и другие центральные органы стремятся решить этот вопрос, они ставят акцент на укрепление доверия между двумя берегами Днестра и считают, что основа решения этого конфликта – это укрепление доверия между двумя сторонами. Потому что, вот, на днях появился один материал бывшего представителя Европейского Союза по Молдове Калмана Мижей, он говорит: «3 ключа есть для приднестровского конфликта – это Москва, это Брюссель и третий ключ в Кишиневе». Можно и так сказать, можно и такое сравнение.

Но, на самом деле, Москва ставит акцент на том, что если 2 стороны, 2 берега Днестра будут укреплять это доверие, легче будет посредникам и гарантам нам помогать в этом.

И.ВОРОБЬЕВА: Последний вопрос по Приднестровью, как бы, закрывая эту тему. Вот, эксперты и разные наблюдатели говорят, что Москва активно вовлечена в предвыборную кампанию в Приднестровье – в декабре там будут выборы – и, якобы, играют на стороне одного из кандидатов, спикера парламента Приднестровья Анатолия Каминского. Вот, фигура Анатолия Каминского вам удобнее? И вы чувствуете, что Кремль, действительно, поддерживает именно его?

А.НЕГУЦА: Еще кампания не началась. Насколько мы знаем, 17 сентября это съезд Партии обновления. В замороженном таком состоянии решение господина Смирнова о том, будет он выдвигаться или нет. Скорее всего, каких-то условий дополнительных он ждет, чтобы объявить об этом решении.

В принципе, если будет другой лидер Приднестровья (но это внутренний вопрос жителей Приднестровья), исходя из математических моделей создается новая ситуация, что с новыми руководителями мы сможем договориться, сможем идти на эти переговоры и так далее. Потому что 20-летний опыт республики Молдова показывает, что с господином Смирновым очень тяжело. Поэтому я считаю, что для решения приднестровского вопроса, если жители проголосуют против кандидатуры господина Смирнова, это может создать новые предпосылки для решения конфликта.

Т.ДЗЯДКО: Господин Каминский – имея в виду официальный Кишинев, с ним часто какие-то консультации ведутся?

А.НЕГУЦА: Нет. Контактов с ним меньше, руководство моей страны выходит на господина Смирнова. Я здесь хотел напомнить, мы пользуемся всеми возможностями, в том числе даже и дипломатия ваша, вот, «футбольная дипломатия» термин, когда при проведении футбольных матчей в Тирасполе мы стараемся, чтобы была возможность встретиться с руководителями администрации Приднестровья. Но, по крайней мере, общения с ним нет.

Т.ДЗЯДКО: Понятно.

И.ВОРОБЬЕВА: Я напомню, что у нас в эфире посол Молдавии Андрей Негуца, мы говорим о разных событиях, об отношениях России и Молдавии.

Т.ДЗЯДКО: Да, вот к отношениям России и Молдавии. Вы накануне, если я не ошибаюсь, встречались с господином Денисовым, первым замминистра иностранных дел РФ. В частности, речь шла о судьбе Эдуарда Багирова, российского писателя и блогера, который уже сколько там...

И.ВОРОБЬЕВА: С 16-го июня.

Т.ДЗЯДКО: Ну, то есть больше 2-х месяцев находится под стражей в Кишиневе. И как следует из сообщений информационных агентств, российское внешнеполитическое ведомство довольно настойчиво высказывало свою озабоченность его судьбой.

А.НЕГУЦА: Действительно, это одна из тем, один из субъектов, который мы вчера обсуждали. Далеко не самый основной, но акцент российская сторона поставила на этот вопрос с точки зрения, что господин Багиров – это гражданин РФ, и в этом случае (и мы знаем и во всех других случаях) МИД как представитель государства старается помочь своим гражданам. Мы это понимаем, я уже направил ноту об этой встрече в Кишиневе, где описал все эти детали. Однако, я вчера информировал о следующем – что есть юстиция, которая отвечает за соблюдение законов республики Молдова и она должна рассматривать этот процесс по... Мы передаем политический сигнал, вот, посольством в МИД Молдовы, дальше на правительство Молдовы, где мы ставим эти вопросы, которые слышим от российской стороны. Однако, нам взамен говорят, что когда раздаются на его блоге или с помощью других методов, что, вот, в апреле 2009 года я имел большое влияние, я призывал к свержению существующего строя и так далее, и так далее, правоохранительные органы республики Молдова нам говорят «Мы обязаны это проверить, насколько это голословные утверждения, насколько это верно». Он когда говорит или говорил об этом, он подпадает под конкретные статьи кодексов республики Молдова.

И.ВОРОБЬЕВА: Андрей Кириллович, но простите, согласитесь, что довольно странно слышать, будто Молдавия всерьез рассматривает участие России пусть даже через Багирова в событиях той революции апрельской. Ну, это странно.

А.НЕГУЦА: Почему вы считаете, что странно?

И.ВОРОБЬЕВА: А потому что когда шло расследование, чаще говорили о румынском следе, каком-то внутримолдавском, но не о российском. Россия тогда оказывала всякую поддержку Молдавии.

А.НЕГУЦА: Я здесь не думаю, что исходили от страны, а потом через представителя РФ, через Багирова...

И.ВОРОБЬЕВА: Ну, теперь так получается.

А.НЕГУЦА: Он приехал в Кишинев впервые после того как эти изречения он сделал и написал на своем блоге. Мы находимся, я повторяю, в контакте с правоохранительными органами, и нам говорят, что мы близки к завершению всего этого комплекса рассмотрения. И я думаю, что недалеко то время, когда все это будет закончено и нам объявят о завершении этого процесса.

И.ВОРОБЬЕВА: Просто довольно, честно говоря, жестоко, на мой взгляд, проверять высказывания в блоге уже 2-месячным заключением. То есть это уже человек 2 месяца сидит.

А.НЕГУЦА: Я с вами согласен, и этот же вопрос я ставлю перед моим руководством. И после обсуждения с представителями правоохранительных органов нам говорят, что «да, мы это понимаем, что это так и есть, но, по крайней мере, у нас есть свои процессуальные нормы, которые мы должны соблюдать, и мы не можем в 2 счета за 5 минут принять такое решение».

Я бы не стал утрировать, но, по крайней мере, дать возможность правоохранительным органам республики Молдовы завершить это следствие, я думаю, что это тоже надо сделать.

Т.ДЗЯДКО: Не получается ли, что... Как это называется? Революция пожирает своих детей?

А.НЕГУЦА: Что вы имеете в виду?

Т.ДЗЯДКО: Ну, я имею в виду Багирова.

А.НЕГУЦА: Нет. Я думаю, что... Понимаете, определенным мотивом таким, определенной провокацией в добром смысле этого слова правоохранительных органов был вот этот тезис о том – «моя роль в событиях апреля». Пропустить мимо правоохранительные органы республики Молдова, я думаю, не имели права. Кто-то может сказать, что это несоответствие тех норм, как вы сказали. Вот, 3-й раз было принято решение до 16-го сентября. Когда мы задаем эти вопросы, нам отвечают: «Вы не сведущи в этих областях». Но, по крайней мере, есть сумма факторов. И не только нахождение под арестом или на свободе определяют, что делать по отношению к этому обвиняемому. Есть сумма факторов. Я не специалист в этом, но, по крайней мере, нам так говорят. Я повторяю, что я здесь не считаю, что есть какая-то команда в данном отношении. Скорее всего, слова на блоге господина Багирова – они заставили правоохранительные органы проверить это. И не думаю, что это будет долго.

И.ВОРОБЬЕВА: Ну, раз уж мы заговорили о революции, о том, что происходило в том апреле, давайте поговорим о политическом кризисе, который... Не закончился в Молдавии же? У вас же до сих пор политический кризис, нет президента.

А.НЕГУЦА: Да. Я помню во время одной из прошлых передач вы говорили о конституционном кризисе. Я рад, что сейчас вы говорите о политическом кризисе. Действительно, никакого конституционного, а именно политический.

Да, сегодня надо прямо сказать, что политическая элита, правящий парламентский альянс должен обеспечить такие условия и такие взаимоотношения с парламентской оппозицией, чтобы в результате этих обсуждений минимум 61 депутат из 101-го, которые есть в парламенте республики Молдова, проголосовали за кандидата в президенты. Пока это не удается, каждая парламентская партия в отдельности говорит, что надо ставить интересы общества выше. Стремятся к этому, но реально не получается.

И, действительно, нам неудобно, что накануне 20-летия нашей независимости, нашего юбилея мы отмечаем этот юбилей с этим. Сейчас могу проинформировать слушателей, что и венецианская комиссия рассматривает это положение дел и не исключено, что они обратятся к нам с определенными рекомендациями. Они не являются документом, но, по крайней мере, помогут и парламентариям, и другим оценить то, что у нас происходит. И на 20-е сентября Конституционный суд объявил, что он начинает слушания в парламенте с запроса об этой ситуации, чтобы Конституционный суд сказал с точки зрения законодательства Молдовы как можно оценить эту ситуацию. И я думаю, что после 20 сентября с учетом этих рекомендаций венецианской комиссии мы можем прийти на новую ситуацию, когда эти рекомендации и это решение Конституционного суда могут в парламенте обсуждаться, и можем продвинуться к решению.

Т.ДЗЯДКО: То есть может появиться какая-то новая процедура?

А.НЕГУЦА: Совершенно верно. Я, по крайней мере, как гражданин Молдовы надеюсь на это.

И.ВОРОБЬЕВА: Наши слушатели спрашивают ваш комментарий по поводу ужесточения правил въезда в республику – была, действительно, такая новость о том, что теперь россиянам будет труднее въехать в республику Молдавия.

А.НЕГУЦА: Спешу успокоить. Это не знаю, на кого дать, винить журналистов, ваших братьев и сестер, и так далее. Это относится не к странам СНГ, это относится не к странам, с которыми мы имеем договора. Это относится к далеким странам, с которыми нет... И только в их случае требуется полный документ. Абсолютно ничего не изменится в порядке пересечения государственной границы республики Молдова гражданином РФ.

И.ВОРОБЬЕВА: Точно также с загранпаспортом, без визы?

А.НЕГУЦА: Совершенно верно.

И.ВОРОБЬЕВА: Чудесно.

Т.ДЗЯДКО: Андрей Негуца у нас в эфире. Остается 1,5 минуты. Скажите, в ближайшее время не планируются контакты прямые, встречи на высшем уровне?

А.НЕГУЦА: Мы вчера обсуждали с Андреем Ивановичем Денисовым. Впереди 3-е сентября в Душанбе саммит глав государств Содружества независимых государств. Исполняющий обязанности президента республики Молдовы господин Лупу будет принимать участие. Мы не исключаем такой возможности в Душанбе...

Т.ДЗЯДКО: Что там будут двусторонние переговоры и встречи.

А.НЕГУЦА: Ну, двусторонние – это громко сказано.

Т.ДЗЯДКО: Ну, то есть встречи.

А.НЕГУЦА: Может быть, беседа, даже чистая беседа, обсуждение и так далее. Кроме этого, 15 октября в Санкт-Петербурге очередная встреча в формате глав правительств стран СНГ. Мы не видим, что могло помешать руководству моего правительства принимать участие в этом. И также нельзя исключать, что с председателем правительства России тоже могут быть эти обсуждения.

Т.ДЗЯДКО: Ну то есть пока только в формате международных саммитов какие-то встречи, а так – нет.

А.НЕГУЦА: Да.

Т.ДЗЯДКО: Ясно. Спасибо большое. Андрей Негуца, посол Молдавии был у нас в эфире. Успели мы обсудить за это время различные аспекты двусторонних отношений и тех проблем, которые в Молдавии остаются. Спасибо вам большое, что пришли к нам в эфир, Андрей Кириллович.

А.НЕГУЦА: И вам спасибо.

Т.ДЗЯДКО: Приходите еще.

И.ВОРОБЬЕВА: Да, еще раз поздравляем вас с 20-летием республики.

А.НЕГУЦА: Спасибо большое.

 
Источник.
0