698

Александр Тэнасе: «За видимостью демократии в РМ скрывается квазиавторитарная система»



Интервью судьи Конституционного суда, экс-министра юстиции Александра Тэнасе.
 
«ИНФОТАГ»: Господин Тэнасе, какое Ваше главное достижение на посту министра, которым Вы гордитесь?
 
Александру Тэнасе: Не очень-то и удобно мне говорить о своих достижениях. Отмечу лишь одну деталь, отличающую мою работу министра от деятельности других министров: в РМ впервые министром юстиции был политик.
 
За 14 месяцев своего мандата я успел продвинуть две важные реформы в ведомстве: реформу системы исполнения судебных решений и реформу адвокатуры. Во время моего мандата разработан пакет законопроектов по малой судебной реформе, которая касается реформы механизмов уголовной и гражданской процедур.
 
«И»: Почему так важно, чтобы министром юстиции был политический деятель?
 
А.Т.: Юстиция и экономика - области, в которых любое решение политическое. Человек, не имеющий политического веса, ничего не может сделать. Мне удалось продвинуть определенные проекты благодаря политическому авторитету на тот момент в Либерально-демократической партии (ЛДПМ). Если член правительства - простой технократ, у него нет возможности продвинуть свои идеи. Это пример правительства Тарлева, в котором министры не были политическими деятелями, а располагали лишь мандатом администратора в определенной сфере деятельности. Политику делали в резиденции президента. Считаю, что нам следует отойти от такой модели.
 
«И»: Гражданское общество критикует реформу системы исполнения судебных решений потому, что исполнители не хотят исполнять решения, с которых не получают денег. Получается, что мать не получит алименты на ребенка, поскольку некому исполнить решение суда.
 
А.Т.: Закон обязывает судебных исполнителей исполнять решения, причем по восстановлению в должности или получению алиментов - бесплатно. Но есть исполнители, которые допускают самоуправство. В таком случае на них можно завести дисциплинарное производство. С другой стороны, получение алиментов всегда было проблемой, но по другим причинам. Большая часть граждан работает нелегально, поэтому и невозможно получить с них положенные суммы. Проблема алиментов зависит от подхода общества к ней, поэтому ее нельзя решить только через правосудие. Общество, особенно работодатели, должны осуждать людей, которые отказывают детям в заботе.
 
«И»: Два года назад «Альянс за европейскую интеграцию» обещал реформу системы правосудия. Но за исключением небольших изменений, реформы как таковой общество так и не увидело. Почему?
 
А.Т.: Есть два пути проведения реформ: можно разработать стратегии, которые вряд ли будут выполнены; но можно продвигать срочные проекты реформ. Молдова - чемпион по стратегиям и планам действий, которые не претворяются в жизнь. Многие должностные лица думают, что можно будет делать видимость реформы правосудия и органов внутренних дел путем разработки стратегий и внесения формальных изменений, которые в действительности сохраняют существующую систему. Я убежден в необходимости коренного изменения положения дел. В этом контексте самую большую проблему представляют люди. У нас хорошие законы, которые в целом соответствуют требованиям демократического государства, но если не заменим тех, кто должен применять законы на практике, то ничего не изменится. Если бы у меня была поддержка коллег во время мандата министра, то я бы продвинул в судебную систему молодых людей с другим менталитетом, чтобы они не воспринимали, например, работу судьи, как бизнес.
 
«И»: Но коррупция есть даже на юридическом факультете. Там воспитывают студентов в духе судебного бизнеса.
 
А.Т.: Согласен, что не все так просто в образовании, но это не значит, что нет среди студентов и преподавателей порядочных и неподкупных людей. У нас в стране 500 судей и почти по 5-6 тыс. выпускников ежегодно. Считаю, что здесь у нас есть большой выбор хорошо подготовленных и честных судей.
 
Два года назад Господь дал нам шанс за четыре-пять лет что-то изменить в стране, чтобы молодежь не бежала из Молдовы. Образно говоря, если этого не сделать, то есть риск, что РМ станет страной, населенной только депутатами, министрами и людьми в погонах. Два года мы наблюдаем нескончаемое сведение счетов людей сферы управления, а страна мелкими, но уверенными шажками идет ко дну.
 
«И»: Неужели кумовство причина того, что у нас не проводятся реформы?
 
А.Т.: Кумовство - совсем узкое понятие. Наша проблема - коррупция, у которой куда более широкий размах. Коррупция - это не только взяточничество. Продвижение на должность, например, некомпетентного судьи и без особых заслуг, обязывает его выносить незаконные решения с тем, чтобы отблагодарить назначивших его на этот пост. Незаконное решение вредит не только одному человеку, но и подрывает доверие общественности к правосудию.
 
«И»: Что необходимо демократической власти для реформ: воли или денег?
 
А.Т.: В постсоветском пространстве демократические власти сталкиваются с определенной трудностью. С приходом к власти они забывают о реформах и начинают воевать друг с другом. Так поступили демократы в России при президенте Борисе Ельцине, так было в Украине при президенте Викторе Ющенко и, к сожаленью, примерно так же происходит и в Молдове. Для проведения реформ нужен ясный взгляд на то, чего хочешь добиться, и твердая политическая воля. Деньги - в последнюю очередь, так как люди с сильной волей и ясным взглядом способны найти и средства.
 
http://www.tvc21.md/index.php?type=view&data=17952
0