Лесбиянки ЮАР боятся "исправительных изнасилований"
Ноксоло Нкосана говорит, что на нее напали из-за ее сексуальной ориентации
В ЮАР участились случаи нападений, изнасилований и убийств лесбиянок. В результате многим из них приходится жить в страхе, опасаясь за собственную участь.
Самой последней жертвой стала 23-летняя Ноксоло Нкосана: ее пырнули ножом недалеко от ее дома в районе Кроссроудс в Кейптауне, когда она однажды вечером возвращалась со своей подругой домой после работы.
Как рассказала Ноксоло Би-би-си, сначала двое мужчин, один из которых живет по соседству, стали выкрикивать оскорбления: "Они шли за нами, а потом начали ругаться и кричать в мой адрес: "Эй ты, лесби, сейчас мы тебе покажем!""
Не успела Ноксоло опомниться, как в ее спину дважды вонзился нож, а когда она, теряя сознание, упала на землю, то почувствовала, что нож вошел в нее еще два раза.
"Я была уверена, что они меня убьют", - говорит Ноксоло.
Молчаливые страдания
Многие сторонницы однополой любви в Южной Африке погибли в результате подобных нападений.
Как сообщается, за 10 лет 31 женщина скончалась в схожих обстоятельствах. В апреле этого года Ноксоло Ногваза была изнасилована восемью мужчинами, а затем убита в районе Кватема под Йоханнесбургом. Лицо этой 24-летней женщины было изуродовано камнями, ее тело исколото битым стеклом.
Нападение на нее было совершено с целью так называемого "исправительного изнасилования", когда мужчины насилуют лесбиянок, чтобы, как они думают, "исправить" их сексуальную ориентацию, и эта практика получает все большее распространение в Южной Африке.
По данным благотворительной организации Luleki Sizwe, помогающей жертвам изнасилований в Западной Капской провинции, только в одном Кейптауне более 10 лесбиянок в неделю подвергаются единичным или групповым изнасилованиям.
Как говорит основательница организации Ндумие Фунда, многие женщины не сообщают о подобных случаях в полицию из страха быть осмеянными или из боязни повторного нападения и страдают молча.
"То, что просачивается в газеты, это даже не верхушка айсберга: лесбиянки ежедневно подвергаются нападениям в городских районах ЮАР", - говорит Фунда.
Известно также, что полиция часто начинает высмеивать геев, ставших жертвами изнасилований.
"Некоторые полицейские начинают издеваться, заставляют описывать, что женщина чувствовала во время изнасилования. Все это унизительно", - признается Тандо Сибия из Соуэто.
"Не-африканки"
Некоторые усматривают корень проблемы в том, что более патриархальные слои африканского общества так и не приняли гомосексуализма, особенно среди женщин.
Дело Эуди Симелане
Мир узнал о случаях "исправительного изнасилования" в 2008 году после убийства под Йоханнесбургом бывшей звезды южноафриканской футбольной сборной Эуди Симелане. Она была подвергнута групповому изнасилованию, избита и исколота ножом 25 раз в лицо, грудь и ноги.
Один из четверых насильников признал свою вину в ее изнасиловании и убийстве и был приговорен к 32 годам тюремного заключения. Еще один обвиняемый заявил о своей невиновности, однако его все равно признали виновным и дали пожизненный срок. Двое других были оправданы.
"Африканское общество до сих пор еще очень патриархально. Женщин учат тому, что они должны обязательно выходить замуж; все, что лежит за рамками этого, считается неправильным, - объясняет Лесего Тихвале из группы, защищающей права сексуальных меньшинcтв Behind the Mask. – Это считается не "по-африкански" - когда две женщины вступают в брак. Некоторые мужчины вообще видят в этом угрозу и хотят это "исправить"".
По ее словам, убитые в ЮАР представительницы сексменьшинств в основном принадлежат к категории мужеподобных женщин, которых называют "мужланка-лесбиянка".
"Они [мужчины] больше всего боятся именно такого типа лесбиянок, говорят, что они крадут у них женщин. Они таким извращенным способом как бы отстаивают свое право на женщин, защищают свое мужское достоинство", - рассказывает Лесего.
ЮАР – единственная африканская страна и одна из 10 во всем мире, где гомосексуальные браки разрешены. В ее конституции особо запрещена дискриминация по признаку сексуальной ориентации, однако на деле предрассудки по-прежнему живы.
На улицах Йоханнесбурга полно мужчин, которые поддерживают идею "исправительного изнасилования".
"Когда кто-то заявляет, что она лесбиянка, она как будто нам, мужчинам, говорит, что мы недостаточно хороши", - сказал Би-би-си 35-летний Тулани Бхенгу.
Нужно ли удивляться, что очень небольшое число нападений на лесбиянок оканчивается обвинительным приговором. Никто толком не знает, сколько из более чем 50 тысяч случаев зарегистрированных в ЮАР изнасилований совершено в отношении женщин-лесбиянок, поскольку сексуальная ориентация жертвы не вносится в протокол.
Боевой дух
Однако после убийства Ноксоло Ногвазы и петиции за подписью 170 тысяч человек из разных стран мира, призывающей положить конец "исправительным изнасилованиям", министерство юстиции ЮАР начало шевелиться и сейчас находится в процессе создания специальной команды по разработке стратегии борьбы с преступлениями на почве сексуальной нетерпимости.
Также планируется ужесточить наказание за преступления, в которых сексуальная ориентация жертвы являлась определяющим фактором.
Ноксло Нкосана боится, что она снова станет жертвой нападения, но говорит, что не хочет скрывать свои наклонности и притворяться гетеросексуалкой.
"Они на меня напали в моем собственном районе, но я не сдамся, - говорит она. – У них не получится меня переделать".
Однако несмотря на подобный боевой настрой, Лесего Тихвале из правозащитной организации Behind the Mask признает, что многие лесбиянки в ЮАР опасаются за свое благополучие: "Все боятся. За последние месяцы случаи нападения на лесбиянок участились, и все, с кем нам удалось поговорить, опасаются, что они могут стать следующей жертвой".
bbc