Что позволено американскому Юпитеру, не позволено русскому медведю?
Руководители Альянса «За европейскую интеграцию» в преддверии второго тура выборов генерального примара Кишинёва интенсивно раздувают международный скандал относительно действий посла России в Молдове Валерия Кузьмина.
Напомним, российский посол на торжественном приёме в посольстве по случаю Дня независимости России, после официльной части, представил министра иностранных дел непризнанной ПМР Владимира Ястребчака в качестве главы внешнеполитического ведомства Приднестровья (то есть в качестве того, кем Ястребчак и является де-факто).
Этот, казалось бы, рутинный эпизод вызвал весьма нервозную реакцию среди первых лиц государства, а также целого ряда молдавских политиков, аналитиков и журналистов. Премьер-министр Молдовы Владимир Филат назвал действия российского посла, ни много ни мало, «оскорблением молдавского народа». Бывший и.о. президента Михай Гимпу заявил, что Валерий Кузьмин «должен уехать из Молдовы». Нынешний и.о. Мариан Лупу, заявил, что это был «неприятный инцидент».
Не устают выносить вердикты в адрес российского посла и представители экспертного сообщества. Виорел Чиботару назвал действия Кузьмина «выражением определённой политической позиции, которая может означать нечто большее, чем жест как таковой». Анатол Цэрану заявил, что «мы присутствуем при преднамеренном давлении на решение приднестровского вопроса». А Константин Тэнасе договорился до того, что «действия российского посла преследовали цель мобилизации этнических русских в поддержку российской марионетки Игоря Додона».
Однако все данные господа напрочь забыли о другом громком дипломатическом скандале, имевшем место 4 года назад, также касавшегося Приднестровья, но уже при участии тогдашнего посла США в Молдове Майкла Кирби. 18 июля 2007 года Кирби посетил в Тирасполе офис наиболее экстремистской приднестровской организации – «Прорыв». Эта организация была создана бывшим (тогда – действующим) майором приднестровского МГБ Дмитрием Соиным, объявленным в розыск Интерполом и полицией Молдовы по подозрению в совершении двух убийств.
Дмитрий Соин не просто приднестровский сепаратист – он является радикальным противником существования Республики Молдова как таковой. Долгое время Соин являлся ближайшим другом и единомышленником российского политического авантюриста Станислава Белковского, который в 2004 году в Бухаресте выдвинул план расчленения Республики Молдова между Россией и Румынией.
К созданию приднестровского «Прорыва» приложил руку другой политический авантюрист из Москвы – тогдашний сотрудник администрации президента РФ Модест Колеров, который придерживается плана приднестровского урегулирования, аналогичного плану Белковского. Характерно, что корреспондент принадлежащего Колерову информационного агентства «Регнум» в Молдове Евгений Шоларь выступал инициатором проекта «Униря.Ру», а 7 апреля 2009 года, вместе с ИА Регнум, радостно поддержал прорумынский путч в Кишинёве.
Приднестровский «Прорыв» открыто выступает за присоединение Приднестровья к России (при том, что сама Россия рассматривает Приднестровский регион как часть Республики Молдова). Эта организация во главе с её лидером отметилась целым рядом противоправных действий, в частности, сожжением государственного флага Республики Молдова и флага ОБСЕ, срыв флага ОБСЕ с флагштока, забрасывание снежками офиса ОБСЕ в Тирасполе, сожжение фигуры президента Республики Молдова Владимира Воронина в форме нациста и другие акции.
Это не остановило Майкла Кирби, который 18 июля 2007 года был торжественно принят в члены радикально-экстремистской организации «Прорыв» (ему был повязан жёлтый прорывовский галстук) и провёл личную встречу с Дмитрием Соиным, скрывающимся от международного правосудия. При этом тираспольские и оппозиционные кишинёвские аналитики не скрывали своего восторга. Тогдашний пресс-секретарь «Прорыва» Роман Коноплёв (недавно публично объявивший о своей поддержке Дорина Киртоакэ) написал в восторженном комментарии: «Дипломат вполне мог пренебречь существующими полуофициальными и негласными запретами кишинёвского МИДа и высшего руководства РМ».
Аналогичный восторженный комментарий дала оппозиционная в прошлом газета «Коммерсант-плюс» (ныне превратившаяся в русскоязычный рупор Альянса «За европейскую интеграцию»): «Кирби открыл дорогу в Приднестровье другим своим коллегам». При этом «Коммерсант-плюс» отметил, что посол США в Республике Молдова не мог не знать, что такое приднестровский «Прорыв», какой человек его возглавляет, какой деятельностью занимается данная организация и как она относится к территориальной целостности Республики Молдова.
Итак, налицо не просто оскорбление Республики Молдова со стороны американского посла, но и открытый плевок Молдове. Однако ни одна организация почему-то не провела митинг протеста у стен посольства США с требованием к Майклу Кирби убраться из страны (не позабыв надеть в аэропорту жёлтый галстук «Прорыва»). Молчали в тряпочку господа Гимпу и Филат, Нантой и Чиботару, Тэнасе и Цэрану. Очень странное «молчание ягнят» – выходит, что позволено американскому Юпитеру, не позволено русскому медведю?
А может, дело в другом? Давайте будем откровенны – всех вышеперечисленных господ объединяет не любовь к Молдове и не стремление к её территориальной целостности, а только ненависть к России и стремление угодить США. Не знаем, как другим, а нам почему-то кажется, что, если США завтра признают независимость Приднестровья (например, в обмен на отказ от пророссийского курса, изгнание российских миротворцев или другой подобный шаг), все эти горе-аналитики, призывающие к ответу российского посла, угодливо зааплодируют первыми.
Игорь Добровольский,