Межкомнатные панели «рамма» тоямских резчиков
Префектура Тояма славится своими резчиками по дереву – в городке Инами базируется одно из направлений японской школы резьбы Инами-кибори
(井波木彫り), тут раз в четыре года проводится мировой слет-фестиваль резчиков из разных стран (и из России бывают, да), в Тояме есть храм Дзуйсэн-дзи, знаменитый тем, что к нему приложили руку тоямские умельцы-резчики, сюда приезжают учиться резчики со всего света и все такое прочее.
Помимо художественных произведений, которые представляются на различных выставках и на экспозициях в музеях, тоямские резчики производят и продукцию на продажу – ведь в первую очередь они все-таки ремесленники, и должны зарабатывать своим мастерством.
Вот мы и поехали в один из торговых центров – не такой, где бутики, старбакс и рестораны, а где выставляются изделия народного промысла, которым славится эта местность, в данном случае в первую очередь резьба.
В этот раз выставлялись межкомнатные панели рамма (欄間) – важная часть традиционного японского дома, одно из основных украшений парадной гостевой комнаты. Такие панели, расположенные в верхней части комнаты над дверьми, соединяют комнату с прочими, позволяя ее вентилировать при закрытых дверях (что на мой взгляд, хорошо), ну и, конечно, обеспечивает прекрасную слышимость по всему дому (что, на мой взгляд, уже на любителя).
Выглядят межкомнатные панели рамма, находящиеся под потолком, в общем случае обычно так (фотки нацапаны из интернетов):
Из жердочек попроще
Или посложнее
Бывают и прорезные в доске
Традиционно японский интерьер украшался на европейский взгляд, очень и очень скромно – японцы во многом ценят другие вещи, нежели европейцы. Это, в частности, вызывает у насмотревшись европейских роскошных дворцов западных туристов, посещающих, ну, скажем, дворец императора в Киото, некоторое чувство недоумения: «Эти пустынные комнаты практически без ничего – дворец? Неужели тут у вас сам император жил?» А японцы замирают у каждой залы: «Ах, смотрите, в этой комнате тесьма по краю татами не зеленая, а синяя, восторг-восторг!» Впрочем, тут я рискую отойти от темы в совсем другие любопытные сферы, поэтому про императорский дворец как-нибудь другой раз, а пока что все же вернусь (с некоторым, надо сказать, трудом) к межкомнатным панелям.
Так вот, внутренний интерьер традиционного дома достаточно сдержан, и блеснуть своим богатством и чувством прекрасного можно в достаточно узких пределах – это, например украшения в стенной нише токонома, это свиток, крышка столешницы, икэбана, ширма и тому подобное. К этому списку предметов, в красоте которых хозяин дома может развернуться, относится и межкомнатная панель.
Вот в резьбе панелей рамма и специализируются тоямские резчики школы Инами-кибори, их работы славятся по всей стране и тоямские рамма стоят на первом месте среди прочих производителей. На их-то творения, выставленные на продажу, мы и посмотрели. И немного пофотали – на фоточках не представлена и десятая часть того резного великолепия, что покоится на стендах в большом торговом зале размером со спортзал.
Большинство панелей стоят примерно одинаково – 2000-4000 долларов, если переводить с иены (хотя, конечно, верхний предел не ограничен). На мой взгляд, для одного из главных украшений дома, которое будет потом радовать глаз еще поколениям потомков – вполне нормальная цена.
У одного из стендов (а их там множество, от разных резчиков) я обратился к девушке-продавцу: мол, а сколько времени делают такую панель и все такое прочее? Она любезно предложила мне спросить лично у резчика. Резчиком оказался молодой парнишка лет 27-30, сидящий на табуретке за панелями и обедавший сублимированной лапшой за служащей ему столом второй табуретке. Его я фотать постеснялся, все-таки ест человек, но все же стал докучать ему своими вопросами, на которые он, впрочем, любезно отвечал.
Выяснилось, что резьба одной панели занимает порядка трех месяцев, а стоит она, как я уже упоминал, порядка 2000-4000, и разделив цену на время работы, получается, что при средней японской месячной зарплате в 2000-4000 долларов, зарабатывает резчик панелями весьма и весьма скромно. Думаю, что выручает прочая резьба помельче, но все же вот так, немного неожиданно.
Режется такая панель из цельного куска дерева – как можно видеть, очень толстого куска.
Оставив молодого резчика доедать свой незатейливый обед, пошли разглядывать дальше.
Сюжеты резьбы в большинстве случаев – природные виды, знаменитые парки, храмы, буддийские святые, житейские сценки, сказочные и реальные животные, цветы.
А вот и знаменитейший парк – канадзавский Кэнроку-эн, входящий в тройку самых красивых парков Японии:
Dzimitori
(井波木彫り), тут раз в четыре года проводится мировой слет-фестиваль резчиков из разных стран (и из России бывают, да), в Тояме есть храм Дзуйсэн-дзи, знаменитый тем, что к нему приложили руку тоямские умельцы-резчики, сюда приезжают учиться резчики со всего света и все такое прочее.
Помимо художественных произведений, которые представляются на различных выставках и на экспозициях в музеях, тоямские резчики производят и продукцию на продажу – ведь в первую очередь они все-таки ремесленники, и должны зарабатывать своим мастерством.
Вот мы и поехали в один из торговых центров – не такой, где бутики, старбакс и рестораны, а где выставляются изделия народного промысла, которым славится эта местность, в данном случае в первую очередь резьба.
В этот раз выставлялись межкомнатные панели рамма (欄間) – важная часть традиционного японского дома, одно из основных украшений парадной гостевой комнаты. Такие панели, расположенные в верхней части комнаты над дверьми, соединяют комнату с прочими, позволяя ее вентилировать при закрытых дверях (что на мой взгляд, хорошо), ну и, конечно, обеспечивает прекрасную слышимость по всему дому (что, на мой взгляд, уже на любителя).
Выглядят межкомнатные панели рамма, находящиеся под потолком, в общем случае обычно так (фотки нацапаны из интернетов):
Из жердочек попроще
Или посложнее
Бывают и прорезные в доске
Традиционно японский интерьер украшался на европейский взгляд, очень и очень скромно – японцы во многом ценят другие вещи, нежели европейцы. Это, в частности, вызывает у насмотревшись европейских роскошных дворцов западных туристов, посещающих, ну, скажем, дворец императора в Киото, некоторое чувство недоумения: «Эти пустынные комнаты практически без ничего – дворец? Неужели тут у вас сам император жил?» А японцы замирают у каждой залы: «Ах, смотрите, в этой комнате тесьма по краю татами не зеленая, а синяя, восторг-восторг!» Впрочем, тут я рискую отойти от темы в совсем другие любопытные сферы, поэтому про императорский дворец как-нибудь другой раз, а пока что все же вернусь (с некоторым, надо сказать, трудом) к межкомнатным панелям.
Так вот, внутренний интерьер традиционного дома достаточно сдержан, и блеснуть своим богатством и чувством прекрасного можно в достаточно узких пределах – это, например украшения в стенной нише токонома, это свиток, крышка столешницы, икэбана, ширма и тому подобное. К этому списку предметов, в красоте которых хозяин дома может развернуться, относится и межкомнатная панель.
Вот в резьбе панелей рамма и специализируются тоямские резчики школы Инами-кибори, их работы славятся по всей стране и тоямские рамма стоят на первом месте среди прочих производителей. На их-то творения, выставленные на продажу, мы и посмотрели. И немного пофотали – на фоточках не представлена и десятая часть того резного великолепия, что покоится на стендах в большом торговом зале размером со спортзал.
Большинство панелей стоят примерно одинаково – 2000-4000 долларов, если переводить с иены (хотя, конечно, верхний предел не ограничен). На мой взгляд, для одного из главных украшений дома, которое будет потом радовать глаз еще поколениям потомков – вполне нормальная цена.
У одного из стендов (а их там множество, от разных резчиков) я обратился к девушке-продавцу: мол, а сколько времени делают такую панель и все такое прочее? Она любезно предложила мне спросить лично у резчика. Резчиком оказался молодой парнишка лет 27-30, сидящий на табуретке за панелями и обедавший сублимированной лапшой за служащей ему столом второй табуретке. Его я фотать постеснялся, все-таки ест человек, но все же стал докучать ему своими вопросами, на которые он, впрочем, любезно отвечал.
Выяснилось, что резьба одной панели занимает порядка трех месяцев, а стоит она, как я уже упоминал, порядка 2000-4000, и разделив цену на время работы, получается, что при средней японской месячной зарплате в 2000-4000 долларов, зарабатывает резчик панелями весьма и весьма скромно. Думаю, что выручает прочая резьба помельче, но все же вот так, немного неожиданно.
Режется такая панель из цельного куска дерева – как можно видеть, очень толстого куска.
Оставив молодого резчика доедать свой незатейливый обед, пошли разглядывать дальше.
Сюжеты резьбы в большинстве случаев – природные виды, знаменитые парки, храмы, буддийские святые, житейские сценки, сказочные и реальные животные, цветы.
А вот и знаменитейший парк – канадзавский Кэнроку-эн, входящий в тройку самых красивых парков Японии:
Dzimitori