736

О принципах и ценностях

С интервалом в несколько дней в прессе появились три новости: Молдова согласилась взять у Японии грант на поддержку малого и среднего бизнеса; парламент отказался отмечать на государственном уровне 50-летие первого полета человека в космос;

Министр юстиции Александру Тэнасе покидает свои посты в правительстве и партии, мотивируя это тем, что «так, как можно — он не хочет, а так, как он хочет — нельзя».

«Чужой» Гагарин

Эти сообщения — хороший повод порассуждать о «принципах и ценностях», о которых так любят говорить молдавские политики.

То, что основное занятие молдавских властей на международной арене — попрошайничество, давно никого не удивляет. Но случай с японским грантом — из ряда вон выходящий. Каждый день мы видим ужасные телевизионные картинки из Японии, пострадавшей от землетрясения, цунами и аварии на атомной электростанции. Видим, как сами японцы и люди со всего мира помогают пострадавшим. И как же низко нужно было пасть в своей привычке клянчить деньги у всех зарубежных доноров, или, как сейчас модно говорить, «партнеров по развитию», чтобы в этих условиях взять у Японии очередной грант! Конечно, Япония страна богатая, а Молдова бедная, для Японии, в отличие от Молдовы, пара миллионов долларов — это мелочь. Но вот тут-то как раз и надо было проявить свои принципы и ценности. Нужно было отказаться от этого гранта. Поблагодарить японскую сторону и отложить получение денег до лучших времен. Это было бы честно, благородно и просто по-человечески правильно.

Отношение молдавских властей к юбилею полета Юрия Гагарина в космос тоже может вызвать только отвращение. Отказ отметить эту дату на государственном уровне под тем предлогом, что это «праздник русских» и что в Кишиневе есть улица Гагарина, свидетельствует об историческом беспамятстве правящих в Молдове «европейцев» и об их примитивной русофобии. Можно не сомневаться, что если бы первым космонавтом был американец, то эту дату отметили бы в Кишиневе с большой помпой. А если бы это был румын, то день его полета в космос вообще был бы объявлен национальным праздником Молдовы.

Двойная отставка Тэнасе, хотя внешне она и выглядит более важным событием, чем истории с японским грантом и советским космонавтом, на самом деле, с точки зрения политических «принципов и ценностей»,  гораздо более банальна. Разочаровался человек — ну и что? Не он первый, не он последний. Не надо было очаровываться, не пришлось бы и разочаровываться.

Ненормальные люди

Большинство обычных людей считают политику делом грязным и гнусным. Большинство политиков, которые обладают патологической способностью к вытеснению, обману и самообману, убеждены, что они занимаются делом высоконравственным, общественно значимым и полезным.

Под политикой можно понимать искусство управления государством, талант согласования интересов различных социальных групп, честное служение народу. Хотя и очень редко, но все же встречаются случаи, когда политик искренне верит в какие-то идеалы, хочет что-то изменить к лучшему, знает, как это сделать, и может это сделать. Но чаще всего под  прикрытием политической деятельности мы наблюдаем беспринципное удовлетворение любой ценой и любыми средствами страстей славолюбия и сребролюбия. Позитивные ценности тут только мешают. «Чтобы преуспеть в политике, зачастую надо подняться выше своих принципов».

И в первом, и во втором случае политики — люди не нормальные. Не в том смысле, что они сумасшедшие, а в том смысле, что они не такие, как большинство людей.

Большинство людей не готовы, да и не хотят, брать на себя ответственность за судьбу других людей. Обычный человек может отвечать за самого себя, за свою семью, максимум, за свой трудовой коллектив. Политик берется отвечать за жизни тысяч (если это село), сотен тысяч (город), миллионов (страна), миллиардов (мир) людей. При этом политик перестает принадлежать себе. Он занимается делами, которыми нормальный человек никогда не стал бы заниматься. Он встречается с людьми, с которыми ему встречаться не хочется, говорит то, чего не хочет говорить, а то, что хочет сказать, не говорит. Вся его жизнь на месяцы вперед расписана его помощниками. Во многом это уже и не живые люди, а механические функции. Можно было бы даже их пожалеть, хотя они сами выбрали такой путь.

Политики, как роботы, не устают повторять банальные слова о «принципах и ценностях», «демократии и свободе», «справедливости и правах человека» и т.д. и т.п. Но чем больше они так говорят, тем чаще вспоминаешь «политические принципы Тодда» из «Законов Мэрфи»: «1. Что бы они вам ни говорили, всей правды они не говорят. 2. О чем бы они ни говорили, речь всегда идет о деньгах».

Нет таких партий

О роли денег в политической жизни, как бы удивленно и даже с осуждением, сказал и Тэнасе, в том смысле, что у кого мешки с деньгами, тот все и решает. Странно слышать это от юриста, да еще и от адвоката. Ведь именно так и всегда происходило на всем протяжении человеческой истории. Золотое правило «У кого золото, тот и устанавливает правила» в сочетании с правом сильного «У кого сила, тот и бомбит, кого хочет» — это норма, в том числе для самого-самого демократического западного мира, для Европы и Америки. Почему же Молдова должна быть исключением?

Все политические партии в Молдове построены по принципу SRL или мафиозного клана. Один, два или три «денежных мешка» имеют решающее слово в партийных делах. Любому не согласному они всегда могут сказать: «Создай свою партию, плати за все, и делай, что и как хочешь!». Это не значит, что эти «мешки» – плохие люди. Они могут быть замечательными людьми, но они не могут изменить эту систему до тех пор, пока у партий не появятся альтернативные источники финансирования, например из государственного бюджета.

О том, через какие метаморфозы может проходить партийный лидер и как ему за это ничего не будет, лучше всего свидетельствует пример Владимира Воронина. В конце 80-х годов прошлого века он горячо приветствовал перестройку, гласность и Михаила Горбачева. В 90-е годы он проклинал тех, кто развалил Советский Союз и КПСС, включая Снегура и Лучинского, выступал за восстановление Советской власти и нового союзного государства, против приватизации, купли-продажи земли и института президентства, ругал Запад и МВФ, обещал привлечь к ответственности виновных в «развязывании братоубийственной войны» на Днестре. В 2000-е годы он выступал за присоединение Молдовы к Союзу Россия–Беларусь, за придание русскому языку статуса государственного, сначала за, а потом против федерализации Молдовы, сначала за повышение роли государства, а потом за тотальную либерализацию в экономике, начал взасос целоваться с западниками, провозгласив курс на европейскую интеграцию. В конце концов Воронин  создал олигархический капитализм, при котором его сын Олег тратил по 20 тысяч долларов в день на «карманные расходы»,  а любого лавочника пугали «Плохишом», допустил преступления 7 апреля 2009 года и оставил после себя в качестве «преемника» политического отморозка Михая Гимпу. В любой демократической партии такого лидера давно бы изгнали из руководства, но только не у нас. Это Воронин всех изгонял, изгоняет и продолжает изгонять. Он делает с партией, что хочет, потому что «учредителем» этого «SRL», «паханом» этого «мафиозного клана» является именно он, и никто другой. Говорить тут о каких-то «принципах и ценностях» просто смешно.

Если в устав какой-нибудь молдавской партии вдруг включат пункт о том, что ее лидер автоматически уходит в отставку в случае, скажем, поражения на выборах или каких-то коррупционных скандалов, это будет выглядеть очень странно для нашей действительности. Нет таких партий. Не доросли еще.

Следите за руками

Под ценностью подразумевается значимость, важность, полезность чего-то. Это очень субъективное понятие, каждый понимает эти вещи по-разному. Ценности могут быть позитивными и негативными, истинными и ложными, относительными и абсолютными.

Когда политики говорят о «принципах и ценностях», было бы хорошо понять, о каких ценностях они говорят, и в чем видят их источники, поскольку то, что может показаться политикам ценным, для большинства людей таковым не является.

Важнейшим источником ценностей для граждан Молдовы, большинство которых считают себя православными христианами, безусловно, является Православие. Но не для политиков. Для политиков источником ценностей являются «европейские» ценности, например демократия или свобода слова. Для большинства же людей это пустые слова.

Под демократией обычно подразумевается власть народа, осуществляемая через свободные, честные выборы. Все выборы в Молдове на протяжении 20 лет были признаны Западом честными и свободными, но они не привели к улучшению качества государственного управления. У народа не только не появилось больше власти, но он вообще никак не может влиять на государство и чиновников.

Возможность пойти раз в год на избирательный участок и проголосовать за незнакомых людей трудно назвать ценностью. Мало кто сегодня скажет, сколько в молдавском парламенте фракций, или назовет хотя бы по три депутата из каждой фракции. Имен девяноста процентов депутатов избиратели не знают, и никаких рычагов контроля над своими «избранниками» у них нет. А депутаты, в свою очередь, в силу фракционной дисциплины, вынуждены подчиняться решениям партий, по спискам которых они прошли в парламент.  А решения партий — это решения одного-двух-трех человек. Называть такую систему демократической просто абсурдно.

Свободу слова тоже ценностью не назовешь. Смотреть по восьми телеканалам, как 16 политиков и 24 эксперта годами толкут в ступе воду, занимаются демагогией, дурят людей — совершенно бессмысленное, более того, вредное для человека занятие. Большинство СМИ не отражает реальную жизнь людей. Телеканалы страшно далеки от народа и чаще всего используются как средство манипулирования общественным мнением в интересах все тех же политиков. (Без пиара ты пол-ара, а с пиаром ты гектар.)

Те ценности, которые действительно важны для людей, —  жизнь, вера, семья, труд, родина, здоровье, деньги, земля — совсем не обязательно  пересекаются с теми «принципами и ценностями», о которых говорят политики. То, что говорят и делают политики, часто противоречит представлениям народа о справедливости. Например, вся та «гомосятина», которая навязывается молдавскому обществу с Запада под видом «либеральных» ценностей, идет вразрез с традиционными ценностями народа, но попробуй против этого выступи: «Как же так! Ты против европейских ценностей? Против интеграции в Европу?».

Хотя политики любят говорить о «принципах и ценностях», с их стороны было бы честнее говорить о «целях и средствах». Как в играх с наперсточниками, надо внимательно следить за их руками, а не слушать, что они тебе говорят. И понимать, что эффективный политик — это обычно беспринципный политик, для которого цель оправдывает средства. Изменить это невозможно. Но можно хотя бы осознать это и стараться, чтобы тебя поменьше дурили.
pan.md
0