756

Киртоакэ обвиняют в сексизме

19 жителей Кишинева обратились в суд с требованием запретить наружную рекламу, изображающую полуобнаженных женщин. Они считают эти изображения дискриминирующими женский пол и пропагандирующими устойчивые стереотипы, задевающие честь и достоинство женщин. В числе ответчиков: компании Evelin и Ponti, примэрия, выдавшая разрешение на размещение рекламы на улицах города, а также лично Дорин Киртоакэ. Он – за следующую характеристику этих изображений: «Что красиво, то и Богу нравится».
 
Среди обратившихся с иском в суд и женщины, и мужчины. На сегодняшний день идут два судебных разбирательства. Первое инициировано шестью истцами в отношении мебельной фирмы Evelin. На ее рекламе офисных столов изображена вызывающе одетая девушка, стоящая на столе на четвереньках, опираясь на локти и колени. Для рекламы дверей фирма выбрала изображение женщины в дверном проеме, прикрывающей рукой обнаженную грудь.
 
Второй суд инициирован 13 истцами в отношении рекламного агентства Ponti. Оно, по мнению истцов, разрабатывает сексистскую рекламу не только для реализации своей продукции, но и для других фирм. В качестве соответчиков в этом деле фигурирует примэрия – за разрешение размещать в городе рекламу колготок Ponti, изображающую полуобнаженных женщин, и лично мэр - за высказывание, которое истцы сочли сексистским.
 
Оба судебных разбирательства являются для Молдовы прецедентными, то есть подобные иски рассматриваются впервые.
 
Женщины против Evelin
 
Иск против мебельной компании Evelin был подан в июне 2010 года. Истцы обосновывали свою точку зрения тем, что реклама офисных столов отражает распространенный посыл, согласно которому женщины могут работать только секретарями и получают продвижение по службе, в основном благодаря своей сексуальности, а не знаниям. 
 
Реклама в течение долгого времени располагалась на специально предназначенных для этого щитах по всему Кишиневу, и по мнению истцов, все это время рекламировала не мебель, а и без того широко распространенные предрассудки в отношении женщин. Адвокаты истцов потребовали, чтобы суд запретил размещать такую рекламу и заплатил каждому истцу по 15 тыс. леев морального ущерба.
 
В свою защиту компания Evelin заявила, что не видит ничего провокационного в одежде и макияже женщины, изображенной на плакате, поскольку многие женщины именно так одеваются и красятся на работу. Размещенная реклама, по их мнению, просто была необычной и имела единственной целью продвигать продукт компании. При этом они признали, что их отношение к данному вопросу существенно отличается от нравственных ценностей, озвученных одним из истцов.
 
Однако на заседании 24 марта адвокат истцов представил суду еще один рекламный плакат Evelin. На нем изображена практически обнаженная женщина на фоне рекламируемой двери.
 
Как примар поддержал Ponti
  ФОТО: Фотография из календаря Ponti, ставшая основанием для дополнения иска. Источник: allmoldova.md
 
«Мои клиенты считают, что Ponti продает не колготки, а секс, а у нас это запрещено законом, - говорит адвокат Дойна Страистяну. - К тому же, дело не только в рекламе колготок: компания Ponti, помимо основного вида деятельности, производит рекламу для себя и для других фирм, под заказ. Кстати, плакаты мебельной компании Evelin тоже изготовлены этим рекламным агентством. И сегодня мы боремся не только против рекламы колготок, но и в принципе против тенденции этого агентства эксплуатировать наготу и сексуальность женщин. Такие изображения встречаются в разработанной ими рекламе алкоголя, мебели, окон, плитки. Мы считаем, что эти товары можно продавать без того, чтобы унижать человеческое достоинство».    
 
Адвокаты потребовали, чтобы суд запретил рекламу сексистского содержания, обязал примэрию отозвать разрешение на размещение таких изображений и не выдавать таких разрешений впредь, а также присудил каждому из 13 истцов по 15 тыс. леев в качестве компенсации морального ущерба.
 
Надо сказать, что это не первый случай, когда рекламу Ponti считают непристойной. В декабре 2005 года, по инициативе Ассоциации румынских православных студентов, часть рекламных плакатов Ponti была запрещена и демонтирована по решению бывшего и. о. примара В. Урсу. Дорин Киртоакэ в 2007 году снял наложенный запрет. Мэр пояснил свое решение, но так, что дал основания для иска против себя. «Мне кажется, публичные люди не должны говорить подобных вещей и продвигать подобные принципы. По крайней мере, избиратели должны следить за этим», - говорит Дойна Страистяну.
 
«На последнем судебном заседании мы представили дополнительные доказательства того, что рекламное агентство Ponti продвигает сексизм, - рассказывает адвокат. - На календарях Ponti, которые раздаются покупателям под лозунгом «Красота сильнее кризиса», изображены две женщины в чулках и белье, а также связанный веревками мужчина. Мы считаем этот образ эксплуатирующим не только чрезмерную сексуальность персонажей, но и пропагандирующим насилие. А ведь именно за подобные изображения в Европе запрещена целая серия рекламных постеров Dolce&Gabbana.  
 
Представители Ponti не считают свою рекламу сексистской, мотивируя это тем, что девушки сами хотят сниматься для их постеров и календарей, не считая себя при этом сколько-нибудь ущемленными. Также они не считают, что производимая ими реклама кого-либо дискриминирует и задевает чье-либо достоинство.
 
Легко ли судьям?
 
«Видно, что судья дискомфортно себя чувствует при рассмотрении этих дел, да он и сам несколько раз упоминал об этом. А на заседании 24 марта, когда я задавала представителю компании Evelin вопросы, судья был резок со мной, требуя, чтобы я не навязывала своего мнения», - говорит адвокат Дойна Страистяну. 
 
Бесспорно, выносить решения по прецедентным делам непросто, особенно в нашей нынешней, постоянно изменяющейся правовой ситуации. Но в этом случае, по мнению Д. Страистяну, основой могут служить многочисленные примеры таких дел в Европе.
 
Там сексизмом считается мировоззрение, при котором утверждается неравное положение и разные права полов. Считается, что такое отношение провоцирует дискриминацию, и борцы против этого зла уже давно обратили внимание на рекламу. Ведь хотим мы этого или нет, сегодня реклама формирует не только желание приобрести товар, но и устойчивые представления о ценностях.
 
«В странах ЕС есть целый ряд случаев, когда реклама продукции, эксплуатирующая сексуальность, была запрещена к распространению, - рассказывает Д. Страистяну. - В качестве примеров можно привести известную рекламу Gucci c Деми Мур и тигренком или ту, на которой призывала к вегетарианству обнаженная Памела Андерсон. Есть несколько прецедентов, когда сексисткая реклама была запрещена в соседней Румынии. Например, много шума наделал ролик, рекламировавший чипсы. В нем девушка с большой грудью покупает чипсы и выигрывает большую сумму денег. С ней уходит парень, который до того миловался неподалеку с другой девушкой. Покинутой подруге и адресован рекламный слоган. Что, мол, если бы она купила чипсы и выиграла деньги, то тоже смогла бы увеличить грудь, и парень остался бы с ней. Также в Румынии была запрещена сексистская реклама Porsche c участием полуобнаженной модели».
 
Адвокат считает, что при рассмотрении молдавским судом прецедентных решений по двум делам о сексистской рекламе, за основу должны быть взяты подписанная Молдовой Конвенция ООН о запрете всех форм дискриминации в отношении женщин, а также молдавские законы «О гендерном равенстве» и «О рекламе». Вторая статья Конвенции, в частности, обязывает государство «принимать все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин со стороны какого-либо лица, организации или предприятия».

 
vedomosti.md

0