2397

Молдавская дискотека 80-x: Такой качественной попсы с тех пор у нас больше не было

Музыкальное десятилетие, подарившее немеркнущие «Феличиту», «Багама маму» и «Белые розы», не прошло бесследно для отечественной эстрады. «Комсомолка» вспомнила забойные шлягеры самых ярких исполнителей легендарных 80-ых. «Золотой век» молдавской эстрады - так отзываются о 80-х большинство наших артистов среднего поколения. Никаких тебе ещё «западных штучек» - ни «фанеры», ни «фанатов», ни «шоу-бизнеса», зато бесплатные эфиры на радио и телевидении. А ещё множество концертов и гастролей, пусть зачастую и местного значения, но расписанных на год вперёд. Редким счастливчикам из Молдовы даже удавалось засветиться на общесоюзных площадках и покорить «национальным колоритом» и искренностью чуть ли не весь СССР. Впрочем, народной славы молдавским звездам 80-х хватало в избытке…
Группа «Контемпоранул» («Норок») - первая молдавская «Фабрика звёзд»
 
На протяжении трёх десятилетий для молдавской эстрады «Норок» был не только эталоном музыкального вкуса, но и настоящей кузницей кадров. Солисты группы, словно оперившиеся птенцы, вылетали из гнезда с солидным портфолио, что позволяло им без труда строить собственную творческую карьеру. Сам коллектив, выступавший в 80-е как «Контемпоранул», к тому времени уже пережил пик своей популярности, но по-прежнему собирал полные залы по городам и весям Советского Союза. Гуру «Норока» Михай Долган и его супруга Лидия Ботезату из 12 месяцев в году в лучшем случае бывали дома только один. Сын пары Раду стал участником группы в 1988. Он до сих пор вспоминает самые первые в жизни гастроли.
 
- Это был тур по Румынии, - рассказывает Раду Долган. - Я знал, что мои родители популярны, но не подозревал о таких масштабах народной любви! В одном из городков наш автобус остановили люди, и мы за нескол ько минут раздали более 200 автографов. В тот момент я испытал чувство гордости и счастья.
 
Штефан Петраке сменил сценический смокинг на фуфайку и резиновые сапоги
 
«Норок», «Поющие гитары», московский джаз-бэнд знаменитого Анатолия Кролла. Всё это вехи богатой творческой биографии молдавского исполнителя Штефана Петраке. К началу 80-х его имя - в общепризнанном музыкальном авторитете. За плечами солидное количество пластинок, выпущенных фирмой «Мелодия» (все рекорды бьёт песня «Креде мэ»), и стабильная популярность союзного масштаба. В 82-м Петраке создаёт «Плай»- группу, которая поёт песни на стихи Эминеску, Виеру и Водэ. Однако коллектив, не распыляющийся на входившую тогда в моду «попсу», прекращает своё существование уже через 2,5 года. После распада «Плай» музыкант ушёл работать на телевидение, а в 91-ом решил порвать с профессией и с головой окунулся в строительный бизнес. Именно Петраке кишинёвцы обязаны появлением первых квартир так называемой элитной планировки. 
 
- В тяж ёлые вре мена, когда надо было кормить семью, я сменил модный сценический костюм на фуфайку и резиновые сапоги и пошёл руководить стройкой, - рассказывает Штефан Петраке. - По музыке очень скучал и продолжаю испытывать это чувство по сей день. Однако понимаю, что сцена - перевёрнутая страница моей жизни. Уже несколько лет как от бизнеса я отошёл и сегодня не устаю получать удовольствие от новой для себя роли - деда. Год назад у меня появились два прекрасных внука-близнеца.
 
Георгий Цопа чуть не стал ресторатором
 
Этот певец с копной кудрявых волос своим особым запоминающимся голосом мог достучаться до самых тонких душевных струнок молдавской публики. Солист знаменитого «Контемпоранул», воспитанник легендарного Петря Алдя-Теодоровича, во второй половине 80-х ушел в самостоятельное творческое плавание и на волне национального возрождения спел главный хит своей жизни - «Вениць акасэ». Последующее десятилетие Георгий Цопа, как и все его коллеги по цеху, переживал очень сложно. Выступал на свадьбах, кумэтриях, а потом решил заняться предпринимательством и открыл свой бар на Чеканах. Заведение пользовалось популярностью, в том числе и среди друзей-артистов. Однако НДС и дебеты-кредиты, певцу быстро наскучили, и он с удовольствием вернулся обратно в профессию.
- Свой бар несколько лет назад сдал в аренду, но очень рад, что такой  предпринимательский опыт был в моей жизни, - рассказывает Георгий Цопа. - Сегодня я открыл ещё и салон красоты, но этому бизнесу уделяет больше внимания супруга. У меня же на первом месте всегда будет музыка, без которой я просто не мыслю свою жизнь.
 
Ион Суручану - главная незабудка отечественной эстрады
 
Звезда «молдавского Челентано» Иона Суручану зажглась в СССР в 1984. Тогда, покинув «Контемпоранул», он с разрешения Минкульта создал собственную группу «Реал». Певец, исполняющий песни с «итальянским ароматом», быстро становился популярным. Через год молдавскому вокалисту вместе с Валерием Леонтьевым доверяют представлять Советский Союз на престижном фестивале в Польше «Зелёна Гура». Ион Суручану становится ведущим музыкальной программы Центрального телевидения «С песней по жизни». В 1987 он только в одной Москве дает более 60 выступлений, среди них и большой концерт в знаменитом Дворце спорта. Тогда на свет появился и фирменный хит певца - легендарная «Незабудка».
- Эту песню для меня написал Слава Добрынин на стихи Михаила Рябинина, - вспоминает Ион Суручану. - На «Песне года - 87» шлягер стал лауреатом. Но сейчас «Незабудка» намного популярнее, чем более 20 лет назад. То время вспоминаю как время молодости, сбывшихся надежд и настоящей творческой реализации.
 
Рику Водэ когда-то едва не свёл с ума всех девушек Юрмалы
 
Тоже «нороковца», Рику Водэ в своё время называли настоящей «зажигалкой» отечественной эстрады. С длинными волосами, в безумно модном пиджаке, в 1985 году он своей харизмой буквально сразил наповал всю музыкальную Юрмалу. Тогда молдавский артист не только завоевал целый букет престижных наград, но и был признан наряду с Александром Малининым и Азизой самым ярким участником конкурса. После триумфа в Латвии наш исполнитель был кандидатом № 1 на легендарный «Сопот». Но не сложилось... Зато на родине Рику Водэ вошёл в первую обойму молдавской эстрады. Его коронные «Аляргэ каий» находится в ротации до сих пор.
- Эта песня была написана мною в шутку, за 5 минут. О том, что она будет так популярна, я даже представить себе не мог, - делится с «Комсомолкой» Рику Водэ. - С наступлением лихолетья 90-х для нас, артистов, наступили тяжёлые времена. Приходилось играть в ресторанах, школах и холодных ДК. Друзья-музыканты звали работать за границу, но я так и не решился. Сегодня выступаю нечасто, однако собираюсь осенью, к своему 50-летию, дать сольный концерт в родной Филармонии.
 
Сёстры Чорич - Джорджета и Оксана - ввели в Молдове моду на дуэты
 
Солисток «Контемпоранул» Джоржету и Оксану все зрители считали близняшками. Своё сходство артистки, разница между которыми ровно год, на сцене всячески старались подчеркнуть. И это не могло не подогревать интереса к ним любопытной молдавской публики. Впрочем, сестёр за скромность и искренность любили ещё и авторы. Свои стихи для песен им приносили мэтры литературы - Григорий Виеру и Дмитрий Матковский. Именно он написал для Джорджеты и Оксаны знаменитую песню про Кишинёв.
- Восьмидесятые были для нас самыми насыщенными и интересными годами жизни, - считает Джорджета Чорич. – Мы занимались любимым делом, выступали на сцене и везде - в Прибалтике, Сибири или дома в Молдове чувствовали самое главное для каждого артиста – зрительскую любовь. С распадом «Норок» мы с сестрой ненадолго ушли в группу «Легенда», а затем практически отошли от творчества. Сегодня я работаю в столичном управлении архитектуры, а Сильвия трудится как переводчик.
 
Сильвия и Анатолий Кирияк поставили на уши Германию, Японию… и Мозамбик
 
Певица и композитор. Их роман разворачивался на глазах Софии Ротару, в группе которой («Червона Рута») они работали с 1978 года. Именно Анатолию Кирияку принадлежит авторство знаменитой «Романтикэ», ставшей для Софии Михайловны поистине триумфальной. Впрочем, больше всего хитов музыкант написал для своей супруги, ученицы самой Вероники Гарштя (капелла «Дойна») Сильвии Кирияк. Вместе с ней в составе созданной группы они объездили полмира, включая такие экзотические страны, как Япония и Мозамбик. Долгие годы мелодия молдавского композитора «Михаэла» была заставкой к прогнозу погоды на Центральном телевидении.
 
В 80-е эстрадную моду в Европе задавали итальянцы, - рассказывает композитор Анатолий Кирияк. - Я написал для Сильвии много шлягеров именно в таком стиле. Это было время очень тесного общения всего творческого пространства СССР. Мы дружили с Александром Серовым и Игорем Крутым. Он ещё любил шутить: я Крутой, но ты, Толя, круче. В первый год открытия знаменитого «Взгляда» нас с супругой к себе на передачу пригласил Владислав Листьев. Потом известный журналист приезжал к нам на концерт в Кишинёв. С развалом Союза, когда молдавская эстрада впала в состояние анабиоза, я организовал в Молдове первое концертное агентство, а Сильвия занялась воспитанием детей. Сегодня мы опять выступаем, но, конечно же, не так активно, как когда-то.     
Анастасия Лазарюк дала путёвку в жизнь Филиппу Киркорову
очаровательной Анастасии Лазарюк. Её песни, среди которых бессмертная «Меланколие», «Аист на крыше» и другие, напевали не только на родине. Наша певица была любимицей передачи «Шире круг», которую вёл на первом центральном телеканале Филипп Киркоров никому не известный молодой певец из Болгарии. Однажды попросив у молдавской артистки автограф, он уговорил её взять его с собой на гастроли. С тура по Молдове и лёгкой руки Анастасии Лазарюк и началась карьера будущего поп-короля.  
 
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
 
Мариан СТЫРЧА, художественный руководитель Национальной филармонии:
 
- 80-е годы в историю молдавской эстрады вошли как время очень качественной музыки. Певцы работали с хорошими поэтами и композиторами. Отечественные исполнители были любимы на всём пространстве Союза, поэтому много гастролировали и не задумывались о хлебе насущном. Были стабильность и перспектива, чего нельзя сказать о дне сегодняшнем...
kp








0