1176

Великая Румыния: раз гиена, два гиена, три гиена… Дискуссия (Штекель vs Покась)

Отзывы на статью Михаила Покася «Великая Румыния, или Гиена, подвид восточноевропейский». Первый материал принадлежит перу главного редактора газеты Odessa Daily Леонида Штекела.


Опубликованная в «Таймере» статья Михаила Покася «Великая Румыния, или Гиена, подвид восточноевропейский» - не первый образец нынешней антирумынской пропаганды. Я недолго покопался в Интернете и почти сразу нашел статью, которая, вероятно, послужила отправной точкой для того образа, который пытается создать г-н Покась – гиены. Образ этот, вероятно, взят из статьи «Гиена Восточной Европы» Мирославы Бердник, еженедельник «2000».
 
Здесь же цитата из Черчилля о «гиене» Польше и речь идет о Мюнхенском договоре, согласно одному из пунктов которого Польша добилась присоединения к себе Тешинской области – части Чехословакии. Не удивительно, что Черчилль, резко критиковавший сам Мюнхенский договор, мог назвать Польшу, которая им воспользовалась, «гиеной». Однако один раз сказав это, вряд ли он стал бы повторять подобное – ведь, в конце концов, Британия предала Польшу в Ялте и за этим предательством стоял сам Черчилль. Другое дело, мог ли он поступить иначе – это отдельная тема для разговора.
 
Вообще говорить о Польше как о «гиене» во времена сталинского СССР и гитлеровской Германии – это просто мерзко. Огласите тогда, пожалуйста, весь список агрессоров. Польша будет далеко не в первых рядах, что вовсе, разумеется, не оправдывает некоторых представителей политической и интеллектуальной элиты Польши тех лет. Но оставим Польшу и обратимся к Румынии.
 
Я не историк и не могу судить, насколько достоверно описаны г-ном Покасем факты истории Румынии. Но я знаю факты не со страниц учебников, а по воспоминаниям моих родственников.
 
Когда большевики окончательно захватили Одессу, муж сестры моей бабушки (по папиной линии) решил от них бежать. Они сумели пересечь советско-румынскую границу. Как вспоминает мой дядя, сын бабушкиной сестры, при переходе границы румынские пограничники отобрали все ценности, ну, в точности, как у Остапа Бендера в «Золотом теленке». Оставили только ту одежду, что была на них.
 
Однако дальше жизнь пошла более чем нормально. Муж бабушкиной сестры был специалистом по пилке леса. Сначала работал на хозяина, а затем, через пару лет, создал свой бизнес – у него был склад лесоматериалов, но не в самом Измаиле, где жила семья, а в одном из небольших городков. Это было не очень удобно, но в свое время это спасло им жизнь.
 
По воспоминаниям моего дяди, жизнь в Измаиле была превосходная. И дядя Сема, и его сестра Сима учились в еврейской гимназии, в том числе учили иврит, так что в зрелом возрасте, оказавшись в Израиле, дядя Сема стал единственным нашим родственником, кто сравнительно легко сумел перейти на этот язык – помогло изучение его еще в школе. Дядя Сема рассказывал, что в городе каждая национальность занималась своим бизнесом: староверы – своим, молдаване своим, русские и евреи своим. Он не помнит ни единого конфликта за все годы. Так что, когда я читаю у г-на Покася о рабочих отрядах, о вооруженных столкновениях, мне становится очень любопытно – где это они были?
 
Разумеется, в конце 30-х в Румынии произошла смена власти, и пришедшие местные фашисты много чего натворили. И хотя принято говорить о «мягкости» румынского оккупационного режима, и это, в общем, правда, но это не касалось вопроса евреев. Румыны убивали почти так же, как и немцы. Были нюансы в отношении королевской семьи, которая спасли какое-то количество жизней, но это все лишь небольшой процент. Но Румыния 20-х и 30-х была воистину свободной для обычных людей страной.
 
А для моих родственников все кончилось с вводом советских войск в Бессарабию. Им повезло, так как в первый же день был произведен учет всех частных собственников, а их собственность была в другом городе, и они не попали в эти черные списки. А все те, вне зависимости от национальной принадлежности, кто в эти списки попал, через два года, весной 41-го, в точности, как это описано у Суворова, были высланы всеми семьями в Сибирь и Казахстан. СССР готовился к захвату Румынии и потенциальных «врагов народа» высылали на Север. Как и всегда, это делалось с максимальной жестокостью и полным отсутствием минимальной заботы о высылаемых. Но люди живучи. И уже в Израиле дядя Сема встретил одного из тех, с кем учился в еврейской гимназии, и кто был выслан весной 41-го. Кое-кто выжил. Но далеко не все.
 
Между Украиной и Румынией непростые отношения. Но попытки представить их в виде некоей подлой «гиены» Румынии и «чистенькой» нашей страны – это ложь по отношению к истории, причем мерзкая и подлая ложь. Нам надо искать пути компромисса, а не выдумывать новых врагов, чего так хочет г-н Покась.
 
 
Ответ Михаила Покася на статью главного редактора газеты Odessa Daily Леонида Штекеля.
 
Читая статью г-на Штекеля, не мог отделаться от впечатления, что нечто подобное уже где-то слышал. И тут осенило – да это же рассказы эмигрантов о том, как они устроились на новом месте! Что в Германии, что в США, что в Италии или израиле. Дескать, все в порядке, свобода и т.д. и т.п. Однако реальность порой бывает гораздо менее приятной.
 
Что же происходило в Бессарабии в 20-30 годах ХХ века?
 
После присоединения к Румынии Бессарабия оказалась оторвана от российского рынка сбыта продукции и сама постепенно стала превращаться в рынок сбыта продукции румынских и иностранных монополий. В результате, число рабочих к концу 30-х годов возросло на 3,1 %, в то время как фонд заработной платы уменьшился на 33,6%. То есть стало немного больше работников и гораздо меньше денег. При этом средняя зарплата квалифицированного рабочего в металлообрабатывающей и пищевой промышленности в 1938 году составляла 75 % от уровня 1928 года, а в остальных отраслях — всего 47 %. Активно использовался женский и молодежный труд, причем зарплата женщин была на 20—30 %, а подростков — на 25—50 % ниже зарплаты мужчин. Повсеместно не соблюдался 8-часовой рабочий день, не предоставлялись отпуска и не выплачивались пособия по болезни и нетрудоспособности.
 
Промышленность Бессарабии фактически стояла - к 1937 году производственные мощности предприятий пищевой, деревообрабатывающей, текстильной, строительной и химической отраслей использовались всего на 12,5—16,9 %, металлообрабатывающей — на 5,4 %, кожевенно-меховой — на 0,2 %.
 
Многие предприятия бездействовали а их оборудование вывозилось за Прут. Так, например, были вывезены в Старое королевство железнодорожные мастерские Бендер, Бессарабки и Флорешт, текстильная и трикотажная фабрики, один из кишиневских заводов. Соответственно, к началу 1930-х годов в крае усилилась безработица, ежегодно регистрировалось 13—14 тысяч безработных.
 
Но, разумеется, основная часть населения Бессарабии жила в деревне. Посмотрим на состояние дел там.
 
Коллективизация в Бессарабии не проводилась. Вместо этого была проведена «земельная реформа», которая возродила помещичье земледелие. То есть у крестьян попросту отобрали землю и передали ее румынским помещикам – фактически, это был неприкрытый грабеж. Массовое обезземеливание крестьян привело к увеличению сельскохозяйственных рабочих, то есть батраков, число которых в 1930 году составило более 18 тыс. человек.
 
Многие уезжали на заработки в другие регионы Румынии и за границу. Снижалось поголовье скота - с 1916 по 1940 гг. на 30,5 %. Площадь садов только за 1934—38 гг. сократилась почти на 16 тыс. га.
 
То есть с экономикой и доходами большей части населения было совсем нехорошо, и процветающей Бессарабию назвать было сложно.
 
Что касается управления территории, то для того, чтобы стать чиновником, надо было знать румынский язык. Конечно же, это сразу вычеркивало из списков местное немолдавское население. Соответственно, практически весь административный аппарат был заполнен приезжими из Румынии. Его деятельность отличалась крайней жесткостью и злоупотреблениями.
 
Вот как охарактеризовала деятельность румынской администрации румынская парламентская следственная подкомиссия, составившая отчет о расследованиях, проведенных в Бельцком жудеце (1920-21 гг.). Отчет сообщает, что избиения и аресты в жудеце приобрели огромные масштабы: жандармы и агенты сигуранцы практикуют пытки над заключенными раскаленным железом, горячими яйцами и солью. Среди сборщиков налогов процветают самоуправство, злоупотребления и реквизиции. Заметьте, это румынский официальный отчет!
 
Неотъемлемой частью жизни общества в 20-30-х годах прошлого века была церковь. И здесь было не все в порядке.
 
Румынская православная церковь стремилась подчинить себе три местные епархии. Как только Бессарабия стала частью Румынии, румынский Синод обратился к местным епископам с требованием переподчиниться ему. Когда епископы отказались выполнить ультиматум Румынской православной церкви, был предпринят силовой вариант. Румынские войска поймали их и выслали на левый берег Днестра. Вместо высланного из страны архиепископа Анастасия в Бессарабию прибыл румынский архиепископ Никодим.
 
Одновременно проводились репрессии против остальных священнослужителей, подчиненных Русской православной церкви. Так, за богослужение на русском языке в селе Речула румынские жандармы арестовали и высекли розгами всех послушниц местного монастыря. Также среди священнослужителей и прихожан проводились этнические чистки. В основном нерумын выявляли по языковому признаку. Как правило, это оказывались славяне — русские, украинцы или болгары. К примеру, в Измаильском уезде, подавляющее число населения которого составляли славяне, церковные службы запрещалось проводить без присутствия жандармов. По всей Бессарабии был введен запрет на богослудение на церковнославянском языке, поэтому тех, кто молился не на румынском, ловили.
 
Богослужение на румынском языке в присутствии жандарма – это называется свобода? Допускаю, что в синагоги румыны не лезли, но все-таки подавляющую часть населения Бессарабии составляли православные!
 
И, если уж на то пошло, г-н Штекель, то, что ваши родственники ничего не говорили о вооруженных столкновениях, не значит, что их не было. Для примера – Татарбунарское восстание. Оно происходило с 15 по 23 сентября 1924 года на территории нынешней Одесской области. Участвовали в нем более 6 тысяч крестьян из сёл Чишмя, Акмангит, Нерушай, Михайловка, Галилешты и др. В числе восставших были молдаване, украинцы, русские и болгары, и восстали они против передачи их земли помещикам. При подавлении восстания румынская армия обстреляла Татарбунары химическими снарядами. Результат – более 3 тысяч погибших крестьян. Удовлетворил Ваше любопытство?
 
Вот такая вот была страна Румыния в 20-30-е годы – просто «оазис свободы» для простых людей.
 
P.S. В данной статье я специально привел только те цифры и факты, которые г-ну Штекелю будет легко проверить в Интернете, которым он так виртуозно владеет. А если до книжек добраться, то… Но понимаю, на это нужны силы и время, которых у занятого человека вечно не хватает.
 
http://timer.od.ua

0