Британские ученые спроектировали «продуктовый Интернет»
Для доставки продуктов с оптовых складов и фабрик в точки розничной торговли в настоящее время используется сложная, экологически вредная и потенциально опасная транспортная сеть, включающая в себя километры автомобильных дорог и огромное количество грузовиков. Грузовые машины потребляют огромное количество горючего и загрязняют атмосферу, а кроме того существующие транспортные сети не могут похвастаться исключительной эффективностью. Однако до недавнего времени транспортные грузоперевозки считались единственным способом доставки продуктов на полки магазинов.
Члены консорциума Foodtubes Project, объединившего в своих рядах ученых, специалистов по планированию и инженерных специалистов, предлагают весьма любопытный вариант решения проблемы. По мнению исследователей, транспортная инфраструктура может быть реализована в виде своеобразной компьютерной сети с эффективной маршрутизацией, в которой функцию пакетов с данными будут выполнять контейнеры с продуктами, овощи, упакованные в герметичные капсулы, пластиковые пакеты и банки с консервами.
Представьте себе трубопровод протяженностью в несколько тысяч километров, проложенный под крупными британскими городами и соединяющий между собой производителей продуктов питания с розничными продавцами. Подгоняемые сжатым воздухом герметичные контейнеры с продуктами будут передаваться по сети со скоростью до 100 километров в час. Объем одного сетевого «пакета» сможет составлять до 300 контейнеров, а в общей сложности по сети смогут одновременно циркулировать примерно 900 тысяч капсул.
Преимущества новой инфраструктуры можно считать неоспоримыми. «Наше решение гарантирует своевременную доставку товара независимо от погодных условий и времени суток, - обещают авторы проекта во впечатляющей презентации. Кроме того, система Foodtubes обеспечит эффективное решение транспортной проблемы и поможет сократить количество пробок на автодорогах. 17 тысяч километров труб заменят 200 тысяч грузовых машин. Таким образом, по расчетам аналитиков, только в Великобритании «продуктовый Интернет» позволит снизить ежегодный выброс в атмосферу углекислого газа на 40 миллионов тонн.
Участники проекта Foodtubes Project не предлагают немедленно отказаться от привычных грузовиков. Быстрый переход невозможен по целому ряду причин, кроме того, инновации наверняка вызовут протест у некоторых категорий предпринимателей, предоставляющих услуги грузоперевозок. Однако, проект заслуживает внимания как минимум в качестве любопытного эксперимента. Тем более что в предложенной идее нет ничего фантастического. Подземные трубопроводы широко применяются для передачи на большие расстояния воды, нефтепродуктов, газа. Исследователи сообщают, что пропускная способность обычного водопровода, ежедневно доставляющего примерно 150 литров в воды на человека, в 180 раз превышает планируемую нагрузку на продуктовую сеть.