929

Переворот в Русском театре

Первого ноября министр культуры Борис Фокша представил коллективу Государственного русского драматического театра им. А.П.Чехова нового директора. Cроком на три месяца на пост в качестве временно исполняющего обязанности назначен один из ведущих актеров Константин Харет. Девять лет должность занимал Владимир Юза. Приказ о его увольнении был подписан несколькими днями ранее. Бывший директор подал исковое заявление в суд, чтобы оспорить решение Министерства культуры.


«Слава Богу, что министерство, наконец, обратило на Русский театр пристальное внимание. Все вздохнули с облегчением: больше терпеть уже было невозможно. Костя – прекрасный актер и очень хороший человек», - сказал «МВ» актер театра Всеволод Гаврилов.
 
Недовольство деятельностью дирекции представители труппы выражали неоднократно. Писали письма в министерство, делали заявления в прессе.
 
«Юза вообще не имел права занимать эту должность, - пояснил Всеволод Сергеевич. – В законе о театре сказано, что директором может быть назначен специалист, имеющий экономическое образование и проработавший в соответствующей театральной сфере не менее 10 лет. Директор не должен быть «слоном в лавке» и заявлять Юрию Андрющенко, гордости нашего театра: «Я надену твой костюм и сыграю лучше, чем ты».
 
Финансовые нарушения
 
На представлении нового директора Борис Фокша заявил, что предыдущий руководитель был уволен за финансовые нарушения.
 
Всеволод Гаврилов привел «МВ» пример: «Когда нас пригласили лет пять назад в Санкт-Петербург со спектаклем «Страсти по Андрею», Юза на собрании представил смету. Оказалось, для того чтобы в гастрольном туре участвовали 20 человек, необходимо 100 тыс. леев. Я спросил: а зачем 20? В спектакле задействовано пять человек – костюмы мы сами возьмем. Зачем ехать всей дирекции, главному бухгалтеру? Мы доказали в письменной форме, что достаточно 47 тыс. леев. Например, на декорации, вместо заявленных трех тысяч долларов, можно было потратить только одну тысячу. А куда ушли бы остальные две тысячи, изъятые из бюджета театра?! Я с этим документом лично к нему в кабинет пришел и сказал: «Вы - вор!» Тогда театр так никуда и не поехал. Мы на фестивалях практически не бываем. О гастролях я вообще уже забыл. А ведь мы надоедаем городу».
 
Основная претензия к руководству театра – низкая оплата труда. Раньше артисты получали, помимо ставки, премиальные за каждый выход на сцену. Размер таких выплат зависел от исполняемой роли, однако не превышал 100 леев. Руководство со временем это положение отменило.
 
 
«Разумеется, зарплата у нас мизерная. Поэтому каждый артист старается где-то еще сниматься. Вот только отпроситься на две-три недели у предыдущего директора было совершенно невозможно. Я надеюсь, что с Константином, так как он сам артист и время от времени участвует в разных съемках, договариваться будет проще», - сказал «МВ» артист театра Геннадий Бояркин.
 
Гамлет в театре один
 
Другая проблема для многих членов творческого коллектива – неравномерная занятость в спектаклях. У одних ролей много, у других – практически нет.
 
«Половина труппы годами ничего не делает, - говорит Всеволод Гаврилов. – Раньше, чтобы взять на роль актрису или актера, собирался художественный совет. Сейчас этого нет. Я играю только в «Ревизоре», «Вишневом саде», «Вечно живых» и в одной сказочке, «Белоснежка и семь гномов». Это ненормально. И в театре немало талантливых артистов, которым просто не дают работать. У Василаке, главного режиссера, я за все время был занят только в одном спектакле. Вся надежда на Харета: он знает, что такое актер без работы».
 
По другую сторону баррикад ситуация не менее проблематична. Геннадий Бояркин пришел в театр им. А.П.Чехова три года назад и уже через год играл в семи спектаклях.
 «Меня занимают практически во всех постановках, поэтому работы слишком много, и иногда просто необходимо отдыхать. Поэтому я поддерживаю тех артистов, которым достается мало ролей. В то же время можно понять и режиссеров, которые ждут определенного образа от роли. Ведь у каждого артиста есть свое амплуа».
 
Уже много лет в театре не было ни штатного композитора, ни художника. Если без первого еще можно было обойтись, то отсутствие художника труппа осуждала единогласно: ежегодно театр выпускает несколько премьер, и их должное оформление просто необходимо. Первое, что сделал Константин Харет, заняв место директора, - принял на работу художника.
 
«В идеале в нормальном театре должен быть и свой штатный концертмейстер, и балетмейстер, - говорит Геннадий Бояркин, исполняющий романсы вживую под собственный аккомпанемент в спектакле «Сильные ощущения». – Режиссер сам решил, какие романсы должны прозвучать. Аккорды для гитары пытался подобрать самостоятельно. На несколько занятий пригласили Маргарету Ивануш, чтобы мы поработали над вокалом. Вот и все».
 
Помимо объективных причин, значительное место в среде недовольных занимает эмоциональный фактор.
 
«Театр – мой дом. Почему по понедельникам, в выходной день, мне запрещают приходить в свою гримерку, чтобы прорепетировать роль? У многих артистов дома дети, шумно. А в театре находиться нельзя», - негодует Всеволод Гаврилов.
 
Голос сверху
 
Застать Константина Харета, исполняющего обязанности директора, оказалось непросто: репетиции занимают практически весь рабочий день. «Из-за премьеры спектакля
 
 «Ричард III» я не успел до конца принять театр, – говорит Константин Спирович. – С новой должностью у меня появились новые заботы. Я ловлю себя на мысли, что, просыпаясь, либо повторяю текст, либо начинаю решать какие-то административные задачи. То, что я творческая личность, – преимущество. В любой проблеме творческий подход только полезен. Но все равно, когда премьерные спектакли закончатся, я собираюсь пойти на курсы менеджмента и уже сейчас читаю специальную литературу. Ведь практически все трудности театра связаны с финансовым аспектом. Как сказал мне главный бухгалтер, театр получает от государства только 52-процентную поддержку, хотя нам, как государственному театру, положено 60% ».
 
Чуть дальше по коридору – другой кабинет: «Николай Ага, экономический директор». «Противостояние между творческой труппой и администрацией – явление обыкновенное, - рассказывает «МВ» Николай Иванович. – Здесь все привыкли к частой смене руководителей. Это многолетняя традиция. То, что руководство сохранялось на протяжении девяти лет – просто нонсенс для этого театра! Задача актера – думать о собственной карьере. Это нормально. О труппе из 40 человек должна заботиться администрация».
 
 
«Я никогда в кресло директора не сяду, сколько раз мне ни предлагали. Да и свое постоянно отдаю, вот только никто не берет. Все хотят быть либо художественными руководителями, либо директорами, - продолжает Николай Ага. - Моя зарплата – 1600 леев. Ее размер, как и размер зарплат актеров, устанавливает не администрация театра, а правительство, с подачи Министерства культуры. Это абсурд, что артисты, особенно балета, получают в 10 раз меньше, чем работники банковской сферы!»
 
На сегодняшний день театр им. А.П.Чехова носит статус государственного. Уже много лет руководство борется за получение статуса национального театра – тогда театр получал бы 80-процентную поддержку от государства. Это позволило бы в два-три раза увеличить зарплаты сотрудникам. Однако экономический кризис коснулся, в первую очередь, искусства: финансирование урезали на 20%.
 
«Не может искусство в государстве, где царит развал, находиться в раю, - говорит Николай Ага. - Чтобы выжить, мы стараемся привлекать более широкую аудиторию: молодежь, молдоязычную публику. Репертуар должен учитывать предпочтения каждого сегмента аудитории. Нас любят обвинять в коммерциализации репертуара. Но, когда я прошу назвать «коммерческие спектакли», ответа не следует. В коммерческий спектакль вкладываются миллионы! У нас такого просто не может быть. А с вопросом, почему в нашем репертуаре так много комедий, я всегда предлагаю обратиться к Чехову-драматургу, который все свои пьесы назвал «комедиями». Мы же не можем написать по-другому!».  
                                                                                                
В 2009 году театр поставил шесть спектаклей: «Сильные ощущения» по рассказам Чехова, «Ревизор», «Сон в летнюю ночь», «Братья Карамазовы», «Хищницы» современного украинского автора А.Марданя и «Ужин по-французски» М.Камолетти - четыре классические пьесы и всего лишь две комедии положений. Таким репертуаром, по словам Николая Ивановича, ни один театр в Молдове не может похвастаться.
 
«В советское время следили за тем, чтобы не было безработицы. Сейчас старую систему развалили, а новую еще не построили. В нашей труппе 40 артистов, и каждый, как и раньше, получает ежемесячную зарплату. Ни один театр на западе уже так не работает. Директор готовит проект, приглашает на контрактной основе режиссера и артистов, а потом распускает. Через некоторое время может запустить другой проект или возобновить старый. Ни один режиссер не станет ставить под удар спектакль и брать актера, который не подходит по замыслу», - добавляет Николай Ага.
 
От бизнеса – к политике
 
Как утверждает администрация, экономические показатели у театра им. А.П.Чехова хорошие. Заполняемость зала – одна из самых высоких в городе, премьер больше, чем в других театрах. Возникает закономерный вопрос: зачем тогда министерство прибегло к кардинальным мерам?
 
«За факты ревизии увольнять нельзя. Я думаю, что на деятельности Русского театра отразились политические тенденции действующего правительства», - предположил Николай Иванович.
 
Уволенный директор подал иск в суд. Вот как Владимир Юза прокомментировал «МВ» свое решение об обращении к правосудию: «В каждом коллективе есть два-три человека, которые постоянно чем-то недовольны. На протяжении всех этих лет одни и те же люди регулярно ходили в министерство с жалобами – голословными, субъективными заявлениями. Основная причина, по которой я их не устраивал, - это отсутствие театрального образования. Я экономист. Однако современные условия требуют от руководителя других навыков.
 
Я считаю, что у моего увольнения есть несколько причин. Во-первых, я русскоязычный. Хотя родился в Молдавии и язык понимаю. Во-вторых, всех очень раздражало то, что Русский театр так хорошо работает. В-третьих, были определенные лица, которым я мешал».
 
По словам уже бывшего директора, шесть лет назад театр, с одобрения Министерства культуры, заключил контракт с фирмой Casino National Group на аренду помещения в здании театра сроком на пять лет. Фирма обязалась благоустроить территорию, реставрировать фонтан, отремонтировать фасад театра. Однако ничего из обещанного не выполнила, несмотря на многократные  требования со стороны администрации театра. Год назад подошел срок истечения контракта, в продлении которого фирме было отказано. В результате, компания подала на театр в суд. Дело рассматривалось в течение года. На заседании суда в октябре было решено аренду продлить. По инициативе руководства театра дело было передано в суд следующей инстанции.
 
«Еще весной, на предпоследнем заседании, юрист от министерства выступила с поддержкой в адрес казино, рассказывает Владимир Ярославович. -  Я составил письмо министру культуры с цитатами из протокола. Ответа не последовало. Зато в театр была направлена первая проверка. Комиссия из пяти человек, проведя в театре 40 минут, объявила мне строгий выговор, по причине того, что трудовые книжки и контракты заполнены неверно. В августе, когда театр был в отпуске, к нам пришла проверка от Министерств финансов с направлением от Министерства культуры. Разумеется, комиссия ошибки выявила. Не ошибается тот, кто не работает. Как результат, пришел приказ о моем увольнении».
 
 
«За все время этих тяжб министр со мной даже не встретился, сообщил Владимир Юза. -  Более того, в прошлом году мы отмечали 75-летие театра. Министерство пообещало выделить только 30 тыс. леев на косметический ремонт, сославшись на то, что больше средств нет. Разумеется, и этих денег театр не получил. За свои права надо бороться. Я готов пройти через все судебные инстанции».
 
Круг замыкается
 
На просьбу «МВ» прокомментировать ситуацию, сложившейся вокруг театра им А.П.Чехова, министр культуры Борис Фокша удивился: «Какой ситуации? Причин, чтобы уволить Владимира Юзу, было множество. Ознакомьтесь с актом ревизии – там масса нарушений. Театр – это общественное предприятие, здесь есть своя специфика. Поэтому заявления со стороны творческого коллектива тоже сыграли значительную роль».
 
Министр признался, что «вообще не понимает, как Юза стал директором театра при отсутствии соответствующего образования». «А на встречи я его вызывал неоднократно, но каждый раз мне сообщали, что он на больничном», - добавил Борис Фокша.
 
Итак, круг замкнулся. В соответствии с законами логики, если «А» и «Б» утверждают противоположное, то один из них говорит неправду. Решение о том, кто именно неправ, находится за пределами нашей компетенции. Однако отрицать наличие конфликта бессмысленно, равно как и приуменьшать его многогранность.
 
Источник: МОЛДАВСКИЕ ВЕДОМОСТИ

0