Фаюмский портрет. Жизнь после смерти
Фаюмские портреты - заупокойные живописные портреты в Древнем Египте. Название получили по месту первой крупной находки в 1887 в оазисе Файюм. Это изображения, выполненные в технике энкаустики (восковой живописи) или темперы на доске, холсте или погребальной пелене. Отдельные же изображения, выполненные в такой технике, обнаруживают по всему Египту, от Луксора до Александрии. Расцвет искусства Фаюмского портрета относится к середине 1–3 вв.
Раньше египтяне сохраняли своих умерших, помещая мумии в деревянные или оштукатуренные гробы, большей частью оканчивающихся скульптурной портретной маской. Скульптурные портретные маски продолжали изготовляться в некоторых областях в течение всего римского периода и даже в коптскую эпоху (395-642 гг. н.э.)
Портреты по римскому обычаю находились в рамках в атриуме в доме заказчика, но после смерти изображенного на них, портрет клали на лицо мумии, фигурно закрепляя его слоями погребальных бинтов (модификация древнеегипетской традиции помещения на лицо мумии скульптурной маски), при этом портреты, "подгоняемые" под нужный размер, часто грубо обрезались. Есть свидетельства о том, что мумии еще долго хранились в доме умершего, пока их не хоронили потомки или родственники. Вошло в обычай держать мумии некоторое время дома, для чего использовались или деревянные носилки или деревянные саркофаги, поставленные на подножие и имеющие вверху дверцы.
Женщины и мужчины, запечатленные на портретах, изображены в одеждах по римской моде того времени. Фаюмские портреты крепились на лицо мумии и были призваны помочь душе найти покинутое тело. Существует предположение, что их рисовали еще при жизни человека, после чего вешали на стену в его доме. Такую идею выдвинул известный английский ученый Флиндерс Питри, который нашел в одном из погребений рамку, точно соответствующую по размерам портрету на захороненной там же мумии. Кроме того, Питри обратил внимание, что на многих картинах изображены люди явно моложе биологического возраста погребенных.
Обычный цвет мужской одежды - белый; у женщин - белый и красный, но также зеленый, голубой или белый. Туника была украшена двумя вертикальными полосами (clavi). Серьги и ожерелья, надетые в основном на женщинах, соответствуют типам украшений, распространенных в определенную эпоху. Прически, как и женские, так и мужские следуют (правда, с опозданием) столичной моде, задаваемой императорской семьей.
Раньше египтяне сохраняли своих умерших, помещая мумии в деревянные или оштукатуренные гробы, большей частью оканчивающихся скульптурной портретной маской. Скульптурные портретные маски продолжали изготовляться в некоторых областях в течение всего римского периода и даже в коптскую эпоху (395-642 гг. н.э.)
Портреты по римскому обычаю находились в рамках в атриуме в доме заказчика, но после смерти изображенного на них, портрет клали на лицо мумии, фигурно закрепляя его слоями погребальных бинтов (модификация древнеегипетской традиции помещения на лицо мумии скульптурной маски), при этом портреты, "подгоняемые" под нужный размер, часто грубо обрезались. Есть свидетельства о том, что мумии еще долго хранились в доме умершего, пока их не хоронили потомки или родственники. Вошло в обычай держать мумии некоторое время дома, для чего использовались или деревянные носилки или деревянные саркофаги, поставленные на подножие и имеющие вверху дверцы.
Женщины и мужчины, запечатленные на портретах, изображены в одеждах по римской моде того времени. Фаюмские портреты крепились на лицо мумии и были призваны помочь душе найти покинутое тело. Существует предположение, что их рисовали еще при жизни человека, после чего вешали на стену в его доме. Такую идею выдвинул известный английский ученый Флиндерс Питри, который нашел в одном из погребений рамку, точно соответствующую по размерам портрету на захороненной там же мумии. Кроме того, Питри обратил внимание, что на многих картинах изображены люди явно моложе биологического возраста погребенных.
Обычный цвет мужской одежды - белый; у женщин - белый и красный, но также зеленый, голубой или белый. Туника была украшена двумя вертикальными полосами (clavi). Серьги и ожерелья, надетые в основном на женщинах, соответствуют типам украшений, распространенных в определенную эпоху. Прически, как и женские, так и мужские следуют (правда, с опозданием) столичной моде, задаваемой императорской семьей.