О.Воронин: Румыния находится на грани дефолта
На 22 сентября в Румынии намечены массовые акции протеста против проводимой правительством политики сокращения расходов. Такое решение было принято на днях Национальным советом Конфедерации свободных профсоюзов. Предполагается, что в акции примут участие несколько десятков тысяч человек.
В мае на улицы Бухареста и других городов прошли многотысячные демонстрации госслужащих и пенсионеров. Они начались после того, как правительство Эмила Бока приступило к реализации рекомендованной МВФ антикризисной программы. Она направлена на спасение румынской экономики, которая, как признал Э.Бок, оказалась в самом жестоком за последние 60 лет кризисе.
Глава правления молдавского "Финкомбанка", сын бывшего президента Молдовы Олег Воронин считает, что Румыния фактически находится в преддефолтном состоянии. По его словам, после развала Варшавского блока страна наступила на те же грабли, что и большинство постсоветских стран. После развала коммунистического строя в стране наблюдалось "разграбление" государства двумя путями: недооценкой реальной стоимости госсобственности при ее приватизации и, напротив, переоценкой стоимости госзаказов, оплаченных из госбюджета.
По оценкам независимых аналитиков, ежегодно Румыния теряет около 10-12 млрд бюджетных средств, перенаправленных разными схемами на частные счета. Для сравнения: в 2010 году Eurostat оценивает дефицит бюджета Румынии в 9,3 млрд.
По мнению О.Воронина, со вступлением в Евросоюз Румыния утратила большинство рычагов воздействия на внутренний рынок. "Как результат, государство не имеет полномочий внедрить хоть какую-то стратегию, если только она не соответствует интересам, так сказать, "частных акционеров" секторов румынской экономики, которые чаще управляют своими активами из-за рубежа. В результате развитие экономики Румынии практически полностью зависит от частных корпоративных стратегий, а не от государственных", - отмечает бизнесмен.
По его мнению, на сегодняшний день Румыния оказалась на пороге дефолта во многом из-за того, что с 2004 года, с подачи пришедшего европейского частного капитала, внутренний спрос достиг небывалого уровня. Среднегодовой рост внутреннего спроса за счет слишком доступного кредитования превышал рост реальных доходов населения. Более того, в условиях, когда внутренние производители не могли покрыть внутренний спрос, огромную свободную нишу заполонили западные товары. А чуть позже, после умеренного роста внутреннего производства, местные производители оказались в условиях, когда они не смогли поддержать ритм конкурентоспособности с западными товарами: те оказались более качественными и более дешевыми, к тому же некоторые сопровождались финансовыми программами для покупателей. В итоге то, что сначала для внутреннего производителя казалось неизбежным успехом, в конце концов обернулось полным фиаско.
О.Воронин считает, что европейская интеграция предоставила Румынии европейские товары и европейские "свободные" деньги для их оплаты, заниматься же производством в Румынии большинство европейских корпораций не собираются. Резкое падение потребления в некоторых секторах до 70% объясняется не только мировым кризисом. Это, в первую очередь, следствие докризисных структурных ошибок в экономике этой страны. Румыния перешагнула порог серьезной проблемы, а именно разрыва связей между внутренним потреблением и внутренним производством. Даже без мирового финансового кризиса Румыния оказалась бы в преддефолтной ситуации, отмечает О.Воронин.
С наступлением кризиса отток иностранного заемного капитала из финансового сектора Румынии вполне логичен. В итоге в стране не осталось капитала для поддержки того же уровня потребления. Меньше потребление - меньше доходов в госбюджете. А ведь рост заработных плат, то есть и потребления, за последние 5 лет в Румынии основывался именно на этом. Страна оказалась в ситуации, когда не смогла выплачивать зарплаты и поддерживать тот же уровень бюджетных расходов. Итог - 8% бюджетного дефицита, рост НДС и снижение на 25% доходов почти всем бюджетникам.
По мнению О.Воронина, договор о кредитовании с МВФ на покрытие бюджетного дефицита, вкупе с принятыми румынским правительством мерами, которые приводят только к уменьшению внутреннего потребления, а значит, и поступлений в бюджет, неизбежно доведет Румынию до очередного займа для того, чтобы оплатить проценты по первым займам. А Румыния уже сейчас является крупнейшим заемщиков МВФ, а также лидером по уровню падения иностранных инвестиций в Европе - 55% по сравнению со среднеевропейским в 24% и среднемировым в 38%. К сожалению, Румыния привлекательна для крупных корпораций только как рынок, а не как площадка для производства, заключает О.Воронин.
http://top.rbc.ru/economics/15/09/2010/466393.shtml
В мае на улицы Бухареста и других городов прошли многотысячные демонстрации госслужащих и пенсионеров. Они начались после того, как правительство Эмила Бока приступило к реализации рекомендованной МВФ антикризисной программы. Она направлена на спасение румынской экономики, которая, как признал Э.Бок, оказалась в самом жестоком за последние 60 лет кризисе.
Глава правления молдавского "Финкомбанка", сын бывшего президента Молдовы Олег Воронин считает, что Румыния фактически находится в преддефолтном состоянии. По его словам, после развала Варшавского блока страна наступила на те же грабли, что и большинство постсоветских стран. После развала коммунистического строя в стране наблюдалось "разграбление" государства двумя путями: недооценкой реальной стоимости госсобственности при ее приватизации и, напротив, переоценкой стоимости госзаказов, оплаченных из госбюджета.
По оценкам независимых аналитиков, ежегодно Румыния теряет около 10-12 млрд бюджетных средств, перенаправленных разными схемами на частные счета. Для сравнения: в 2010 году Eurostat оценивает дефицит бюджета Румынии в 9,3 млрд.
По мнению О.Воронина, со вступлением в Евросоюз Румыния утратила большинство рычагов воздействия на внутренний рынок. "Как результат, государство не имеет полномочий внедрить хоть какую-то стратегию, если только она не соответствует интересам, так сказать, "частных акционеров" секторов румынской экономики, которые чаще управляют своими активами из-за рубежа. В результате развитие экономики Румынии практически полностью зависит от частных корпоративных стратегий, а не от государственных", - отмечает бизнесмен.
По его мнению, на сегодняшний день Румыния оказалась на пороге дефолта во многом из-за того, что с 2004 года, с подачи пришедшего европейского частного капитала, внутренний спрос достиг небывалого уровня. Среднегодовой рост внутреннего спроса за счет слишком доступного кредитования превышал рост реальных доходов населения. Более того, в условиях, когда внутренние производители не могли покрыть внутренний спрос, огромную свободную нишу заполонили западные товары. А чуть позже, после умеренного роста внутреннего производства, местные производители оказались в условиях, когда они не смогли поддержать ритм конкурентоспособности с западными товарами: те оказались более качественными и более дешевыми, к тому же некоторые сопровождались финансовыми программами для покупателей. В итоге то, что сначала для внутреннего производителя казалось неизбежным успехом, в конце концов обернулось полным фиаско.
О.Воронин считает, что европейская интеграция предоставила Румынии европейские товары и европейские "свободные" деньги для их оплаты, заниматься же производством в Румынии большинство европейских корпораций не собираются. Резкое падение потребления в некоторых секторах до 70% объясняется не только мировым кризисом. Это, в первую очередь, следствие докризисных структурных ошибок в экономике этой страны. Румыния перешагнула порог серьезной проблемы, а именно разрыва связей между внутренним потреблением и внутренним производством. Даже без мирового финансового кризиса Румыния оказалась бы в преддефолтной ситуации, отмечает О.Воронин.
С наступлением кризиса отток иностранного заемного капитала из финансового сектора Румынии вполне логичен. В итоге в стране не осталось капитала для поддержки того же уровня потребления. Меньше потребление - меньше доходов в госбюджете. А ведь рост заработных плат, то есть и потребления, за последние 5 лет в Румынии основывался именно на этом. Страна оказалась в ситуации, когда не смогла выплачивать зарплаты и поддерживать тот же уровень бюджетных расходов. Итог - 8% бюджетного дефицита, рост НДС и снижение на 25% доходов почти всем бюджетникам.
По мнению О.Воронина, договор о кредитовании с МВФ на покрытие бюджетного дефицита, вкупе с принятыми румынским правительством мерами, которые приводят только к уменьшению внутреннего потребления, а значит, и поступлений в бюджет, неизбежно доведет Румынию до очередного займа для того, чтобы оплатить проценты по первым займам. А Румыния уже сейчас является крупнейшим заемщиков МВФ, а также лидером по уровню падения иностранных инвестиций в Европе - 55% по сравнению со среднеевропейским в 24% и среднемировым в 38%. К сожалению, Румыния привлекательна для крупных корпораций только как рынок, а не как площадка для производства, заключает О.Воронин.
http://top.rbc.ru/economics/15/09/2010/466393.shtml