Сейчас в прессе и в блогах раздаётся много воплей на тему: «Почему Сталин так стремительно обретает популярность?!» В одном из трэдов женщина моего поколения задала, по сути, риторический вопрос: «Как после стольких лет массированной антисталинской пропаганды Сталин вырулил чуть ли не в национальные герои?!» Потому и вырулил, что...пропаганда была массированная и очень уж «анти», а проводили её малосимпатичные люди, вроде небезызвестной Валерии Ильиничны. Но обо всём - по порядку. Итак, давайте подумаем, почему товарищ Сталин становится (или уже стал?) популярнейшей фигурой в обществе? Я не буду о политике - это не моё бабье дело. Я поговорю об эстетико-психологическом аспекте, о сложной и, в тоже время, довольно простой системе человеческого восприятия. Люди любят что? Мифы, красивое, победителей и, наконец, монстров. На этой любви построена вся культура и антикультура человечества. А Иосиф Виссарионович и его эпоха, как раз, умещаются в сие прокрустово ложе.
Е.Лансере. Сценография к «Спящей красавице». 1949 год.
К.Богаевский «Днепрогэс». 1930-е годы.
1. Начну с красивого. Сталинская эпоха на редкость эстетически привлекательна. В ней можно отыскать всё - и античность, и Ренессанс, и екатерининский Золотой Век. Поэтому фраза из старого журнала «Советская архитектура» о том, что советские зодчие берут всё лучшее у старых мастеров, ничуть не является преувеличением. Дворцы с колоннами на ВДНХ, устремлённые вверх высотки, фонтаны, подземные «святилища», по какой-то случайности обслуживающие линии Метрополитена - всё это сталинская эстетика. Соцреализмовские яркие краски и утончённо-манерная «Золушка» - балет, поставленный в конце 1940-х по всем правилам галантных празднеств. Проспекты с магистральными домами, избыточная роскошь александровской «Весны», скульптуры колхозниц - ни дать ни взять Церера, Флора и Помона, а среди них Вертумн - на тракторе. Сталинская эстетика - это некая квинтэссенция всего самого яркого, что можно было взять из старины и современности. Это - некий сплав дня вчерашнего с днём сегодняшним (то есть, конечно же, с тогдашним). Эта красота анти-футуристична, хотя все плакаты кричали о Светлом Будущем. Это - красота здорового консерватизма.
«Техника молодёжи». Начало 1950-х гг.
Более того - эта красота понятна всем, и детям, и взрослым, и академикам, и сталеварам. Она может не восхищать в силу определённых, сугубо личных вкусов, но от нее не хочется сбежать, спрятаться и потом ещё долго восстанавливаться психологически. (Для сравнения: футуристичный хай-тек - прекрасен, однако, он холоден, неуютен и лишён энергии). Сталинская эстетика - прекрасный фон для жизни. Люстра сталинской эпохи прекрасно впишется в любой интерьер «под старину» - будь то псевдобароко или какая-нибудь неовикторианская мебелюшка. Красота по-сталински (она же - красота по-королевски) понятна и теперь. Скажу даже так - на неё смотрят, не думая об эпохе. Просто красиво, роскошно, барочно. Многие люди даже путают архитектуру сталинской и, скажем, николаевской, эпох. В доме культуры, выстроенном после войны, можно устраивать реконструкторские балы «по Пушкину». Что это значит? А то, что эта эстетика по сути отделена от своей непростой (и даже - кровавой) эпохи. Она понятна, приятна и мила сама по себе. Вот с той же эстетикой Третьего Рейха всё иначе. Она интересна только потому, что она...эстетика Третьего Рейха. Убери эту тёмную завлекалочку и люди (даже истеричные фанаты арийской красивости) недоуменно пожмут плечами.
П.Вильямс. Декорация к балету «Золушка». Комната Мачехи. 1949 год.
Г.Ряжский. «Подруги». 1947 год.
2. На таком красивом и уютном, но, вместе с тем, героико-патетичном фоне, можно создавать любой самый фантастический миф. Кто основные создатели этого мифа? На мой взгляд, люди, которым сейчас 65-70 лет, то есть октябрята и пионеры сталинской эпохи. Дети послевоенной поры истово любили Вождя. Они были так воспитаны, они видели в нём всё лучшее и светлое. Он был для них полубогом. Да. Они потом сделали вид, что разочарованы, что осуждают. Но детская любовь никому не проходит даром - малейший толчок, щелчок и всё встаёт на свои места. Самые яростные сталинисты - это разочарованные шестидесятники. Причём, разочарованные дважды - своей походной дорогой в никуда и последующей Перестройкой, когда вперёд вылезли не они - инженеры и музыканты, а деляги и манекенщицы. Дважды разочарованному человеку достаточно просто показать красную тряпку (не только в переносном, но и в прямом смысле). Поэтому тётки и бегут на митинг с потретом Сталина в одной руке и образом Богоматери - в другой. А ещё у этих женщин есть внуки. Внуки внимают и многие уже хотят туда, в страну гайдаровских героев. Потому что быть Ранетками и Папиными Дочками многим попросту невмоготу... Некомильфо, то есть впадлу.
«Техника молодёжи». Начало 1950-х гг.
3. Антисталинская пропаганда все эти годы была слишком громкой и слишком...глупой. Она не учла одного - люди, а, в особенности дети с подростками, очень любят плохих, но сильных. Детей, а частенько и взрослых, завораживают монстры. Люди любят бояться, им по приколу смотреть, как на большой и красивый город наступает Годзилла. Монстры видятся уже не уродливыми, а прекрасными и людям уж не жаль разрушенного города. А ещё люди ан масс любят отрицательных и харизматичных персонажей, оставляя без внимания положительных и бесцветных. Из Сталина все эти годы ваяли именно монстра - всесильного, хитрого, жестокого и - красивого. Все антисталинские статьи неизменно сопровождались плакатами, картинами, кадрами из кинофильмов. Я не знаю, каков был товарищ Коба в реале, но в изображении придворных ваятелей он был неумолимо-прекрасным. И сама фамилия - Сталин - сталь, твёрдость и красота. Красивый Сталин в окружении красивых, здоровых людей. А по ТВ какая-нибудь противнолицая старушня либерального вида гнусавит, как она боролась и борется с тиранией. Фу, переключаю на «Светлый путь» - белокурая Венера покоряет станки и летит над сталинской Москвой в сказочном кабриолете...
Е.Лансере и Л.Файнберг. Оформление жел-дор станции. 1951 год.
П.Вильямс. Костюмы к балету «Золушка». 1949 год.
4. И ещё в активе у Сталина - великая Победа. Он - победитель, он cool, а Гитлер - кал. Это просто, как любая формула. Большинство людей всё-таки осознают, что в случае прогрыша СССР в войне, у их дедов и бабок была бы весьма незавидная судьба. Да-да, сказки о цивилизованных немцах тоже имеют место. Мол, несли русским питекантропам шоколад и фильдеперс, а также эротику и свободу. Как написала мне одна юная поклонница цивилизованного арийства: «В СССР секса не было, а в Рейхе он был». Того секса, который вы имеете в виду, девочки, нигде тогда не было...Даже в Америке. Но не ём дело. Потому что большинству советских граждан шоколада и фильдеперса всё равно бы не отвесили, равно как и Генделя с Кантом. Я не буду спорить по поводу реального вклада Сталина в победу - я не историк, да и историки сломали уже не одно копьё. Но тот факт, что люди бежали в бой «За Родину - за Сталина!» по-моему ещё никем не отрицался. Нео_власовцы пытаются доказать, что людей гнали политруки и они же придумывали несуществующую любовь к вождю. Но, к счастью, этих либерало-гитлеристов сейчас слушают всё меньше и всё неохотнее.
В общем, Сталин и его эпоха издали видятся, как что-то большое, красивое, патетичное, радостное и победоносное. А сам Сталин - он, конечно же, Дракон, но он ведь защитил нас от другого Дракона, гораздо более гадкого... Поэтому скандируем: «Сталин! Сталин! СТАЛИН!!!!» http://zina-korzina.livejournal.com/412203.html