1900

Сталин и девочка



Улыбающаяся девочка на руках у Сталина — символ счастливого детства в СССР. Протягивая букет вождю, 6-летняя Геля Маркизова не подозревала,что спустя год ей придется сменить фамилию, а свое лицо отдать Мамлакат Наханговой — самой известной пионерке страны.


“В 1936 году произошло событие, которое перевернуло всю мою жизнь, — мы с папой попали на прием к Сталину…” — с телеэкрана на меня смотрит Геля Маркизова. Сетка морщин протянулась через все лицо, глаза чуть уставшие. А улыбка все та же — будто и не пролетели шесть десятков лет.

Нарядили меня очень красиво — мама купила мне новую матроску и дала туфельки, которые папа, конечно, забыл мне сменить. Я потом так и стояла в президиуме в валенках. Когда мы подошли к Кремлю, папа очень волновался, но часовой сказал, что детей без пропуска пускают. Мы зашли в зал, все расселись за столики. И тут начались выступления колхозников. Эти бесконечные речи продолжались очень долго. Мне было страшно скучно.  Я терпела-терпела, а потом встала и пошла…

Иосиф Виссарионович сидел ко мне спиной. Ворошилов похлопал его по плечу и сказал: “К тебе пришли”. Сталин обернулся и очень обрадованно поставил меня на стол президиума. Ворошилов попросил меня сказать речь.“Это вам привет от детей Бурят-Монголии”, — быстро выпалила я. Сталин ответил: “Привет” — и взял оба букета… Потом стали кричать: “Поцелуй его, поцелуй”. Я и поцеловала. Сразу все засверкало — корреспонденты снимали исторический момент…


— Тогда главный редактор газеты “Правда” Лев Мехлис воскликнул: “Сам бог послал нам эту буряточку! Мы сделаем ее живым символом счастливогодетства”, — воспроизводит исторические слова, оставшиеся в записихроникеров, Анатолий Алай.

И сделали.

Миллионы агитплакатов с изображением Сталина и Гели разошлись по всей стране.

Слава бурятской малышки оборвется так же внезапно, как и свалилась на ее голову. В 1937 году арестуют отца — наркома земледелия Бурятской АССР. Арестуют — а затем и расстреляют — все бурятское правительство. В то время только маленькая девочка-легенда верила, что ее папа — никакой не японский шпион, не враг народа. Надо только сказать об этом дяде Сталину: он вспомнит улыбчивую девочку, ее стеснительного отца и во всем разберется.

“В октябре—ноябре 1937 года на территории Бурято-Монгольской АССР ликвидирована буржуазно-националистическая, антисоветская, пан-монгольская организация, проводившая по заданию японской разведки повстанческую, диверсионную деятельность… Одним из руководителей данной организации являлся Маркизов… Под руководством Маркизова большое вредительство было проведено в Зоотехническом строительстве, в результате которого скот подвергался простудным заболеваниям и падежу. Отход молодняка составил 40 000 голов…”

“Под диктовку мамы я написала письмо Сталину. Написала, что мой папа —член партии, участник Гражданской войны. Написала, что я была у него на приеме. И подписала — в Кремль. Сталину…”

Ответа не было.

2 июня 1938 года Ардана Маркизова расстреляют.

Гелю вместе с мамой отправят в ссылку в Туркестан. А пока Маркизовы паковали свои пожитки, в Кремле назревал крупный скандал. Получается, что на агитплакатах и скульптурах, воспевающихсчастливое детство в СССР, великий вождь обнимает… дочь врага народа.

Решение было найдено: подобрать похожую девочку и подменить ею Гелю. Причем у “клона” должна быть незапятнанная репутация: пионерка, спортсменка…

После недолгих поисков на роль Гели подобрали Мамлакат Нахангову — пионерку-стахановку, которая первой научилась собирать хлопок двумя руками.

Дело встало за малым — устранить свидетелей подмены.

В 1938 году неожиданно умирает мама Гели.

Девочке уход родительницы из жизни объяснили просто: “Не выдержала ваша маменька позора, вот и перерезала себе глотку”.

 Истину Энгельсина Ардановна узнала только спустя 50 лет.

“Правду я узнала после того, как посмотрела ее дело в ФСБ. Там я нашла один документ, который наконец раскрыл тайну ее гибели.

Начальник НКВД Туркестана посылает запрос Берии с таким содержанием: “Здесь находится ссыльная Маркизова, которая хранит подаркиот Сталина и пять портретов ее дочери с вождем. Что делать?” И сбоку синим карандашом написано очень четко: “УСТРАНИТЬ”.

Тогда мне стало ясно, что она не покончила с собой — она просто была устранена, убита. С перерезанным горлом ее нашли в больнице…”

http://buryatia.asia/stalin-prigovoril-schastlivoe-detstvo-gelya-markizova/

Интересен комментарий одного пользователя к этой статье на том же сайте:

В сухом остатке:
1) высокопоставленного отца расстреляли за провал сельского хозяйства
2) в учебе и карьере не притесняется
3) все окружающие (от учительницы до дочери Сталина) знают об ее личности
4) вопреки приказу (четко карандашом написан) устранить всех осведомленных


Я в упор не вижу, где здесь Сталин угробил ее счастливое детство.


На мой взгляд, довольно характерный комментарий.
0