806

Батька Лукашенко берётся за интернет

Ситуация в чем-то нетипичная. Лукашенко, наш вечный главный ньюсмейкер, катается где-то на лыжах в Казахстане. Между тем, в его отсутствие градус политической напряженности на родине вопреки приближающимся праздникам не спадает.


Ожидают, что президент по возвращении с зимних курортов первым делом подпишет указ «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента Интернета» (в других источниках документ называется «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет»).


Текст проекта указа где-то неделю назад просочился в оппозиционную прессу и сразу вызвал взрыв возмущения в среде журналистов. Достаточно упомянуть только одно из положений документа о том, что «операторы электросвязи, а также иные юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по использованию сети Интернет, обязаны идентифицировать пользователей сети Интернет, которым они оказали данные услуги». По логике получается, что нужно регистрировать и участников Форумов.


В общих чертах схема контроля за белорусской частью глобальной паутины будет выглядеть следующим образом: вводится система контроля над ресурсами Интернета в Беларуси, где главная роль отводится Оперативно-аналитическому центру (ОАЦ) - отделу в рамках президентской администрации.


ОАЦ призван следить за деятельностью провайдеров и в праве в любой момент лишать их лицензии. В том числе и за нарушение пункта 1.5 упомянутого указа. Пункт «Поставщики услуг сети Интернет по запросу пользователя осуществляют услуги по ограничению доступа к информации, содержание которой направлено на осуществление экстремистской деятельности» и т.д.


Понятие «информация, содержание которой направлено на осуществление экстремистской деятельности» толком не раскрывается. Но всем ясно, что под такую категорию можно легко притянуть контент любого оппозиционного новостного сайта. Тем более что Лукашенко ранее неоднократно указывал на то, что «с анархией в Интернете пора заканчивать».


Следствием практической реализации указа, безусловно, станет крайне щепетильное отношение провайдеров к подобным Интернет-страничкам. Дабы избежать проблем с Карла Маркса 38 (местоположение администрации Лукашенко), они наверняка постараются перестраховаться и заблокировать крамольные ресурсы.


Принятие указа в разгар затеянной властями увлекательной игры по выкачиванию международных кредитов, на первый взгляд, кажется абсурдом. В свое время реализацию идеи импортировать иранский и китайский опыт борьбы с Интернет-инакомыслием заморозили именно из-за критики со стороны Запада. Нет никаких сомнений, что с подписанием указа имидж Лукашенко в глазах европейцев снова приобретет демонические черты.


Причем никто в Брюсселях и Страсбургах особенно не будет учитывать особенности Беларуси. Между тем, всем понятно, что ушлые оппозиционеры быстро освоят нехитрую премудрость, как обходить заслоны с помощью всевозможных прокси-серверов. Инструкции на этот счет уже активно тиражируются в сети.


Второй момент – традиционно выборочная практика репрессий. Требование предъявлять паспорт при входе в Интернет-клуб существует в Беларуси давно, но в 99,99 процентах случаев его игнорируют. Скорей всего, что-то подобное будет и с указом. Пару сайтов заблокируют, пару экстремистов–комментаторов отфильтруют, но остановить поток очернительства режима в сети (одно из любимых забав местных пользователей) просто технически невозможно.


Однако все моменты, повторимся, на Западе вряд ли учтут. Все будут играть на ассоциациях с Китаем и Ираном, где уже существуют подобные законы.


Пойти на столь рискованный шаг, как считает большинство комментаторов, Лукашенко толкает банальная жажда власти. Грядущий год – год выборов в местные советы. На 2010-ый также придется основная фаза избирательной кампании по выборам президента.


Интернет-ресурсы, действительно, играли заметную роль в раскачивании лодки накануне выборов гаранта в 2006-ом, но куда более заметную роль они сыграли этой осенью, когда в Беларусь пришел свиной грипп.


В то время как официозные СМИ писали про последние отголоски битвы за урожай кукурузы, социум охватила паранойя перед загадочным заболеванием. Основным поставщиком новостей стал Интернет, вернее, его оппозиционный сегмент. Тон задавали несколько сайтов, которые без особых комплексов выдавали за сущую правду информацию, почерпнутую из разговоров на улицах или постов блогеров, и тиражировали ее. Однако перепуганный обыватель охотно «хавал» и верил в сенсации. Попытки официоза остановить панику оказались тщетными. Через пару дней информационной войны власти капитулировали – факт эпидемии пришлось признать.


Повторение такого сценария в ходе выборов было бы очень чревато для режима. Но репрессии против ведущих порталов оппозиции накануне финала избирательной кампании в принципе не спасают ситуацию.


Происходит ползучая революция технологий, когда диски DVD и Веб стремительно вытесняют из быта традиционные медиа, коим отводилась ведущая роль в охмурении электората. Падение интереса к старым проправительственным СМИ отражает проводимая нынче в стране подписная кампания. Речь идет о принудительной подписке госслужащих на правительственные издания. В этом году трудящихся загоняют в ряды абонентов провластных СМИ как никогда настойчиво.


Параллельно идет отчуждение людей от власти. Сначала кризис, а потом геополитические метания Батьки значительно подорвали в народе веру в официальную риторику, стройность и логичность государственной доктрины.


Пока непонятно, по каким законам будет происходить структурирование нового «низового» медийного пространства и насколько тема будущих выборов будет интересна его аудитории. Ясно одно – указ «О мерах по совершенствованию использования национального…» ему явно не указ.

0