851

Европа и злой беззубый волк("Le Figaro", Франция)

24/12/2009

В эстонской Нарве находится точка соприкосновения Европейского союза и России. Как и друге регионы "меж двух огней", страна научилась идти вперед, несмотря на любые потрясения. Двадцать лет спустя после окончания холодной войны советская империя перестала быть угрозой, но маленькие балтийские страны по-прежнему боятся своего большого соседа.

В 30-х годах мой отец купался в Рейне, когда течением его отнесло на другой берег, где молодые немцы его возраста укрепляли линию Зигфрида. Отца сразу же объявили шпионом, поколотили, но потом позволили деду забрать его на пограничном пункте в Страсбурге. Дед и сам его нещадно высек за то, что он "был в Германии".

Легко можно представить себе подобную сцену и здесь, у Нарвы. Российский и эстонский берега возвышаются как две могучие крепости, соединенные мостом. Место символизирует недоверие и неприязнь в отношениях между Россией и Центральной Европой. Двадцать лет спустя после окончания холодной войны бесконечная очередь грузовиков проходит придирчивый пограничный контроль между Нарвой и Ивангородом. Может показаться, что тут недалеко и до открытой вражды, но на самом деле все далеко не так плохо. Это обычное дело для тех стран что "посередине". Все репортеры прекрасно знают государства, где сталкиваются интересы крупных держав. Нью-Дели и Пекин борются за Индокитай. Такие страны Центральной Америки и Карибского бассейна как Панама, Куба и Гранада, на собственной шкуре узнали каково это не угодить всегда готовому к стрельбе шерифу-США. Государства Запада в прошлом захватывали и колонизировали страны Магриба и Ближнего Востока, так как без Туниса или Бейрута невозможно было наладить торговлю между христианами и мусульманами в средиземноморском регионе. Стоит упомянуть и о Средней Азии, куда ни Россия, ни Китай не хотят пускать США. Они сделают все, чтобы Америка как можно глубже увязла в Афганистане.

На протяжении веков нации "меж двух огней" научились двигаться вперед и приспосабливаться к обстоятельствам, несмотря ни на какие геополитические потрясения. В первом тысячелетии мусульмане Средней Азии силой оружия остановили экспансию Китая. И сразу же начали активно торговать с Поднебесной.

Центральная Европа тоже расположена на линиях разлома между цивилизациями. В течение многих столетий она была своего рода подушкой безопасности между Россией и западными империями. Литве, Латвии, Эстонии и Польше так часто доставалось, что они не раз исчезали с географических карт. Тем не менее, эти храбрые народы мертвой хваткой вцепились в свой язык как в спасательный круг, и, наконец, вернули себе право распоряжаться в собственных землях. Они перенимают опыт и культуру Востока и Запада, Севера и Юга, создают сложное многокультурное общество и самосознание.

Россия - "огромная пустота"

В Нарве все по-другому. Это точка прямого соприкосновения Европейского союза и России. Город с 65 000 населения является третьим по величине в Эстонии. В 1945 году 98% построек было разрушено в сражении между нацистами и советами, а затем Нарва стала зоной советской колонизации. У Эстонцев не было права селиться здесь до обретения страной независимости в 1991 году. И сейчас 95% населения этого эстонского города говорит по-русски. Эстонский язык в городских школах проходят как иностранный. Нынешняя Нарва интересна с той точки зрения, что она рассказывает историю советского города, который внезапно очутился посреди Западной Европы. И особого счастья ему это не принесло. Как раз наоборот. Нарва оказалась неспособна адаптироваться и жить дальше. Ее судьба предрешена: население будет постепенно уменьшаться и город вымрет. Горожане бьются как рыбы в сетях. Эти бывшие россияне стали гражданами Европейского союза и могут свободно передвигаться по Европе. Но их фатализм, презрение к другим культурам и пассивно агрессивное поведение по отношению к любым изменениям заперли их внутри этого гадкого городка. Они беззастенчиво пользуются принесенным Эстонией материальным благополучием, но продолжают жаловаться на то, что им нужна виза для визита к родственникам на другой берег реки.

Упадок Нарвы никак не связан с архитектурой или комфортом. Город, конечно, некрасив, но он никак не хуже Вийербана или Сарселя. Как и другие "образцовые советские города", он представляет собой нагромождение бетонных домов двух типов: сталинок и хрущевок. Такие клетушки распространены по всей территории бывшего СССР, до самого Улан-Батора. Для их описания отлично подходит фраза Вацлава Гавела: "Тоталитарное общество – это искаженное отражение всей современной цивилизации".

Между домами втиснуты невзрачные торговые центры. Мебельные магазины предлагают гостиные "Версаль", а бутики Rademar притягивают местных модниц. Выходят они оттуда одетые как пингвины или проститутки.

Нарва является своего рода отражением вымирающей российской деревни, что можно увидеть на другом берегу реки. России, которая ни в чем не может добиться успеха. Немощной России. Работница местного музея Галина Смирнова – прекрасный тому пример. Наш разговор проходит в ресторане, украшенном доспехами, мечами и щитами "made in China": "Здесь становится все хуже и хуже, Эстония ничего для нас не делает! Город теряет жителей, заводы закрываются, молодежь уезжает в Великобританию, Германию и Францию, страны, что никогда не входили в советский блок!" Галина возмущена тем, что молодые не хотят поддерживать связи с родиной. Ее волосы цвета сена с химической завивкой и странные убеждения придают ей комичный вид. Здешние русские не делают ничего для того, чтобы сблизиться с эстонцами или западным миром. Они изолируют себя и превращают город в гетто.

Я говорю Галине, что расположенный напротив Ивангород очень беден и что если бы границу открыли, вся молодежь с ее родины устремилась бы в Нарву и ЕС. "Да, все богатства сконцентрированы в Москве и Санкт-Петербурге", соглашается она. "Маленькие российские города прозябают в нищете". Тем не менее, я вижу, что моя ремарка ее задела. Прощаемся мы холодно.

Ситуация в России беспокоит очень и очень многих образованных людей в Центральной Европе. Россия – это уже "не Верхняя Вольта с ядерными ракетами", как шутил в свое время бывший немецкий канцлер Гельмут Шмидт (Helmut Schmidt), а "огромная пустота". Говорят об этом повсюду, от Эстонии до Румынии. "Население России уменьшается с беспрецедентной скоростью. Падение экономики в 2009 году составит от 8 до 10%. У России нет ничего кроме военной промышленности и природных ресурсов", объясняет профессор Ян Винецки (Jan Winiecki) из Варшавы. Марью Лауристин (Marju Lauristin) из университета Тарту добавляет: "Россия – это уже не третий, а четвертый мир. Это источник постоянной обеспокоенности. Китай через двадцать лет достигнет расцвета своей мощи. Европа же хоть и движется медленно, но не стоит на месте. Природа не выносит пустоты, и что же тогда станет с богатой природными ресурсами Россией, зажатой между нами и Китаем? Россией, которая по-прежнему живет в средневековье и теряет все больше жителей?"

Под крылышком у Европы

Руководитель латвийских космических исследований Юрис Загарс (Juris Zagars) близко знаком с обстановкой в России и придерживается того же мнения: "Российское общество разобщено. Эпоха коммунизма лишь скрыла сохранившиеся феодальные пережитки. Менталитет людей не меняется. Там по-прежнему можно делать все что угодно без каких-либо социальных последствий. Результаты действий никого не волнуют". Естественно, граничащие с Россией Латвия и Литва больше других обеспокоены отношениями с "потерявшей клыки империей".

Москва, тем не менее, еще способна серьезно отравить жизнь своим соседям (которых она хочет как и раньше контролировать) с помощью интернет-атак, преступных группировок и отключений газа. Сближение барака Обамы с Дмитрием Медведевым лишь усилило нервозность балтийских стран, которые пытаются спрятаться под крылышком у Европы. Они указывают НАТО и ЕС на начавшееся по всей видимости противостояние между Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым (премьер уже не раз позволял себе презрительные жесты в адрес президента). Говорит об этом и эксперт Александр Смоляр: "Путин – это бывший агент КГБ, а Медведев, который ведет себя как цивилизованный человек, - это прежде всего ученый. Премьер Путин до настоящего времени терпел президента Медведева, вся власть которого держится только на словах. Проблема России очень глубока, и касается она власти, а не только общества". Касается эта проблема и Европы, ведь Россия слишком велика, чтобы стать "подушкой" между двумя державами. Хоть и может превратиться в будущем в поле биты между Европой и Китаем.

0