903

Монополия "Газпрома" уйдет в прошлое

Заработал газопровод Туркмения - Узбекистан - Казахстан - Китай, сообщают СМИ. Это первая серьезная альтернатива экспорту центральноазиатского газа через Россию - не наносит ли она удар по "Газпрому" и строящемуся газопроводу Nabucco? Обозреватели попутно напоминают о проблемах Туркмении в области прав человека, призывая ЕС не поступаться принципами.

В понедельник был торжественно открыт газопровод, по которому туркменский газ пойдет в Китай, сообщает The New York Times. Китаю удалось нарушить российскую монополию на газопроводы, так как его энергетические проекты не увязаны со стратегическими целями, нервирующими Россию, пояснили эксперты. Запад, напротив, поощряет демократические перемены в Центральной Азии или требует предоставить военные базы, что вызывает у Москвы страх перед нефтегазовыми проектами США и ЕС. Вдобавок для "Газпрома" главное - монополия на экспорт в Европу: в Китай российский газ по газопроводам пока не поставляется.

Первый трубопровод по транспортировке природного газа из Центральной Азии в Китай подчеркивает растущую важность Пекина для бывших советских республик, пишет британская The Financial Times. Туркмения согласилась поставлять в Китай по новому трубопроводу до 40 млрд кубических метров газа в год - около половины своей ежегодной добычи.

"Этот проект имеет не только коммерческую и экономическую ценность, но и политическую", - приводит Reuters слова туркменского президента Гурбангулы Бердымухамедова.

Новый газопровод не только подрывает российскую монополию на маршруты экспорта газа из Центральной Азии, но и наносит удар планам Евросоюза по получению туркменского газа для Nabucco - трубопровода по поставкам каспийского и центральноазиатского газа в Европу через Кавказ и Турцию, полагают авторы статьи Изабель Горст и Джефф Дайер.

Газ из Туркмении направляется на восток, Москва терпит поражение, пишет Марко Содано в газете La Stampa, информируя, что вчера на месторождении Самандепе собрались председатель КНР Ху Цзиньтао, туркменский лидер Бердымухамедов, президенты Казахстана Назарбаев и Узбекистана Каримов: вся Шанхайская группа без одного сильного участника - Кремля.

Отношения между русскими и туркменами характеризуются напряженностью уже несколько лет, продолжает комментатор. В апреле поставки туркменского газа "Газпрому" по неясной причине были прекращены. Тем временем шло строительство газопровода на запад Китая, в Синьцзян-Уйгурский автономный округ. До 2015 году объем поставок по этой трубе может возрасти до 40 млрд: 30 млрд пойдут в Китай, 10 - в Казахстан. Пекин делает ставку не только на ценного поставщика, но и на возможность развивать автономный округ и снизить напряженность между китайцами и уйгурами.

Туркмения заявила, что готова к переговорам о поставках газа с кем угодно. Когда будет построен европейский трубопровод Nabucco, появится реальная возможность вывести из игры Москву, подчеркивает автор комментария, но аналитики видят и возможные риски для Европы. Главный стратег российского банка "Уралсиб" Крис Уифер говорит: "Если спрос в Европе и на внутреннем туркменском рынке увеличится, в ближайшие годы "Газпром" может оказаться не способным удовлетворить его собственными силами, а туркменские ресурсы уже будут проданы Китаю".

Туркмения работает над осуществлением еще одной мечты: речь идет о трубопроводе Tapi, который планируется проложить по территории Афганистана, Пакистана и Индии, итальянское издание.

Поможет ли контракт с ЕС бесправным туркменам - или Запад интересуется лишь туркменским газом? - вопрошает обозреватель The Guardian Соня Зилбермен, рассматривая обязательства Туркмении по поставкам газа для газопровода Nabucco. В том, что касается соблюдения прав человека, Туркмения - одна из худших стран мира, но Европа охотно готова пренебречь демократическими принципами ради импорта туркменского газа, полагает автор.

Туркмения и ЕС обоюдно заинтересованы в контракте для Nabucco, указывает корреспондент, это ключ к энергетической независимости Европы от России, но с 1991 года, при режиме Ниязова, в Туркмении попирались практически все права и свободы человека. При новом президенте Бердымухамедове мало что изменилось: независимых СМИ нет, практикуются коллективные наказания за инакомыслие путем ареста и осуждения родственников обвиняемого, пытки - обычное явление. "В этой вопиющей ситуации экономические инвестиции Европы могут восприниматься либо как отход от ее традиционной политики в поддержку прав человека, либо как шанс", - полагает журналистка.

Если в отношениях с Туркменией ЕС поступится принципами, он запятнает свою репутацию, выменяв социально-демократические свободы на прибыль. "Тему прав человека следует включить во все двусторонние и многосторонние консультации с властями Туркмении, и налаживать экономические связи следует лишь при условии соблюдения прав человека", - рекомендует автор.
0