820

80 лет «Великому перелому» русского хребта

80 лет назад, 7 ноября 1929 года, в газете «Правда» вышла статья за подписью И.В.Сталина «Год Великого перелома». В ней текущий год был объявлен годом «коренного перелома в развитии нашего земледелия»: «Наличие материальной базы для того, чтобы заменить кулацкое производство, послужило основой поворота в нашей политике в деревне… Мы перешли в последнее время от политики ограничения эксплуататорских тенденций кулачества к политике ликвидации кулачества как класса».

Позже историки назвали 1929-й год годом перелома станового хребта русского народа – крестьянства. Статья Сталина признана отправной точкой «сплошной коллективизации».

Пленум ЦК ВКП (б) в ноябре 1929 года принял постановление «Об итогах и дальнейших задачах колхозного строительства», в котором была поставлена задача в основном завершить коллективизацию к концу пятилетки (1932). Было принято решение направить в колхозы на постоянную работу 25 тыс. городских рабочих для «руководства созданными колхозами и совхозами» (фактически их число впоследствии выросло чуть ли не втрое, составив свыше 73 тыс.).

После всех потрясений начала 20-го века, наиболее консервативной и православной частью русского народа оставалось крестьянство. И его относительная самодостаточность беспокоила власть, стремившуюся к тотальному контролю за экономикой и населением. Поэтому курс на коллективизацию сельского хозяйства был задуман изначально еще Лениным. Но форсирован лишь на XV съезде ВКП (б) (декабрь 1927) – с окончанием тактического отступления нэпа.

На момент начала массовой коллективизации доля бедняков в сельском населении СССР составляла 35%, середняцких хозяйств – 60%, зажиточных (так называемых «кулаков») – 5%. В то же время именно кулацкие хозяйства располагали значительной частью (15–20%) средств производства, в том числе им принадлежало около трети сельскохозяйственных машин, и они вместе с середняками давали в годы нэпа более 80% товарной сельхозпродукции. Усиление нажима на кулаков и середняков вело лишь к снижению поставок продовольствия в города. Так что коллективизация преследовала не экономические цели, а политические, которые укрепляли власть компартии над народом.

Итоги сталинской коллективизации впечатляюще описаны в работе М.В. Назарова «Покорение голодом», датированной 1983 годом (издательство «Посев»): «... Около 10 миллионов наиболее трудолюбивых крестьян («есть корова, лошадь – вот и кулак») были сосланы на гибель в сибирскую тайгу и на Беломорканал, еще около 7 миллионов были истреблены без ссылки, в собственных домах – искусственно организованным голодом.

Цель этого преступления, разумеется, не была экономической. Каждому ясно, что этими мерами никак нельзя было поднять производство сельскохозяйственной продукции, а можно было лишь катастрофически снизить его. Партийных вождей волновало другое: необходимо было сломить упорное сопротивление крестьян, основной массы населения страны, «социалистическим преобразованиям». Последствия этого преступления были более страшными для национального бытия России, чем татаро-монгольское нашествие: коммунисты разрушили складывавшийся веками, традиционный уклад жизни народа, питавший собой всю национальную культуру, уничтожили физически самих носителей народной культуры, хранителей национальных и религиозных традиций.

Солженицын в «Архипелаге ГУЛаг» так назвал это бедствие: «Это была вторая гражданская война – теперь против крестьян. Это был Великий Перелом, да только не говорят – чего перелом? Русского хребта...»

В 1935 году Сталин произнес слова, которые навсегда остались в памяти нашего народа: «Жить стало лучше, веселее, а это ведет к тому, что население стало размножаться гораздо быстрее, чем в старое время. Смертность стала меньше, рождаемость больше и чистого приросту получается несравненно больше».

Перепись населения 1937 г. показала, однако, такую страшную картину потерь от коллективизации и голода, что была засекречена и объявлена «вредительской», а ее руководители расстреляны. Были закрыты и журналы «Вестник статистики» и «Статистическое обозрение», в которых раньше публиковались данные о смертности и рождаемости. Перепись 1939 г. уже была проведена так, как нужно было Сталину, чтобы подтвердить «веселую» жизнь.

Существуют и другая точка зрения на эту проблему – коллективизация была необходима, поскольку только она могла обеспечить переход к более прогрессивной системе ведения сельского хозяйства – севообороту. Кроме того, она выталкивали излишки сельского населения в города, где те пополняли ряды рабочего класса и способствовали быстрой индустриализации страны.

Справка KM.RU

Коллективиза́ция — процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства (колхозы в СССР). Проводилась в СССР в конце 1920-х — начале 1930-х гг. (решение о коллективизации было принято на XV съезде ВКП (б) в 1927), в западных районах Украины, Белоруссии и Молдавии, в Эстонии, Латвии и Литве, а также в социалистических странах Восточной Европы и Азии — после Второй мировой войны, на Кубе — в 1960-е гг.
0