676

Иран начал переговоры с Западом о поставке газа для проекта «Набукко»

Иран начал переговоры с Западом о поставке газа для проекта «Набукко»

Москва может дорого заплатить за свою поддержку санкций против Ирана, что предусматривает процесс «перезагрузки» российско-американских отношений.

Как стало известно, глава Национальной газовой компании Ирана (NIGEC) Реза Кесаизаде начал переговоры (пока неофициальные) с западными и европейскими компаниями о поставках иранского газа по газопроводу «Набукко», передает Reuters со ссылкой на иранские СМИ. Как отметил Кесаизаде, без иранского газа газопровод «Набукко» будет нерентабельным, и его реализация становится невозможной. «Кажется, наши европейские партнеры понимают это, т. к. мы получаем от них положительные сигналы относительно нашего участия в «Набукко», и мы будем продолжать переговоры с европейскими компаниями», – заявил глава NIGEC.

О степени вероятности присоединения Ирана к «Набукко» КМ.RU рассказывал уже неоднократно. Причем сообщалось, что европейцы были бы не против договориться с Ираном, но боятся негативной реакции Вашингтона.

С другой стороны, сама идея «Набукко» – сугубо американское детище, причем ярко антироссийской направленности, что еще в июле дал понять вице-президент США Джо Байден. Но все понимают, что без газа этот проект остается лишь химерой. А где этот газ взять? Из закаспийских республик, если даже договориться с тамошними режимами, через море газопровод не построишь, пока не урегулирован вопрос о его статусе. Остается Азербайджан, чьи запасы газа для европейского рынка – как капля в море, и еще химерический проект газопровода из Ирака. Так что без иранского газа «Набукко» не обойтись, и им придется решиться, кому – Ирану или России – они сильнее хотят насолить.

Впрочем, возможно, там уже решили именно в американском стиле – насолить обоим, причем руками друг друга. От России под предлогом «иранской атомной угрозы» вынудили, пусть вяло и неуверенно, но заявить о возможности применения антииранских санкций. И вроде бы, как сообщал уже КМ.RU, удалось добиться от российского руководства политического решения не поставлять в Иран зенитные комплексы С-300. А Иран, в свою очередь, стали прощупывать на возможность подключения к европейским газовым проектам. Пока через Турцию – недаром на прошлой неделе ее премьер-министр Реджеп Эрдоган побывал в Тегеране.

Собственно, давно уже идет разговор о поставках иранского газа в восточные турецкие провинции. Но если увеличить их объемы, часть из них можно будет отправлять и на Запад, а это будет уже первым элементом присоединения Ирана к «Набукко». Причем обратим внимание: Иран и Евросоюз могут даже не принимать совместного формального решения. Они могут обойтись через посредников – Турцию и Армению, которые так внезапно, преодолев столетнюю взаимную ненависть, вдруг начали налаживать добрососедские отношения. Да, пока это – лишь первые шаги, но, возможно, именно так Иран дает понять России: менять партнерство с ним на «перезагрузку» с США для России может дорого стоить. Вначале – только в финансовом смысле, а в будущем – возможно, и в политическом.

Известный политолог Константин Симонов так недавно комментировал для КМ.RU складывающуюся ситуацию:

– Обама сегодня может отметить двойной успех. С одной стороны, можно продолжать давление на Иран, с другой – к этому давлению ему удалось подключить и Россию. Да, мы занимаем осторожную позицию, пока мы даже не намерены отказываться от сотрудничества с Ираном в военно-технической сфере. Но Обаме уже удалось продемонстрировать всему миру, что, в принципе, в иранском вопросе мы – на его, а не на иранской стороне, и вежливое выкручивание наших рук продолжится.

Позиция нашей дипломатии, к сожалению, и по сей день весьма удручающая. Мы либо стараемся не ввязываться в проблемы, либо ввязываться с минимальным ущербом. А предложить свой вариант и настаивать на его развитии (во всяком случае, в иранском вопросе) наши руководители пока не могут.

А ведь если посмотреть на эту проблему не с американского, израильского или иранского угла зрения, а с точки зрения наших собственных интересов, что мы увидим? По большому счету, будет у Ирана ядерное оружие или не будет, нас волнует мало. Против нас Иран его будет применять в самую последнюю очередь: у него – другие приоритеты. А вот тот факт, что Иран со своими газовыми запасами и есть тот самый альтернативный поставщик энергетических ресурсов, о котором мечтают в Европе, нас действительно волновать должен. Американцы-то этот момент как раз учитывают. И их интерес к Ирану – не только из-за гипотетической бомбы. Им надо еще и сменить существующий в Иране режим. Вот если бы им удалась эта последняя «революция», которая летом чуть не случилась в Иране, – можете быть уверенными: про ядерную программу они бы уже забыли. А Иран как минимум подключался бы к «Набукко» и т. п. проектам.

России надо напрямую сотрудничать с Ираном в нефтегазовой сфере. Чтобы уже сейчас, пока там – такой режим, какой есть, направить потенциальные газовые потоки в Индию или Китай. Конечно, тут тоже придется договариваться с американцами. Транзит через Пакистан без их согласия не получить. Хотя можно попробовать сделать транзитный поток через страны Средней Азии. Во всяком случае, в наших разговорах с американцами появятся новые козыри, будет чем торговаться. А пока мы выступаем в роли не то посредников, не то пассивных участников в чужой для наших интересов игре.

Справка KM.RU

Как заявила газета «Ведомости» 22 октября, ссылаясь на «два информированных источника в оборонном комплексе», «сделка между Россией и Ираном на поставку зенитно-ракетных комплексов С-300 заморожена». Позиция России, в версии газеты, выглядит еще более неприлично, если учесть ее утверждение, что «контракт уже вступил в силу, а иранская сторона выплатила аванс и начала осуществлять регулярные платежи». По данным издания, уже в текущем году Россия должна была отгрузить в Иран продукцию на сумму более $300 млн. Но, как говорится в публикации, «возможно, эту технику выкупит Минобороны России». «Ведомости» утверждают, что реализация планов по продаже комплексов С-300 Ирану была остановлена политическим решением «на самом верху».
0