691

Соединенные Штаты Европы

Позиция чехов давно раздражает руководителей Евросоюза, а сейчас они уже даже не находят нужным скрывать свое возмущение и переходят к прямому давлению. Глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу открыто заявил, что попытки чешского президента включить новые поправки в текст Лиссабонского договора не выдерживают никакой критики, т. к. таким образом будет изменен текст договора, и его по-новому придется ратифицировать всем странам Европейского союза.

Многострадальный Лиссабонский договор и так ратифицировался последние два года с большим скрипом, а предшествующая ему Конституция Европейского союза была просто провалена на референдумах во Франции и Голландии. Так что можно представить, какие чувства испытывают главные еврочиновники, сталкиваясь с перспективой запустить эту «увлекательную процедуру» по новому кругу.

«Это же абсурд, это будет просто нереально», – возмущается Баррозу. И предупреждает президента Чехии, что если он не перестанет «возводить искусственные препятствия» на пути принятия Лиссабонского договора, то Чехия автоматически потеряет в Еврокомиссии место своего представителя. «Если не будет Лиссабонского договора, то мы не можем гарантировать Чешской Республике, что у нее будет комиссар», – предупредил Баррозу. С ним солидаризировались премьер-министр Болгарии Бойко Борисов и президент Франции Николя Саркози. Они заявили, что европейские страны не намерены больше мириться с препонами, чинимыми руководством Чехии на пути нового этапа интеграции Европейского союза.

Дело в том, что у Европейского союза – очень большие планы. Как сообщает британская The Daily Telegraph, «в ходе конфиденциальных переговоров были высказаны предложения о том, чтобы Европейский союз мог заключать международные договоры и даже открывать собственные посольства в других странах. В ЕС составлен проект документа, по которому Евросоюз получает полную правосубъектность, которая позволит вновь формируемой структуре ЕС – европейской дипломатической службе – получить признание международных организаций и государств, не входящих в ЕС, в качестве полноправного участника переговоров».

Лорэн Муллали, директор «Открытой Европы», описала этот шаг как «передачу широких властных полномочий, которая сделает ЕС куда больше похожим на единую страну, чем любое другое международное соглашение». «Предоставление ЕС статуса субъекта международного права означает, что именно ЕС, а не входящие в него государства, сможет подписывать любые международные соглашения – в области внешней политики, обороны, преступности и судебной сферы. Это случится впервые в истории», – сказала она. Муллали подчеркнула, что закон о европейских сообществах позволяет Брюсселю установить примат норм общеевропейского права над британским законодательством.

В документе с грифом «Для служебного пользования», распространенном в Нидерландах, Бельгии и Люксембурге, с которым ознакомилась The Daily Telegraph, говорится о необходимости ввести законодательные изменения, чтобы учредить Европейское внешнеполитическое ведомство (European External Action Service, EEAS) – министерство иностранных дел «глобального географического масштаба».

В документе говорится: «EEAS потребует юридического статуса действующей правосубъектной международной организации и, следовательно, определенной автономии. Указанная правосубъектность также должна создать для EEAS возможность осуществлять необходимые действия для выполнения ее задач».

Т. е. Евросоюз планирует стать уже не просто союзом стран, а неким наднациональным государством – субъектом мировой политики. Причем официально уже намечалось, что на саммите ЕС 29 октября будут названы имена нового президента и министра иностранных дел ЕС. Эти должности созданы в рамках Лиссабонского договора. Теперь это назначение откладывается из-за Чехии, равно как и выборы новых комиссаров: ведь 31 октября истекает мандат многих должностных лиц ЕС.

0