Воспоминания о Риге ("La Libre Belgique", Бельгия)
Как сегодня Латвия может восхвалять патриотов СС, которые принимали участие в зверствах нацистов? Не должна ли эта страна-член Евросоюза подписаться под определенными ценностями?
Латвийская Рига - замечательный город. Самопровозглашенная всемирная столица ар нуво, без сомнения, заслуживает это почетное звание. Об этом свидетельствуют целые улицы, застроенные в этом архитектурном стиле. Но когда мы осматриваем красоты страны, необходимо также поинтересоваться, принимает ли эта страна свое историческое прошлое, свои прошлые ошибки.
Первая попытка сделать это - Музей войны. Меня сразу привлекают залы, посвященные Второй мировой войне, поскольку я серьезно интересуюсь историей нацистской военной машины. Когда я туда вошел, то сразу увидел фотографию солдата, на голове у которого была знакомая каска с надписью СС. Под снимком не было подписи на английском, но я понял, что речь идет о латышских добровольцах, входивших в Легион. После посещения залов я подошел к книжному киоску, где увидел три книги с красивыми лицами на обложках - лицами добровольцев латышского легиона СС.
На следующий день я посетил Музей оккупации резкой антисоветсткой направленности. В комментариях к фотографиям и выставленным документам много говорится о добровольцах. Почему их называют добровольцами? Делается ссылка на советско-германский Пакт, подписанный в августе 1939 года, одним из пунктов которого была предусмотрена передача прибалтийских государств в советскую сферу влияния. За этим последовала оккупация в неподражаемой советской манере, в результате которой НКВД тут же принялась за работу и выслала тысячи мирных латышей в Сибирь. Это, конечно, не прибавило популярности всему советскому. Тем не менее, я без особых проблем могу принять подачу этих фактов, так как теперь мы знаем, что со зверствами нацистов могут сравниться лишь зверства коммунистов. Однако в Музее оккупаций часть, посвященная добровольцам, практически равна части, посвященной Холокосту. Две экспозиции находятся на соседних стенах. С одной стороны латышские патриоты в немецкой униформе и с оружием в руках, а напротив - фотографии и документы о геноциде латышских евреев. Ради приличия вспомнили о Шоа. Совсем немного. Я также мимоходом отметил, что 48 тысяч добровольцев попали в плен к советской стороне. Если к этой цифре прибавить количество убитых, раненых и пропавших без вести, то получается весомое число патриотов, которые боролись против СССР на стороне нацистской военной машины.
В экспозиции, посвященной Холокосту, мое внимание привлекло одно имя, и я приметил его, т.к. оно упоминалось в связи с массовыми убийствами и имело явно латышское звучание: Виктор Арайс (Viktor Arjs), командир зондеркоманды. Кем был этот Арайс и чем он занимался во время войны?
Я нашел объяснение этому в музее 'Евреи в Латвии'. Прежде всего, посетив этот музей, я испытал шок. Я вдруг понял, что некоторые фотографии, которые я прекрасно знал, не связывая их с какой-либо конкретной страной, были сделаны в Латвии. Например, эта ужасная фотография пяти женщин в нижнем белье: пожилой, вероятно бабушки, матери и трех дочерей, одна из которых еще маленькая, позирующих перед казнью, дрожащих от стыда, холода и ужаса, так как за ними виднеется множество тел уже убитых евреев, лежащих на земле (расправа в декабре 1941 в дюнах Скеде). Серия других фотографий мне также прекрасно известна: на них видны люди в кепках в кузове грузовика, затем они быстро спускаются и бегут к общей яме, где один за другим получают пулю в затылок. Еще более ужасают фотографии избиения евреев в Риге латышскими гражданскими лицами и, в довершение всего, фотографии евреев, которых ведут под военным эскортом. Кто же эти охранники? Латышские гражданские лица! Когда это происходит? Второго июля 1941! Десять дней спустя после начала войны на восточном фронте! Потрясающе!
Что же касается роли Виктора Арайса, то я нашел ей объяснение в книге, купленной в музее 'Евреи в Латвии' ('Уничтожение евреев в Латвии. 1941-1945. Цикл лекций'. Под общей редакцией раввина Менахема Баркагана. Издательство 'Общество Шамир', Рига, Латвия). Согласно тексту лекции, написанной Мириам Залманович, на совести этого человека, возглавлявшего 'карательного отряда Арайса', смерть 30 тысяч евреев, а также участие в расправе над 60 тысячами мужчин, женщин и детей в Латвии и других странах. И, что еще более примечательно, в фотоприложении к этому историческому исследованию представлен антисемитский памфлет 'Ужасный год', первоначально опубликованный в Латвии в 1942 году и 'переизданный в 1998 году на латышском языке и в 2003 году на английском и русском языках усилиями современных сторонников этого изначально антисемитского движения!'
Зачем так волноваться из-за старой истории? Да дело в том, что Латвия сейчас является членом Европейского сообщества. И я полагаю, что если страна вступила в Европейский Союз, то она обязана уважать ценности, составляющие само основание нашего Союза. СС все-таки были объявлены преступной организацией во время Нюрнбергского процесса 1945-1946 гг. И если я могу допустить, чтобы фотографии и документы, связанные с войной выставлялись в дидактических или исторических целях, как в Германии, я категорически против идеи восхваления представителей СС, активно и варварски участвовавших в нацистских зверствах.
Вообразимо ли, чтобы наш Музей армии выставил фотографии Дегреля (Леон Дегрель (Léon Degrelle) - предводитель бельгийских нацистов в годы Второй мировой войны, - прим. пер.) и валлонских и фламандских предателей, вступивших в ряды СС?
Добавил бы, что покрываюсь сыпью, когда вижу современный хорватский флаг с гербом в красно-белую клетку. Герб и символ, которые использовало фашистское движение усташей Анте Павелича (Ante Pavelic) в Югославии во время Второй мировой войны, кровавое движение, обвиняемое в убийстве сотен тысяч евреев, сербов и мусульман.
Долг памяти должен быть отдан жертвам нацизма, но нам также необходимо быть бдительными в том, что касается защиты основных прав и ценностей нашего Европейского союза. Пусть каждая страна, имеет право на свободу мысли, пусть она пишет свою историю по-своему, согласен. Пусть Латвия беспощадно обвиняет СССР, не вижу в этом ничего предосудительного, это соответствует моему пониманию того, чем был СССР во времена Сталина и его политических потомков.
Но то, что в некоторых странах в настоящее время все еще уважительно относятся к тем, кто прямо или косвенно содействовал массовому уничтожению евреев, военнопленных и гражданских лиц, и то, что их символы выставляются напоказ, несовместимо с моим видением Европейского союза и ценностей, которые он проповедует и защищает.
Латвийская Рига - замечательный город. Самопровозглашенная всемирная столица ар нуво, без сомнения, заслуживает это почетное звание. Об этом свидетельствуют целые улицы, застроенные в этом архитектурном стиле. Но когда мы осматриваем красоты страны, необходимо также поинтересоваться, принимает ли эта страна свое историческое прошлое, свои прошлые ошибки.
Первая попытка сделать это - Музей войны. Меня сразу привлекают залы, посвященные Второй мировой войне, поскольку я серьезно интересуюсь историей нацистской военной машины. Когда я туда вошел, то сразу увидел фотографию солдата, на голове у которого была знакомая каска с надписью СС. Под снимком не было подписи на английском, но я понял, что речь идет о латышских добровольцах, входивших в Легион. После посещения залов я подошел к книжному киоску, где увидел три книги с красивыми лицами на обложках - лицами добровольцев латышского легиона СС.
На следующий день я посетил Музей оккупации резкой антисоветсткой направленности. В комментариях к фотографиям и выставленным документам много говорится о добровольцах. Почему их называют добровольцами? Делается ссылка на советско-германский Пакт, подписанный в августе 1939 года, одним из пунктов которого была предусмотрена передача прибалтийских государств в советскую сферу влияния. За этим последовала оккупация в неподражаемой советской манере, в результате которой НКВД тут же принялась за работу и выслала тысячи мирных латышей в Сибирь. Это, конечно, не прибавило популярности всему советскому. Тем не менее, я без особых проблем могу принять подачу этих фактов, так как теперь мы знаем, что со зверствами нацистов могут сравниться лишь зверства коммунистов. Однако в Музее оккупаций часть, посвященная добровольцам, практически равна части, посвященной Холокосту. Две экспозиции находятся на соседних стенах. С одной стороны латышские патриоты в немецкой униформе и с оружием в руках, а напротив - фотографии и документы о геноциде латышских евреев. Ради приличия вспомнили о Шоа. Совсем немного. Я также мимоходом отметил, что 48 тысяч добровольцев попали в плен к советской стороне. Если к этой цифре прибавить количество убитых, раненых и пропавших без вести, то получается весомое число патриотов, которые боролись против СССР на стороне нацистской военной машины.
В экспозиции, посвященной Холокосту, мое внимание привлекло одно имя, и я приметил его, т.к. оно упоминалось в связи с массовыми убийствами и имело явно латышское звучание: Виктор Арайс (Viktor Arjs), командир зондеркоманды. Кем был этот Арайс и чем он занимался во время войны?
Я нашел объяснение этому в музее 'Евреи в Латвии'. Прежде всего, посетив этот музей, я испытал шок. Я вдруг понял, что некоторые фотографии, которые я прекрасно знал, не связывая их с какой-либо конкретной страной, были сделаны в Латвии. Например, эта ужасная фотография пяти женщин в нижнем белье: пожилой, вероятно бабушки, матери и трех дочерей, одна из которых еще маленькая, позирующих перед казнью, дрожащих от стыда, холода и ужаса, так как за ними виднеется множество тел уже убитых евреев, лежащих на земле (расправа в декабре 1941 в дюнах Скеде). Серия других фотографий мне также прекрасно известна: на них видны люди в кепках в кузове грузовика, затем они быстро спускаются и бегут к общей яме, где один за другим получают пулю в затылок. Еще более ужасают фотографии избиения евреев в Риге латышскими гражданскими лицами и, в довершение всего, фотографии евреев, которых ведут под военным эскортом. Кто же эти охранники? Латышские гражданские лица! Когда это происходит? Второго июля 1941! Десять дней спустя после начала войны на восточном фронте! Потрясающе!
Что же касается роли Виктора Арайса, то я нашел ей объяснение в книге, купленной в музее 'Евреи в Латвии' ('Уничтожение евреев в Латвии. 1941-1945. Цикл лекций'. Под общей редакцией раввина Менахема Баркагана. Издательство 'Общество Шамир', Рига, Латвия). Согласно тексту лекции, написанной Мириам Залманович, на совести этого человека, возглавлявшего 'карательного отряда Арайса', смерть 30 тысяч евреев, а также участие в расправе над 60 тысячами мужчин, женщин и детей в Латвии и других странах. И, что еще более примечательно, в фотоприложении к этому историческому исследованию представлен антисемитский памфлет 'Ужасный год', первоначально опубликованный в Латвии в 1942 году и 'переизданный в 1998 году на латышском языке и в 2003 году на английском и русском языках усилиями современных сторонников этого изначально антисемитского движения!'
Зачем так волноваться из-за старой истории? Да дело в том, что Латвия сейчас является членом Европейского сообщества. И я полагаю, что если страна вступила в Европейский Союз, то она обязана уважать ценности, составляющие само основание нашего Союза. СС все-таки были объявлены преступной организацией во время Нюрнбергского процесса 1945-1946 гг. И если я могу допустить, чтобы фотографии и документы, связанные с войной выставлялись в дидактических или исторических целях, как в Германии, я категорически против идеи восхваления представителей СС, активно и варварски участвовавших в нацистских зверствах.
Вообразимо ли, чтобы наш Музей армии выставил фотографии Дегреля (Леон Дегрель (Léon Degrelle) - предводитель бельгийских нацистов в годы Второй мировой войны, - прим. пер.) и валлонских и фламандских предателей, вступивших в ряды СС?
Добавил бы, что покрываюсь сыпью, когда вижу современный хорватский флаг с гербом в красно-белую клетку. Герб и символ, которые использовало фашистское движение усташей Анте Павелича (Ante Pavelic) в Югославии во время Второй мировой войны, кровавое движение, обвиняемое в убийстве сотен тысяч евреев, сербов и мусульман.
Долг памяти должен быть отдан жертвам нацизма, но нам также необходимо быть бдительными в том, что касается защиты основных прав и ценностей нашего Европейского союза. Пусть каждая страна, имеет право на свободу мысли, пусть она пишет свою историю по-своему, согласен. Пусть Латвия беспощадно обвиняет СССР, не вижу в этом ничего предосудительного, это соответствует моему пониманию того, чем был СССР во времена Сталина и его политических потомков.
Но то, что в некоторых странах в настоящее время все еще уважительно относятся к тем, кто прямо или косвенно содействовал массовому уничтожению евреев, военнопленных и гражданских лиц, и то, что их символы выставляются напоказ, несовместимо с моим видением Европейского союза и ценностей, которые он проповедует и защищает.