703

Действия России по отношению к Эстонии - враждебные и клеветнические

Полный текст доклада Полиции безопасности Эстонии.

В апреле 2009 года эстонская полиция безопасности (КаПо) опубликовала ежегодный доклад о своей деятельности за 2008 год и оценку угроз национальной безопасности. Доклад был представлен ограниченному кругу лиц и был издан на эстонском и на английском языке.

ИА REGNUM Новости публикует полностью текст доклада, переведенный с англоязычного экземпляра данного отчёта

Департамент Полиции безопасности. Ежегодник 2008
Уважаемый читатель!
В 2008 году исполнилось пятнадцать лет с момента воссоздания Полиции безопасности как самостоятельного ведомства. Помимо этой памятной даты, в прошедшем году произошли важные изменения в руководстве Полиции безопасности: по истечении срока службы оставил свой пост генеральный директор Алдис Алус, а также ушел на пенсию его заместитель Фатислав Кейвсар, который работал в Полиции безопасности с момента ее воссоздания. Без большого вклада бывших руководителей и стоявших у истоков ветеранов наш департамент, конечно, не был бы тем, чем он является в настоящее время: сильной и профессиональной, обладающей опытом и традициями специальной службой, обеспечивающей государственную безопасность и общественный порядок демократического правого государства. Спецслужбой, которой принадлежит важная роль в обеспечении безопасности как в Эстонии, Европейском союзе, так и в НАТО.

Основные задачи Полиции безопасности на протяжении лет остаются неизменными: обеспечение конституционного порядка и территориальной целостности Эстонской Республики; предупреждение и препятствование направленной против государства разведывательной деятельности; охрана государственной тайны; антитеррористическая борьба; разоблачение возможных коррупционных действий высших государственных чиновников и служащих местных самоуправлений; раскрытие военных преступлений и преступлений против человечности, совершенных на территории Эстонии во время Второй мировой войны и в последующие годы; в предусмотренном законодательством случаях, проведение предварительного (досудебного) расследования преступлений и внесудебное рассмотрение административных правонарушений.

Основой политики безопасности Эстонии является вытекающая из конституции Эстонской Республики задача по обеспечению всеми внутри- и внешнеполитическими средствами устойчивости демократического эстонского государства. Именно во имя этого мы и делаем свою повседневную работу.

Статус учреждения безопасности государства, являющегося членом Европейского союза и НАТО, возлагает на нас большую ответственность по предупреждению и препятствованию атакам, направленным не только против Эстонской Республики, но также и против интересов наших партнеров. Опыт и навыки деятельности, приобретенные в течение предыдущих пятнадцати лет, позволяют нам, при выполнении этих задач, с оптимизмом смотреть в будущее. Хорошим примером профессионализма Департамента стало разоблачение в 2008 году шпионской деятельности Хермана Симма. Этот случай явно войдет в историю разведки. Выявление и предание суду государственного изменника для спецслужб любого государства является в высшей степени сложной задачей. Особенно теперь, когда, благодаря техническому развитию, в ставшем компактном мире можно легко заметать следы и конспирироваться. Этот случай (Хермана Симма) является наиболее убедительным свидетельством качества нашей работы, что не осталось незамеченным и нашими партнерскими службами.

Случай Х.Симма со всей очевидностью показал важность охраны государственных тайн. С присоединением Эстонии к международным организациям существенно увеличились как объем государственных тайн, так и численность лиц, имеющих к ним доступ. Мы считаем особенно важным координацию совместных усилий всех государственных учреждений по охране государственных тайн, и мы готовы поделиться своими знаниями и навыками в этой области. Мы также готовы к сотрудничеству и с частными предпринимателями, которые зачастую не осознают угрозы, исходящие от промышленного шпионажа. В соответствии с законом об организации оборонных сил, в 2009 году заметно расширилась сфера деятельности Полиции безопасности по защите государственных тайн: на нас возложен контроль за безопасностью и в вооруженных силах.

При защите конституционного порядка приоритетом Департамента было и остается отведение угроз, исходящих от русских национал-экстремистов, а также от действий России, направленных на нагнетание напряженности в отношениях между здешними национальностями.

Что касается борьбы с коррупцией, то здесь наибольшее внимание общественности привлекли уголовные дела, возбужденные против высокопоставленных чиновников нескольких крупных местных самоуправлений. К сожалению, борьба с коррупцией повлекла за собой обвинения со стороны некоторых политиков в адрес правоохранительных органов, которые обвиняются ими в неких политических предпочтениях и в выполнении чьего-то заказа. Подтверждаю еще раз: Полиция безопасности и другие правоохранительные органы выполняют возложенные на них законодательством задачи в строгом соответствии с действующими законами. При расследовании уголовных дел, ни один закон не устанавливает в отношении партий или их членов никаких квот или норм и не содержит никаких прочих различий. Цель выдвижения подобных безосновательных обвинений абсолютно ясна - это введение официального запрета на возбуждение и ведение уголовных дел против членов партий, что, по сути, направлено против принципа равного обращение и против правового государства. Наша позиция состоит в том, что коррупция - это раковая опухоль, оказывающая в длительной перспективе разрушительное воздействие на государственную безопасность. При устранении этой опухоли нельзя идти на уступки.

Хотя в Эстонии угроза терроризма по-прежнему незначительна и мы находимся в одном из наименее подверженных этой опасности регионе Европейского союза, тем не менее мы не можем позволить себе уделять меньше внимания угрозам, исходящим от всевозможных экстремистских движений. Эстония все же не отделима от остального мира и как спецслужба мы должны быть в курсе происходящих вокруг нас событий, оценивать вероятные риски и угрозы и, при необходимости, нейтрализовать их. Антитеррористические превентивные меры и готовность действовать в случае опасности проведения террористических актов была и остается приоритетной сферой деятельности Полиции безопасности.

Что касается работы, проделанной по уменьшению угроз, исходящих от незаконного оборота взрывчатых устройств, веществ и материалов, то с удовлетворением констатирую, что в 2008 году в Эстонии не произошло ни одного взрыва со смертельным исходом. Безусловно, в этом достижении свою важную роль сыграла впервые организованная кампания "Сообщи о взрывчатых материалах", проведенная в сотрудничестве со Спасательным департаментом и Государственной прокуратурой. Эта кампания дала возможность всем людям, не опасаясь наказания, добровольно сдать находившиеся у них взрывчатые материалы. Мы планируем проведение аналогичной кампании и в 2009 году.

2008 год войдет в историю как год, в котором произошло несколько важных событий, прежде всего, с точки зрения их влияния на будущее, среди которых начало мирового экономического кризиса. Полный объем последствий кризиса в мире и в эстонском государстве никто сейчас не может точно предвидеть. Однако исторический опыт свидетельствует, что в трудных экономических условиях ситуация с внутренней безопасностью, как правило, становится более сложной. Это возлагает на Полицию безопасности еще большую ответственность. Конечно, безопасность - это не такая вещь, которую можно бы создать окончательно за короткое время. Речь идет о комплексе проблем, успешное решение которых предполагает сотрудничество между всеми государственными учреждениями и всестороннюю поддержку граждан Эстонии. Было бы лучше, если бы каждый гражданин Эстонии осознавал, что безопасность государства, как и каждого отдельного человека, можно создать и гарантировать сообща. Спокойствие и безопасность часто не замечают, считая их само собой разумеющимися явлениями. Непрерывная и объемная работа, проделываемая для достижения подобного положения, в большинстве случаев для обычного гражданина остается незаметной или же скрытой под покровом государственной тайны. Но, безусловно, не останутся незамеченными отсутствие безопасности и обусловленное этим ухудшение жизненной среды.

В заключение от имени Полиции безопасности хотел бы поблагодарить всех наших партнеров по сотрудничеству в Эстонии и за рубежом, всех законопослушных и благоразумных людей Эстонии. Желаю всем мудрости и спокойствия в ближайшие годы при решении сложных проблем, стоящих перед нами.

С пожеланиями интересного чтения и приятного сотрудничества, Райво Аэг генеральный директор Полиции безопасности

Сотрудничество и связи с общественностью
2008 год прошел для коллектива Департамента под знаком юбилея. 18 июня исполнилось пятнадцать лет с момента воссоздания Полиции безопасности как самостоятельного ведомства. Торжественное собрание, посвященное этому событию, прошедшее в главном здании исторической мызы Маарду, в котором приняли участие многочисленные коллеги и партнеры по сотрудничеству, безусловно, надолго останется в памяти.
Следуя доброй традиции, 12 ноября 2008 года на торжественном собрании по случаю Дня полиции и Полиция безопасности отметила добрыми словами и подарками двух государственных служащих, чей личный вклад и поддержка способствовали улучшению сотрудничества между ведомствами и успешному обеспечению государственного правопорядка. В соответствии с приказом министра внутренних дел, именным оружием был награжден начальник юго-восточного пограничного района лейтенант-полковник пограничной службы Тыну Рейнуп. В соответствии с приказом генерального директора Полиции безопасности, знак за заслуги был вручен канцлеру Министерства обороны Лаури Альманну, ушедшему с этой должности.

С точки зрения функционирования государства управление в условиях кризиса является одной из очень важных сфер, где без профессионального, гладкого и доверительного сотрудничества между специальными ведомствами нельзя достичь успеха. Для того, чтобы как в государственных структурах, так и на частно-правовых предприятиях была бы все время гарантирована как физическая готовность, так и материально-техническая база для действий в условиях кризиса, там регулярно необходимо проводить соответствующие тематические занятия и совместные учения. Одна из причин этой необходимости, конечно, состоит в том, что в течение нескольких лет в каждой организации происходят изменения в составе персонала, когда обученных и компетентных людей заменяют новые, неопытные сотрудники. Заслуживают упоминания некоторые важные совместные учения, проводившиеся в 2008 году.

17-20 марта 2008 года, в рамках антитеррористических учений, спецподразделение Департамента Полиции безопасности в сотрудничестве с "командой К" на аэродроме Таллинского аэропорта отрабатывали методы проникновения в пассажирский самолет "Estonian Air", захваченный террористами, освобождения пассажиров и задержания террористов. Хотя Эстония по-прежнему остается одним из наименее подверженных угрозе терроризма государств Европы, но ситуация в любой момент может измениться, поскольку захват пассажирских самолетов был и остается одной из привлекательных для террористов целей по причине широкого освещения в СМИ подобных случаев.

19 ноября 2008 года Департамент Полиции безопасности участвовал в совместных учениях "Излучение 2008", проводившихся на пограничном пункте Койдула, расположенном на восточной границе. В ходе этих учений проверялась готовность и отрабатывались действия различных ведомств в случае попытки незаконного провоза через границу источника радиоактивного излучения.

Также Департамент Полиции безопасности 16 и 22 декабря 2008 года участвовал в учениях по урегулированию кризиса, проводившихся Министерством обороны для различных ведомств.

По сравнению с предыдущими годами, в 2008 году заметно возрос интерес к деятельности Департамента Полиции безопасности со стороны общественности и особенно средств массовой информации. Причиной этого, прежде всего, стали: разоблачение государственной измены, совершенной Херманом Симмом, получившее очень оживленное и эмоциональное освещение; уголовные дела, возбужденные в отношении высокопоставленных чиновников нескольких местных самоуправлений, а также несколько начавшихся или продолжавшихся судебных процессов. Как и ожидалось, случай Х.Симма вызвал огромный интерес и международных СМИ. Приятно констатировать, что как местные, так и зарубежные журналисты освещали события, связанные с деятельностью Полиции безопасности, преимущественно, объективно и нейтрально.

С негативной стороны стоит отметить легковерие и недостаточно критическое отношение к источникам новостей со стороны некоторых журналистов и изданий. Это особенно ярко проявилось в использовании без проверки и распространении лже-новости о "хуторе Эстонской ССР". Стратеги анти-эстонской информационной войны в своих хорошо замаскированных акциях воздействия делают ставку именно на такие легковерие и наивность. На примере лже-новости, о которой идет речь, в сентябре 2008 года у людей Эстонии появилась возможность собственными глазами увидеть и ощутить на своей шкуре, как в действительности осуществляется психологическое воздействие на массы - как пропаганда может нас устрашать, приводить в возбуждение и провоцировать.


Контрразведка
Разведкой называется сбор и анализ секретной или трудно доступной информации, а в широком значении - также просто скрытный сбор информации. Для этого большинство разведывательных служб используют, в основном, своих сотрудников, то есть офицеров разведки, работающих под всевозможным прикрытием. Обычно таким прикрытием является статус дипломата зарубежного представительства государства, но это не единственная возможность. Многие государства используют т.н. "нетрадиционное" прикрытие, когда офицеры разведки действуют под прикрытием бизнесмена, ученого или журналиста. Кроме того, многие разведывательные службы занимаются сбором информации с помощью технических средств.
Контрразведкой называется предупреждение и препятствование разведывательной деятельности, направленной против государства. Сюда же входит и охрана государственных тайн. Проще говоря, целью контрразведки является раскрытие, нейтрализация и, в случае необходимости, пресечение на своей территории деятельности спецслужб зарубежных государств. Важнейшей задачей контрразведки является выявление лиц, имеющих контакты со спецслужбами зарубежных государств и собирающих, по их заданию, информацию. Собираемая информация не ограничивается исключительно данными, признанными государственной тайной, но также охватывает данные, предназначенные для внутреннего пользования в данном учреждении, а также деликатные данные, касающиеся, например, личной жизни конкретного лица.

В каждом государстве есть свои спецслужбы - разведывательные службы (разделенные в большинстве случаев, исходя из специфики, на гражданскую и военную разведки) и служба контрразведки. Традиционно служба контрразведки занимается обеспечением внутренней безопасности государства и сбором необходимой для выполнения этой задачи информации. Типичные сферы деятельности - это контрразведка, антитеррористическая борьба, обеспечение конституционного порядка (борьба с политическим экстремизмом), пролиферация, а также борьба с коррупцией и преступностью, охрана важных лиц и т.д. У службы контрразведки значительно более широкий выбор средств для сбора информации, чем у разведывательной службы. Причина, естественно, кроется в том обстоятельстве, что служба контрразведки все время действует без риска на своей территории, максимально используя преимущества государственного аппарата (контроль государственной границы, сотрудничество между ведомствами, различные базы данных и т.д.).

В Эстонской Республике спецслужбы называются учреждениями безопасности. В соответствии с положениями закона об учреждениях безопасности, целью как Департамента Полиции безопасности (контрразведка), так и Департамента информации (разведка) является обеспечение конституционного порядка государства невоенными превентивными средствами, выработка политики безопасности, сбор и обработка информации, необходимой для государственной обороны. Учитывая геополитическое расположение Эстонии, контрразведка означает для Эстонии, прежде всего, предупреждение, раскрытие и воспрепятствование разведывательной деятельности и действиям воздействия со стороны России. Случай предательства Хермана Симма еще раз ясно показал, что эту работу мы не можем проводить без партнеров по сотрудничеству.

В 2008 году деятельность спецслужб России (СВР, ГРУ, ФСБ) против Эстонии по-прежнему была активной. Поскольку Россия, собственно говоря, все время рассматривала НАТО и государства (в том числе и Эстонию), являющиеся его членами, как источник потенциальной угрозы, то, естественно, Россия старалась постоянно быть, по возможности, хорошо информированной о данной военной организации. Этим, в свою очередь, обусловлен большой интерес российских спецслужб к происходящему в эстонском обществе. Для Службы внешней разведки (СВР) и Главного разведывательного управления (ГРУ) генерального штаба ВС России интерес представляют очень многие сферы: внутренняя и внешняя политика, политика безопасности, оборонная, экономическая, национальная, научная и образовательная политика, а также экономическая и энергетическая безопасность. Необходимо постоянно помнить, что Россия восстановила свои великодержавные амбиции и не хочет смириться со многими внутренне- и внешнеполитическими выборами Эстонской Республики. Для того, чтобы воспрепятствовать осуществлению этих выборов, сделанных Эстонией, провалить их или изменить в благоприятном для себя направлении, и нуждается Россия постоянно в очень качественной и свежей разведывательной и фоновой информации практически обо всем. Подобную информацию должны поставлять руководству России сильные и с многочисленным штатом сотрудников спецслужбы, которые не жалеют ни денег, ни других ресурсов для выполнения поставленных перед ними задач.

Разоблачение контрразведкой осенью 2008 года предательства Хермана Симма, продолжавшегося годы, наглядно продемонстрировало чрезвычайный интерес внешней разведки России ко все равно каким ведомствам или организациям Запада. Данные об оборонной политике и политике безопасности, полученные от Х.Симма, можно было использовать в дипломатической деятельности, противостоявшей расширению НАТО, а также для успешного усиления обороноспособности российского государства в противостоянии с НАТО. Предательство Х.Симма нанесло ущерб обороноспособности НАТО и Эстонии. Возмещение этого ущерба в ближайшие годы потребует времени и денег. Поскольку секретные данные, касающиеся военных структур Эстонии, в определенной части оказались раскрытыми и утратили свою действенность, то, исходя из этого, необходимо провести определенные принципиальные изменения в сфере внутренней безопасности. Реорганизация системы безопасности и повышение эффективности контрразведки осложняет то обстоятельство, что не всегда можно брать в расчет исключительно отражение конвенциональной угрозы.

В 2008 году событием во внешней политике России, вызвавшим наибольший резонанс, конечно, можно считать вооруженный конфликт с Грузией. Прямая агрессия против суверенного соседнего государства, совершенная во время проведения Олимпийских игр, существенно изменила ситуацию безопасности во всех странах, являющихся ближайшими соседями России, поскольку во внешнеполитическом арсенале России вновь появилась реальная вооруженная атака против своего соседнего государства. Во время грузинского конфликта Полиция безопасности, как контрразведывательная служба, зафиксировала заметную активизацию российских спецслужб в Эстонии. Например, СВР живо интересовалась действиями Эстонии по оказанию помощи Грузии, а также реакцией Эстонии и ее партнеров на опустошительное вторжение России в Грузию.

Из других сфер, представлявших в 2008 году повышенный интерес для разведки России, можно назвать подготовку к прокладке в Финском заливе газопровода Nord Stream, проект Балтийской атомной электростанции и в целом вопросы энергетической безопасности Эстонии.

Третья и крупнейшая российская спецслужба - Федеральная служба безопасности (ФСБ) - в 2008 году расширила свою деятельность в Европе, прежде всего, путем направления своих официальных представителей во все большее количество государств. Еще в 2007 году руководитель ФСБ Николай Патрушев в одном интервью сказал, что хотя возглавляемое им ведомство представлено в 34-х зарубежных государствах, желательно еще более поднять значимость международного сотрудничества. ФСБ играет ведущую роль в анти-эстонской подрывной деятельности, поскольку у нее разработана четкая стратегия, как нанести вред эстонскому государству и расколоть общество Эстонии. Деятельность по воздействию, осуществлявшаяся через общины местных национальных меньшинств, как и попытки воздействия на внутреннюю политику Эстонии наиболее бросались в глаза, представляя собой наибольшую угрозу, исходившую извне. В 2008 году деятельность по воздействию со стороны России характеризовалась как враждебной и клеветнической кампанией, так и применением активных методов.

0