639

Унионист-перевертыш

Номер один Либеральной партии открещивается от своих правых воззрений. Куда же он денет всё то, что наговорил и сделал?
Спустя две недели после заявленной даты заинтересованные люди всё же дождались ответов Дорина Киртоакэ на вопросы интернет-пользователей, размещенных на российском портале Lenta.ru. Политическая мимикрия племянника Гимпу поражает. Из его слов можно сделать вывод, что он больше не унионист, больше не считает молдаван румынами, что он друг России и ярый защитник молдавской государственности. Одновременно Киртоакэ поспешил опровергнуть свои связи с румынским неофашистским движением «Новые правые», прокомментировав пресс-конференцию в штабе ПКРМ Григория Петренко, который обвинил примара в правом экстремизме. Как это понимать? Неужели перед нами совершенно другой политик, а не всем известный Дорин Киртоакэ?

Ответов Киртоакэ для Lenta.ru многие ждали с нетерпением. В первую очередь, потому что большая часть людей, пожелавших задать вопрос Киртоакэ, поставила свои вопросы ребром, вынудив тем самым Киртоакэ прямым текстом описать своё политическое кредо. Людей интересовало то, как себе представляет Киртоакэ будущее Молдавского государства, и его отношение к этнониму «молдаванин». Спросили примара и о его отношении к России и, конечно, к Румынии. О кишинёвских бешеных собаках и связях с румынскими неонацистами. Но перейти от полутонов и намёков к откровенному объявлению себя унионистом и националистом Киртоакэ не смог. Вместо этого своими ответами он изобразил некий довольно безличный и постный, но в целом благостный образ среднестатистического политика-демократа.
Киртоакэ предпочёл обойти все острые вопросы. Так, к примеру, он проигнорировал вопрос о том, что он делал на шествии в Яссах «Новых правых» — современных румынских легионеров. «Не заметил» и ряд других вопросов, не менее интересующих граждан Молдовы. Но обойти своим вниманием главный вопрос, заданный на все лады, Киртоакэ не мог — вопрос о молдавской государственности. И что же? Глазом не моргнув, Киртоакэ сообщил, что высшей ценностью для него является Конституция, а значит, территориальная целостность, суверенитет и независимость Молдовы! «Это опять-таки выдумки и искусственные угрозы Коммунистической партии, потому что за неимением аргументов касательно того, как изменить жизнь граждан в Молдове к лучшему, они начинают таким образом угрожать… На самом деле, программа оппозиционных партий чёткая, она состоит в том, чтобы обеспечить стабильность и независимость Республики Молдова. В том, чтобы, конечно же, обеспечить государственность Республики Молдова, решить приднестровскую проблему и добиться евроинтеграции». Конец цитаты.
А вот что неоднократно заявлял Дорин Киртоакэ ранее. Вручая горшок с молдавской землей президенту Румынии Траяну Бэсеску, он сказал: «Румыния — это моя страна. Я передаю вам (президенту Румынии Траяну Бэсеску) эту вазу с румынской землей из Бессарабии. Надеюсь, что сегодняшний день станет знаком на будущее. Если мы все будем вместе над объединением работать, то оно может случиться в ближайшие месяцы». Конец цитаты.
Или вот ещё. Выступая в Яссах на мероприятиях, посвящённых 150-й годовщине объединения княжеств Молдова и Цара Ромыняскэ в одно государство, Киртоакэ заявил: «Первое: всем румынам за пределами Румынии должно быть предоставлено румынское гражданство, в особенности это касается румын Юга Бессарабии и севера Буковины… Истина едина в Яссах, в Кишиневе, в Бухаресте, в Брюсселе. Да здравствует Румыния!»

Вручая горшок с молдавской землей президенту Румынии Траяну Бэсеску, он сказал: «Румыния — это моя страна. Я передаю вам (президенту Румынии Траяну Бэсеску) эту вазу с румынской землей из Бессарабии. Надеюсь, что сегодняшний день станет знаком на будущее. Если мы все будем вместе над объединением работать, то оно может случиться в ближайшие месяцы».

Мало? Пожалуйста! «Свежий ветер из Бухареста» — так озаглавила интервью с Дорином Киртоакэ, примаром Кишинёва, газета Evenimentul Zilei. В заголовок газета вынесла слова примара. «Что нового принесли вы в политику?» — спросил корреспондент. «Свежий воздух», — ответил Киртоакэ. «Откуда?» — пасует интервьюер вопрос Киртоакэ. «Из Румынии. Из Европейского союза, если быть точным».
Вот ещё одно его высказывание, на этот раз в городе Сучава во время встречи с молдавскими студентами, обучающимися в Румынии. Одна из местных газет растиражировала тогда слова Киртоакэ: «27 марта 2009 года в Кишинёве будет отпразднован День объединения Бессарабии с Родиной-матерью!»
На похоронах поэта Григоре Виеру Киртоакэ говорит: «Траур в Бессарабии будет длиться до тех пор, пока не будет реализован идеал Виеру — объединение Бессарабии с Румынией». И так далее, и тому подобное. Цитировать Киртоакэ на эту тему можно до бесконечности. Заявлять после всего вышесказанного о том, что его цель, равно как и цель всех оппозиционных либеральных партий, в построении независимого Молдавского государства, просто несерьёзно. В этом смысле над примаром Кишинёва потешается даже «Википедия», которая определяет его как политика, выступающего за объединение Молдовы и Румынии.
Смешна и попытка Киртоакэ показаться «европейцем» в языковом вопросе. Вот что заявил на эту тему кишинёвский примар для Lenta.ru: «В нашем понимании вопрос языков в Республике Молдова и во всех других государствах должен решаться при соблюдении европейских стандартов, существующих в этой области. Есть чёткие стандарты — если 20% населения определённого населённого пункта говорит на языке, отличном от государственного, то в этом населённом пункте администрация должна владеть этим языком и документы должны выпускаться на языке именно этого национального меньшинства. Что касается республиканского уровня, здесь, если смотреть по меньшинствам, первое меньшинство — украинское (у нас где-то 12–14% украинцев), потом 8–10% — это русские, после этого уже идут другие национальности. Нужно смотреть и решать вопрос, исходя из этнической структуры страны. Будем придерживаться европейских стандартов. Что касается муниципия Кишинёв, то здесь у нас действует и румынский, и русский язык в одинаковом соотношении, эти языки действуют параллельно: когда к администрации обращаются на русском — отвечают на русском, когда на румынском — отвечают на румынском». Конец цитаты.
На это можно напомнить лишь то, что Киртоакэ в своё время состоял активным членом, даже одним из лидеров печально знаменитой организации CAIRO (Объединение выпускников румынских и других зарубежных вузов), выступавшей против «чрезмерного употребления», а фактически — за полное искоренение русского языка на радио и в наружной рекламе. 9 радиостанций тогда были атакованы Киртоакэ и его организацией в судах по этому поводу.
Вот это перевоплощение! Неужели Киртоакэ, заявивший во время выступления перед студентами, что государственность Республики Молдова — это временный этап, что рано или поздно Молдова окажется в составе Румынии, — это мираж?
Неужели Киртоакэ, который привёз Бэсеску горшок молдавской земли, — это галлюцинация?
Неужели Киртоакэ, который прошелся с «Новыми правыми» по Яссам в день празднования объединения принципатов, — это призрак больного сознания?
Может, галлюцинацией является и муниципальная газета «Капитала», ныне в подчинении Киртоакэ, которая публикует оды одному из самых зловещих фигур фашизма маршалу Антонеску, осуждённому международным сообществом, который отдал приказ румынам перейти Прут?
Извините, но в такие моментальные перерождения, в такую стремительную и кардинальную смену убеждений не поверит никто. Зря этим откровенным враньём Киртоакэ пытался склонить на свою сторону русскоязычных. Ему всё равно никто не поверит. Очевидно, кто-то из политтехнологов Либеральной партии решил «подкорректировать» имидж Киртоакэ среди русскоязычных избирателей Молдовы и российской общественности. Даже ценой того, что в Бухаресте за подобные заявления по головке не погладят. Но это довольно бессмысленная попытка.
Зато мало кого теперь уже переубедишь, что Киртоакэ — слабовольный человек, никудышный политик, который боится открыто высказывать свои убеждения. А заодно явно раздосадовал своих финансовых доноров, которым румынский перевод пресс-конференции Киртоакэ явно не понравится. Впрочем, что бы ни говорил Киртоакэ российским СМИ, он был и остается угрюмым унионистом. Так что Бухарест может спать спокойно.

0