Парад суверенитетов в России закончен
Конституционный суд РФ фактически подвел итоги борьбы с «парадом суверенитетов», которую начал в 2000 году Владимир Путин. Результаты, конечно, есть (достаточно вспомнить, что в то время до одной трети (!) законодательных актов регионов противоречили Конституции РФ и федеральному законодательству), но правовой сепаратизм не изжит и по сей день. И главные фигуранты длящегося уже 9 лет «дела о сепаратизме» – все те же национальные республики: прежде всего, Татарстан, Башкортостан, Тува и Якутия.
В своей Инструкции, разосланной главе российского правительства, руководству Госдумы, главам исполнительной, законодательной и судебной властей регионов, Конституционный суд призвал вышеупомянутые республики в кратчайшие сроки изъять из своих конституций положения о государственном суверенитете. Кроме того, КС указал на недопустимость наличия в конституциях Башкортостана, Кабардино-Балкарии, Коми, Тувы, Чечни, Бурятии, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов, Краснодарского края положения о народе этих регионов как высшем «источнике власти». Ну а Башкирия была удостоена чести получить еще и упрек в том, что в ее конституции до сих пор содержатся ссылки на Декларацию о государственном суверенитете республики, что противоречит позиции Конституционного суда.
«Не следует забывать уроки недавнего прошлого, когда наша страна столкнулась с острой проблемой преодоления процесса суверенизации регионов и восстановления суверенитета России в том виде, в каком он закреплен Конституцией Российской Федерации», – предупреждает документ КС. Тут Конституционный суд, правда, не удержался от похвалы в свой адрес, заявив, что в решении этой проблемы важнейшую роль сыграл как раз он. Ведь именно КС, говорится в Инструкции, принял «в 2000–2001 годах ряд решений, в которых интерпретировал вытекающие из Конституции и относящиеся к основам конституционного строя неделимость суверенитета России и конституционную (а не договорную) форму федерации.
Так, в Постановлении от 7 июня 2000 года № 10-П КС указал, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Там же указано, что «Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации».
Исходя из того, что «суверенитет Российской Федерации исключает существование двух уровней суверенных властей», «т. е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации», Конституционный суд пришел к выводу, что республики в составе Федерации (как и другие субъекты Федерации) «статуса суверенного государства не имеют и решить этот вопрос иначе в своих конституциях не могут». А потому они «не вправе наделить себя свойствами суверенного государства – даже при условии, что их суверенитет признавался бы ограниченным».
При этом КС подчеркнул, что недопустимостью закрепления в конституциях республик принципа суверенитета не затрагивается принадлежность республике всей полноты государственной власти, которой она – в силу ст. 73 Конституции РФ – обладает вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного (с данным регионом) ведения.
В Определении от 27 июня 2000 года № 92-О КС конкретизировал, что положения конституции республики, провозглашающие народ этой республики носителем суверенитета и источником (единственным источником) власти в республике и тем самым исключающие, что таким источником является многонациональный народ Российской Федерации, не соответствуют Конституции РФ.
В отношении гражданства субъекта Федерации Конституционный суд в Определении от 6 декабря 2001 года № 250-О пояснил, что «Конституция Российской Федерации не предусматривает гражданство республик либо других субъектов Российской Федерации и их правомочия в этой области, поскольку только суверенное государство правомочно законодательно определять, кто является его гражданами, признавая их тем самым полноправными субъектами права, обладающими всеми конституционными правами человека и гражданина».
В том же Определении КС указал, что сохранение в конституциях положения о республике как суверенном государстве (даже с оговоркой, что ее суверенитет выражается в обладании всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения) противоречит Конституции Российской Федерации.
Таким образом, еще в 2000–2001 гг. Конституционный суд дал принципиальную оценку противоправности «парада суверенитетов». И вот прошло столько времени, а КС вновь вынужден жаловаться властным структурам всех уровней и ветвей государственной власти. Высшая судебная власть страны приняла решение – а оно сепаратистами не выполняется.
«Вместе с тем приходится констатировать, – говорится в Инструкции КС, – что и по сей день в ряде субъектов Российской Федерации из текстов основных законов не исключены положения о суверенитете республик в составе Российской Федерации». Так, согласно ст. 1 Конституции Республики Саха (Якутия), «суверенитет республики означает меру ее самостоятельности в обеспечении своего экономического, социального и культурного развития и обладание ею всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия)».
Аналогичная формулировка содержится в ст. 1 Конституции Республики Татарстан). Положения о народе (многонациональном народе) субъекта Российской Федерации как источнике власти сохраняются в текстах конституций Башкортостана, Кабардино-Балкарии, Коми, Якутии, Тувы, Татарстана, Чечни, Бурятии, а также в уставах Краснодарского края, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономного округов.
В текстах конституций Татарстана и Тувы до сих пор сохраняются положения о гражданстве республики. В частности, ст. 21 Конституции Республики Татарстан закрепляет, что «Республика Татарстан имеет свое гражданство. Гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории Республики Татарстан, является гражданином Республики Татарстан. Гражданин Республики Татарстан одновременно является гражданином Российской Федерации». Аналогичная норма закреплена в ст. 4 Конституции Республики Тува.
Все эти нарушения единого российского правового поля и побудили КС систематизировать итоги 9-летней кампании по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным и обратиться в органы государственной власти субъектов Федерации и федеральных органов, уполномоченных осуществлять контроль и надзор за законностью в субъектах Российской Федерации, указывая на необходимость в кратчайшие сроки привести в соответствие с Конституцией РФ и решениями Конституционного суда основные региональные законы. Нельзя допускать ситуаций, говорится в документе КС, при которых субъекты Федерации «не принимают мер по устранению из правовой системы признанных противоречащими Конституции Российской Федерации положений своих нормативных правовых актов».
Ну а тем федеральным органам, к которым обращен этот призыв КС, судя по всему, надо довести дело борьбы с сепаратизмом до конца.
Справка KM.RU
«Парад суверенитетов» доходил до того, что многие регионы во время экономического кризиса перекрывали границы для вывоза продукции своих предприятий (если регион нуждался в этой продукции), или же, наоборот, препятствовали ввозу на свою территорию продукции из других регионов. Фантазия сепаратистов не знала пределов. Осенью 1999 года Башкирия отказалась платить в федеральный бюджет подоходный налог, хотя по бюджетному законодательству РФ обязана была это исправно делать. Правительство Башкирии мотивировало отказ тем, что с 1994 года взаимоотношения республики с федеральным бюджетом, мол, основываются на ежегодных соглашениях между правительствами РФ и Башкирии. А соглашение на 1999 год к тому времени якобы не было пролонгировано.
В своей Инструкции, разосланной главе российского правительства, руководству Госдумы, главам исполнительной, законодательной и судебной властей регионов, Конституционный суд призвал вышеупомянутые республики в кратчайшие сроки изъять из своих конституций положения о государственном суверенитете. Кроме того, КС указал на недопустимость наличия в конституциях Башкортостана, Кабардино-Балкарии, Коми, Тувы, Чечни, Бурятии, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов, Краснодарского края положения о народе этих регионов как высшем «источнике власти». Ну а Башкирия была удостоена чести получить еще и упрек в том, что в ее конституции до сих пор содержатся ссылки на Декларацию о государственном суверенитете республики, что противоречит позиции Конституционного суда.
«Не следует забывать уроки недавнего прошлого, когда наша страна столкнулась с острой проблемой преодоления процесса суверенизации регионов и восстановления суверенитета России в том виде, в каком он закреплен Конституцией Российской Федерации», – предупреждает документ КС. Тут Конституционный суд, правда, не удержался от похвалы в свой адрес, заявив, что в решении этой проблемы важнейшую роль сыграл как раз он. Ведь именно КС, говорится в Инструкции, принял «в 2000–2001 годах ряд решений, в которых интерпретировал вытекающие из Конституции и относящиеся к основам конституционного строя неделимость суверенитета России и конституционную (а не договорную) форму федерации.
Так, в Постановлении от 7 июня 2000 года № 10-П КС указал, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Там же указано, что «Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации».
Исходя из того, что «суверенитет Российской Федерации исключает существование двух уровней суверенных властей», «т. е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации», Конституционный суд пришел к выводу, что республики в составе Федерации (как и другие субъекты Федерации) «статуса суверенного государства не имеют и решить этот вопрос иначе в своих конституциях не могут». А потому они «не вправе наделить себя свойствами суверенного государства – даже при условии, что их суверенитет признавался бы ограниченным».
При этом КС подчеркнул, что недопустимостью закрепления в конституциях республик принципа суверенитета не затрагивается принадлежность республике всей полноты государственной власти, которой она – в силу ст. 73 Конституции РФ – обладает вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного (с данным регионом) ведения.
В Определении от 27 июня 2000 года № 92-О КС конкретизировал, что положения конституции республики, провозглашающие народ этой республики носителем суверенитета и источником (единственным источником) власти в республике и тем самым исключающие, что таким источником является многонациональный народ Российской Федерации, не соответствуют Конституции РФ.
В отношении гражданства субъекта Федерации Конституционный суд в Определении от 6 декабря 2001 года № 250-О пояснил, что «Конституция Российской Федерации не предусматривает гражданство республик либо других субъектов Российской Федерации и их правомочия в этой области, поскольку только суверенное государство правомочно законодательно определять, кто является его гражданами, признавая их тем самым полноправными субъектами права, обладающими всеми конституционными правами человека и гражданина».
В том же Определении КС указал, что сохранение в конституциях положения о республике как суверенном государстве (даже с оговоркой, что ее суверенитет выражается в обладании всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения) противоречит Конституции Российской Федерации.
Таким образом, еще в 2000–2001 гг. Конституционный суд дал принципиальную оценку противоправности «парада суверенитетов». И вот прошло столько времени, а КС вновь вынужден жаловаться властным структурам всех уровней и ветвей государственной власти. Высшая судебная власть страны приняла решение – а оно сепаратистами не выполняется.
«Вместе с тем приходится констатировать, – говорится в Инструкции КС, – что и по сей день в ряде субъектов Российской Федерации из текстов основных законов не исключены положения о суверенитете республик в составе Российской Федерации». Так, согласно ст. 1 Конституции Республики Саха (Якутия), «суверенитет республики означает меру ее самостоятельности в обеспечении своего экономического, социального и культурного развития и обладание ею всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия)».
Аналогичная формулировка содержится в ст. 1 Конституции Республики Татарстан). Положения о народе (многонациональном народе) субъекта Российской Федерации как источнике власти сохраняются в текстах конституций Башкортостана, Кабардино-Балкарии, Коми, Якутии, Тувы, Татарстана, Чечни, Бурятии, а также в уставах Краснодарского края, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономного округов.
В текстах конституций Татарстана и Тувы до сих пор сохраняются положения о гражданстве республики. В частности, ст. 21 Конституции Республики Татарстан закрепляет, что «Республика Татарстан имеет свое гражданство. Гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории Республики Татарстан, является гражданином Республики Татарстан. Гражданин Республики Татарстан одновременно является гражданином Российской Федерации». Аналогичная норма закреплена в ст. 4 Конституции Республики Тува.
Все эти нарушения единого российского правового поля и побудили КС систематизировать итоги 9-летней кампании по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным и обратиться в органы государственной власти субъектов Федерации и федеральных органов, уполномоченных осуществлять контроль и надзор за законностью в субъектах Российской Федерации, указывая на необходимость в кратчайшие сроки привести в соответствие с Конституцией РФ и решениями Конституционного суда основные региональные законы. Нельзя допускать ситуаций, говорится в документе КС, при которых субъекты Федерации «не принимают мер по устранению из правовой системы признанных противоречащими Конституции Российской Федерации положений своих нормативных правовых актов».
Ну а тем федеральным органам, к которым обращен этот призыв КС, судя по всему, надо довести дело борьбы с сепаратизмом до конца.
Справка KM.RU
«Парад суверенитетов» доходил до того, что многие регионы во время экономического кризиса перекрывали границы для вывоза продукции своих предприятий (если регион нуждался в этой продукции), или же, наоборот, препятствовали ввозу на свою территорию продукции из других регионов. Фантазия сепаратистов не знала пределов. Осенью 1999 года Башкирия отказалась платить в федеральный бюджет подоходный налог, хотя по бюджетному законодательству РФ обязана была это исправно делать. Правительство Башкирии мотивировало отказ тем, что с 1994 года взаимоотношения республики с федеральным бюджетом, мол, основываются на ежегодных соглашениях между правительствами РФ и Башкирии. А соглашение на 1999 год к тому времени якобы не было пролонгировано.