669

Грузопотоки меняют маршруты

Грузопотоки меняют маршруты

В российские порты пришли чужие уголь и руда

Несмотря на общее снижение железнодорожных перевозок, отечественные порты этого почти не почувствовали. По итогам пяти месяцев международные перевозки (экспорт, импорт, транзит) сократились на 17,6%, однако в портах перевалка грузов, доставленных по железной дороге, снизилась всего на 1,9%, а по отдельным категориям грузов и вовсе наблюдался рост на десятки процентов. Эксперты объясняют это тем, что российским портам удалось перехватить часть грузов, которые раньше шли через порты Украины и Прибалтики.

За пять месяцев 2009 года грузооборот по всей сети железных дорог снизился на 26%, до 474 млн т, по сравнению с 2008 годом, сообщило вчера агентство Прайм-ТАСС со ссылкой на ГВЦ «Российских железных дорог» (РЖД). Сильнее всего просел импорт (на 39,9%, до 28,2 млн т), внутренние перевозки (на 30,5%, до 289,1 млн т) и транзит (на 43,6%, до 8,3 млн т). Экспорт упал не так сильно, всего на 8,9%, до 148 млн т, а в целом международные перевозки просели на 17,6%, до 184,8 млн т.

Единственной цифрой со знаком «плюс» стал показатель экспорта грузов по железной дороге через порты, он вырос на 2,5%, до 74,9 млн т. При этом в разбивке по номенклатуре грузов видно, что за истекшие пять месяцев 2009 года через порты по железной дороге было перевезено на 1,4% больше угля (22,4 млн т) и на 48,3% больше руды (3,4 млн т), притом что перевозка того же сырья внутри страны и через сухопутные погранпереходы значительно сократилась: по углю на 20 и 24,4% соответственно, по руде — на 23,7 и 34,2% соответственно.

Таким образом, российским портовикам удалось привлечь на свои перевалочные мощности больше угля и руды, несмотря на то что, по данным Росстата, в России добыча угля в январе—апреле (данные за пять месяцев не опубликованы) сократилась на 17,3%, а железной руды — на 27%. Гендиректор Ассоциации морских торговых портов (АСОП) Александр Шиманский также подтверждает, что объем торговли по этим видам грузов явно увеличился, хотя и отмечает, что сводная статистика за пять месяцев станет известна только сегодня. В Первой грузовой компании (ПГК) пояснили, что за пять месяцев 2009 года компания перевезла угля почти столько же, сколько за весь 2008 год. «Экспорт вырос в основном в направлении северо-западных и дальневосточных российских портов», — отметили в компании. В ПГК это связывают с падением спроса на внутреннем рынке, что вкупе с девальвацией рубля сделало экспорт еще более привлекательным. Кроме того, наблюдается переориентация транспортных потоков с украинских портов на российские, в том числе из-за повышения украинского транзитного тарифа на перевозку угля (с июля 2008 года по январь 2009 года он вырос на 34%, а с учетом роста курса доллара в начале этого года — на все 89%. – РБК daily). По мнению представителя ПГК, это фактически «убило транзит». К слову, зарубежные порты Балтики уже снизили этот тариф, что и помогло им в первом квартале увеличить перевалку сухих грузов на 6%.

Источник в отрасли, знакомый с ситуацией, добавляет, что на руку нашим портам сыграло введение нового угольного терминала на Дальнем Востоке, а что касается руды, то в этом году Новороссийский морской торговый порт сделал очень хорошее предложение по ее перевалке. Все вместе и позволило российским портовикам забрать себе потоки угля и руды, которые раньше шли в порты Украины и частично зарубежной Балтики. К слову, по данным АСОП, уже в первом квартале этого года доля перевалки отечественных грузов в российских портах по сравнению с долей украинско-прибалтийских портов выросла с 75,55% в 2008 году до 77,49% в 2009-м.

ЕКАТЕРИНА ГОДЛЕВСКАЯ

11.06.2009
http://www.rbcdaily.ru/2009/06/11/industry/418745
0