Радио Эхо Москвы.Передача ''Разворот''.B гостях Владимир Ястребчак, министр иностранных дел Приднестровской Молдавской Республик
Е. БУНТМАН – Добрый день. У нас в гостях Владимир Валерьевич Ястребчак, министр иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики. Добрый день.
В. ЯСТРЕБЧАК - Здравствуйте.
Е. БУНТМАН – Наверное, первый же вопрос: с чем вы прибыли в Москву? Это какие-то новые отношения с Россией со стороны Приднестровья или это в рамках все того же переговорного процесса.
В. ЯСТРЕБЧАК - В Москве мы сейчас в рамках штатного взаимодействия, в рамках предложений наших постоянных консультаций, сотрудничества с РФ. Естественно мы обсуждаем вопросы и наших двусторонних отношений, и вопросы, связанные с переговорным процессом, в том числе в рамках или в свете встречи, которая была на высшем уровне в марте. И всех этих последних кишиневских событий.
И. МЕРКУЛОВА – О каких-то промежуточных результатах можно говорить. Иными словами, есть ли какая-то дата, может быть предварительная возобновления переговоров или это пока преждевременно. Пока мы исходим из того, что, во-первых, все-таки должна сформироваться та команда, новая система управления в республике Молдова, уже предметно действительно, должны появиться конкретные должностные лица, которые будут назначены или переназначены на соответствующие посты и тогда уже можно будет говорить более предметно о каких-то датах.
Е. БУНТМАН – То есть вы ждете, кто заменит президента Воронина?
В. ЯСТРЕБЧАК - Здесь речь идет не только о президенте республики Молдова, речь идет и конкретных представителях в переговорах, речь идет и о конкретных отраслевых экспертах в рабочих группах. Потому что все мы люди, все мы понимаем, что должна быть определенность, люди должны быть уверены, что они назначены, занимают свои посты. Поэтому здесь есть объективная пауза, но мы стараемся заполнить с тем, чтобы подходить к возобновлению консультаций с какой-то конкретикой.
И. МЕРКУЛОВА – Тем не менее, то, о чем вы говорите, это скорее рабочие моменты. А в принципе можно ли говорить о том, что процесс урегулирования пробуксовывает.
В. ЯСТРЕБЧАК - Не скажу, что он пробуксовывает, но пока есть объективные сложности, связанные с тем, что действительно позиция сторон диаметрально противоположная. И перед выборами и после выборов наши молдавские партнеры продолжают говорить о том, что их позиция неизменна и урегулирование возможно только в рамках унитарной модели. Позиция Приднестровья также известна. Мы видим цель урегулирования, нормализацию и установление добрососедских отношений между двумя сторонами. Исходя из этого, есть, безусловно, сложности в политическом диалоге, тем не менее, мы ожидаем, что нам удастся продвинуть взаимодействие по отраслевым вопросам. То есть социально-экономическая, образовательная и иные сферы.
И. МЕРКУЛОВА – А итог переговоров, я имею в виду политический аспект для Приднестровья, каким бы был оптимальным?
В. ЯСТРЕБЧАК - Оптимальный естественно учет той воли народа Приднестровья, которая была высказана и действие в соответствии с теми реалиями, которые сложились. То есть это признание независимости. Естественно, мы понимаем все сложности этого процесса и поэтому исходим из того, что диалог в любом случае надо вести на принципах равноправия, взаимно согласованных решений. Неприменение каких-то односторонних шагов, мер давления. То есть на тех принципах, которые были зафиксированы в совместном заявлении трех президентов.
И. МЕРКУЛОВА – В связи с тем, что власть поменяется в Молдавии, как-то может повлиять это на ваши планы и кого в Приднестровье, может быть, считали бы оптимальной кандидатурой.
В. ЯСТРЕБЧАК - Для нас оптимальная кандидатура это абстрактная кандидатура. Любое должностное лицо, которое будет исходить из принципов равноправия, плюс человек, у которого даже в мыслях не будет каких-то действий, которые были бы направлены на силовое разрешение конфликта. А его фамилия для нас в такой ситуации принципиального значения иметь не будет. Такого мы и ожидаем. А что касается влияния на ход переговоров. Мы действительно увидели, что тот проект, который был передан господином Смирновым господину Воронину в присутствии президента РФ, проект документа о гарантиях, он как никогда актуален и востребован для того, чтобы вести диалог.
Е. БУНТМАН – Если подводить какие-то итоги после выборов в Молдавии, много ли зависело от личности самого господина Воронина на переговорах и вообще в процессе урегулирования. Важно было, чтобы договоренности какие-то были может быть лично с Ворониным или неважно, любое должностное лицо, это не принципиальный вопрос для Приднестровья.
В. ЯСТРЕБЧАК - Если мы начнем обращать внимание, прежде всего, на личности, то нам будет очень сложно продвинуться в переговорах. Мы исходим из того, что любое должностное лицо должно быть ответственным за те решения, которые подписываются, договоренности, которые достигаются. И поэтому то, что господин Воронин не всегда был последователен в подписании и самое главное – в выполнении своих договоренностей, это факт, это естественно сказывалось на переговорном процессе. Но это не персонально проблема господина Воронина, это проблема скорее вообще республики Молдова как партнера на переговорах и проблема нашего взаимодействия в связи с тем, что у нас есть сложности и договороспособностью и выполнением Молдовой тех договоренностей, которые подписывались.
И. МЕРКУЛОВА – И как в Приднестровье относятся к последним событиям в Молдавии, потому что тот же Воронин говорил о том, что в Приднестровье получается дополнительный козырь на руках. Вроде как власти Молдавии не в состоянии держать ситуацию под контролем в своей стране.
В. ЯСТРЕБЧАК - У нас не появился этот козырь. Этот козырь был с момента возникновения конфликта и момента образования Приднестровья. То есть с 1989-1990 годов, когда начались первые проявления этого и когда действительно как отпор, как противодействие молдавскому, да и румынскому национализму и появилась приднестровско-молдавская республика. И поэтому просто, может быть, многие забыли о том, что у нас есть этот козырь, этот аргумент, потому что он не проявлялся так ярко. А сейчас, когда он проявился, все вспомнили. Просто это очередное подтверждение того, что то, что случилось в 2009 году, было неслучайным. Оно никуда не исчезало.
Е. БУНТМАН – Вы так сказали, вместе молдавский и румынский национализм, а между тем, господин Воронин и вообще власти официальный Кишинев говорит, что это была в основном румынская провокация, и наоборот открещиваются от любых проявлений румынского национализма, когда появился румынский флаг на административных зданиях в Кишиневе. Я осмелюсь предположить, что может быть наоборот, после этого ближе стала Молдавия к вам.
В. ЯСТРЕБЧАК - Если появляются наконец-то силы, которые заинтересованы в сохранении стабильного молдавского государства в республике Молдова, они готовы ответственно действовать, то естественно мы также в этом заинтересованы, чтобы у нас был стабильный, прогнозируемый, предсказуемый сосед. Что касается флагов, то давайте вспомним, что флаг, ныне действующий республики Молдова настолько близок к румынскому. По сути, модифицировано румынский, появился не над зданием парламента в начале апреля этого года, а был утвержден в качестве государственного символа республики Молдова в самом начале 90-х, когда республика Молдова обретала независимость. Поэтому истоки этой проблемы надо искать именно там.
Е. БУНТМАН – А то, что сейчас заявления антирумынские это скорее политические игры.
В. ЯСТРЕБЧАК - Это скорее политические игры и, кроме того, пока что каких-то четких доказательств, подтверждение банковских операций, где перечислялись деньги, задержанный сотрудник румынских спецслужб или что-то в таком плане, хотелось бы это увидеть. Пока что мы исходим из того, что это предположение возможно обоснованное.
И. МЕРКУЛОВА – Задержанные есть. Румынский бизнесмен некто.
В. ЯСТРЕБЧАК - Румынские бизнесмены вовсе необязательно напрямую связаны с румынскими спецслужбами, пусть даже у молдавских коллег есть все основания для таких предположений. Хотелось бы увидеть четкие подтверждения. Румынские соседи всячески от этого открещиваются и я думаю, что найдут достаточно весомых аргументов, чтобы откреститься от этого как на двустороннем уровне, так и на европейском, региональном.
И. МЕРКУЛОВА – В Тирасполе что думают об этом, кто стоял за этими беспорядками.
В. ЯСТРЕБЧАК - Мы исходим из того, что не имеет сейчас на этом этапе принципиального значения, кто организовывал эти провокации, кто непосредственно бил, кто отдавал команды. Сейчас мы исходим из того, что вопрос кому это оказалось выгодно. По сути, оказалось выгодно всем, в том числе и коммунистам, в том числе и оппозиции. Оппозиция показала, что она дееспособна, способна собрать тысячи людей. Неважно, какими технологиями. Партия коммунистов, правящая партия умело воспользовалась этой ситуацией в своих интересах и об этом тоже открыто говорят. То есть, есть возможность показать невменяемый характер действий оппозиции, есть возможности для того, чтобы подтвердить свою лояльность Западу и показать Москве, в конце концов, что теперь у нас есть внутренние сложности, и мы не можем так далеко заходить в каких-то действиях навстречу Москве.
И. МЕРКУЛОВА – Вы сказали два слова, которые мне показались интересными. То есть вы считаете, что это провокация.
В. ЯСТРЕБЧАК - Я считаю, что это провокация и я, возможно, попробую предвосхитить вопрос, мы не считаем, что это попытка государственного переворота. Государственный переворот это когда толпа врывается в парламент и приводит кого-то к присяге. Сейчас у этой толпы таких намерений не было. Никто никого не пытался привести к присяге. Была задача, установка разгромить здание, сжечь документы, неважно, какие цели. Но это беспорядки, основанные на провокации. А цели переворота по нашему мнению не было.
И. МЕРКУЛОВА – А второе слово, которое меня зацепило – невменяемость оппозиции.
В. ЯСТРЕБЧАК - Когда безнаказанно уничтожаются, нет других слов, государственные учреждения, институты власти, бьются стекла, избиваются стражи порядка, это не проявление нормальной политической борьбы.
И. МЕРКУЛОВА – А нормальная оппозиция есть в Молдавии? Или только невменяемая.
В. ЯСТРЕБЧАК - Если действительно правда то, что говорят прошедшие в парламент оппозиционные партии о том, что они не имеют к этому отношения, что они готовы к мирному цивилизованному диалогу, хочется надеяться, что есть.
И. МЕРКУЛОВА – Вы сказали о том, что все получили преимущества, выгоды, а Приднестровье что-то получило от этого?
В. ЯСТРЕБЧАК - Приднестровье также получило хотя бы ту возможность показать, что у нас есть свои козыри на руках. И если кто-то забыл о первопричинах образования Приднестровской Молдавской республики, теперь все, наконец, смогли вспомнить о том, что это не какие-то экономические факторы, это, прежде всего, соблюдение прав человека, права людей, которые живут в Приднестровье.
Е. БУНТМАН – Мы непосредственно перейдем к Приднестровью. А то все про Молдавию. Но такой будет некий мостик. Говорилось, что и в Приднестровье готовились какие-то провокации, которые были пресечены. Об этом говорили молдавские власти. Чтобы, по всей видимости, сорвать процесс урегулирования, уж не знаю с какой целью, были какие-то провокации, какое-то эхо событий в Кишиневе, в Приднестровье.
В. ЯСТРЕБЧАК - Честно говоря, меня вообще удивило, что о Приднестровье вспомнили не в день беспорядков и даже не на следующий день, а спустя какое-то время. Обычно приднестровский след находится гораздо быстрее, как только надо найти внешнего врага. Сразу акцентировали внимание на Румынии. Это в принципе удивило. А что касается, были ли какие-то провокации в Приднестровье, видимо, соглашусь с нашими молдавскими коллегами. Если они и были, то были сразу пресечены, потому что у нас таких следов не было.
Е. БУНТМАН – Настолько сразу, что никто и не заметил.
В. ЯСТРЕБЧАК - Видимо, и сами провокаторы в том числе.
Е. БУНТМАН – Что касается непосредственно того, кому повредило, кому принесло какие-то дивиденды, я насколько понимаю, назначалась встреча посредников на начало апреля. Первые числа апреля. Встреча была перенесена. Из-за чего? И когда она состоится.
В. ЯСТРЕБЧАК - Назначалась встреча посредников и наблюдателей. Она ориентировочно должна быть состояться 7-8 апреля, но в силу известных событий на ней не смогли присутствовать представители ЕС, посол США в Молдове, глава миссии ОБСЕ в Молдове. То есть представители западных государств. Они посчитали более важным присутствовать в эти дни непосредственно в республике Молдова, чтобы держать руку на пульсе событий. Предполагается, что эти консультации состоятся до конца этого месяца. Скорее всего, на следующей неделе.
Е. БУНТМАН – А непосредственно следующий раунд переговоров, уже что-то можно сказать? И вообще про формат «5+2».
В. ЯСТРЕБЧАК - Мы исходим из того, что, прежде всего, как и зафиксировано в московском совместном заявлении трех президентов, должны быть созданы необходимые условия. И там содержится призыв ко всем участникам максимально способствовать созданию таких условий. Пока мы исходим из того момента, когда в 2006 году эти консультации, работа этого формата «5+2» была прервана, пока что стороны предпринимают, прежде всего, республика Молдова только действия, которые лишь отдаляют перспективы возобновления. Это и ужесточение таможенных режимов, то есть мы не ведем речь о том, что это была разовая акция в марте 2006 года. На протяжении последних трех лет действия республики Молдова только ужесточались. Появляются новые сборы, новые налоги, платежи. И в этих условиях возвращаться и делать вид, что ничего не происходит, возвращаться к формальным консультациям в формате «5+2» по нашему мнению, условий для этого пока еще нет, не создано. Кроме того, есть действия других участников, в частности наших наблюдателей от ЕС и США, которые ограничивают въезд, уже в седьмой раз продлевают введенный запрет на въезд руководства Приднестровья. Это также не свидетельствует о том, что все участники готовы создавать условия для возобновления таких консультаций.
И. МЕРКУЛОВА – Россия она в качестве посредника участвует в переговорах. Посреднические усилия России вы как бы оценили?
В. ЯСТРЕБЧАК - Безусловно, очень высоко. И это не только последние события, последняя встреча в марте, которая состоялась на высшем уровне. Это целый комплекс усилий, который предпринимается по разным направлениям российской стороной, эти усилия начались не вчера, это началось еще в начале 90-х, когда РФ взяла на себя основной груз ответственности за поддержание мира на берегах Днестра. Это продолжается на протяжении последних уже многих лет. И поэтому, что РФ делает, естественно для нас представляет очень большое значение. Мы очень высоко ценим усилия России. Как в части нормализации политического диалога, так в части того, чтобы помогать сторонам в решении социально-экономических, иных отраслевых проблем. Мы обращались к российской стороне с соответствующими просьбами и надеемся, что наше обращение получит соответствующее развитие естественно после нормализации и стабилизации ситуации в Кишиневе.
И. МЕРКУЛОВА – По поводу людей с российскими паспортами. В Приднестровье много таких?
В. ЯСТРЕБЧАК - В Приднестровье на консульском учете состоит порядка 130 тысяч граждан РФ.
И. МЕРКУЛОВА – А сколько население Приднестровья?
В. ЯСТРЕБЧАК - По данным последней переписи порядка 500 тысяч человек.
И. МЕРКУЛОВА – То есть почти четверть.
В. ЯСТРЕБЧАК - Больше. Потому что многие не находятся на консульском учете, многие временно за пределами Приднестровья. Работа продолжается, я думаю, что уже в ближайшее время мы выйдем, по меньшей мере, на треть жителей Приднестровья, которые имеют российские паспорта. Плюс к этому прибавьте порядка 100 тысяч граждан Украины, тоже постоянно проживающих в Приднестровье, то есть достаточно много и тех, и других граждан.
Е. БУНТМАН – А у нас тут возник вопрос, в недавнем непризнанная республика Абхазия, где большинство населения имеют российские паспорта, жители Абхазии могут участвовать в российских выборах. Как любой гражданин РФ имеет право избирать и быть избранным. Как с российскими гражданами в Приднестровье. Могут, например, участвовать в российских выборах президента, парламента.
В. ЯСТРЕБЧАК - Могут, и для этого предпринимаются активные усилия как непосредственно федеральными органами власти, так и посольством РФ. На протяжении последних избирательных кампаний. То есть не только состоявшихся в 2007-2008 годах, но и ранее. Открываются избирательные участки, достаточное количество участков именно на территории Приднестровья, которые позволяют гражданам РФ принять участие в выборах.
Е. БУНТМАН – Это нормально, что республика стремится к независимости международной, а при этом как вы говорите, в скором времени треть граждан будут иметь паспорта другой страны.
В. ЯСТРЕБЧАК - Прежде всего, мы исходим из приоритета прав граждан, и граждане должны иметь возможность выехать за пределы Приднестровья. Неотъемлемое право граждан на свободу передвижения.
Е. БУНТМАН – Другого варианта нет просто.
В. ЯСТРЕБЧАК - Необходим паспорт признанного государства для того, чтобы пересечь границу. Поэтому без паспорта признанного государства пока Приднестровье не признано, граждане делают свой выбор. И то, что такой большой процент граждан именно РФ, государства-гаранта, государства-посредника делают выбор в пользу России, нас не может не обнадеживать.
И. МЕРКУЛОВА - А у остальных паспорта каких стран?
В. ЯСТРЕБЧАК - Большое разнообразие. Есть граждане Украины, граждане республики Молдова, граждане Болгарии, то есть все зависит от способностей каждого, происхождения, национальных корней. Мы не препятствуем получению гражданства. Естественно, к жителям Приднестровья мы относимся, прежде всего, как к своим гражданам – гражданам Приднестровской Молдавской республики.
Е. БУНТМАН – А что касается признания независимости. Может быть, немножко пофантазируем, при каких условиях это возможно. Например, Абхазию с Южной Осетией, правда, только два государства признали: Россия и Никарагуа, но, тем не менее, это уже можно назвать может быть несколько условно международным признанием. Приднестровье может рассчитывать на что-нибудь похожее и не обидно, что Абхазия и Южная Осетия, которые всегда рассматривались в связке с Приднестровьем, три непризнанных государства…
И. МЕРКУЛОВА – Два признали, а одно пока…
Е. БУНТМАН – А Приднестровье осталось несколько на обочине.
В. ЯСТРЕБЧАК - И руководство Приднестровья всегда заявляло о том, что мы не хотим платить такую высокую цену за признание. Еще раз платить жизнями наших людей. У нас был конфликт, люди гибли в 1990, 1991, 1992 годах. Достаточно.
Е. БУНТМАН – Но высокая цена это можно сказать только про Южную Осетию. Абхазия сейчас вошла можно сказать за компанию.
В. ЯСТРЕБЧАК - Давайте не забывать о том, что в Абхазии конфликты, перестрелки, инциденты на границе не прекращались и после формального завершения боевых действий. Люди, миротворцы все равно гибли. Поэтому то, что это цена платилась на протяжении лет, а не одномоментно, это тоже не делает эту цену меньше. Поэтому все-таки мы стремимся к тому, чтобы достичь признания, обрести признание именно дипломатическими средствами, путем переговоров, если для этого потребуется еще больше времени, мы к этому готовы, будем все-таки идти к этому.
И. МЕРКУЛОВА - Если позволите, есть вопросы от наших слушателей. Например, Герберт Гарстен из Москвы спрашивает: зачем вам вообще независимость. Создайте конфедерацию, лучше федерацию с Молдовой и все будет спокойно. И вообще нужно развивать экономику.
В. ЯСТРЕБЧАК - Целиком и полностью соглашусь с последним аргументом. Мы стараемся развивать экономику и поскольку действительно на первом месте у нас развитие общества, экономической составляющей, соблюдение прав человека, и если бы нам не мешали, было бы гораздо проще. И в этом плане обретение независимости это как гарантия соблюдения прав нашего населения, развития нашей экономики, именно в этом плане мы стремимся к независимости. Что касается федерации и конфедерации, Верховный Совет Приднестровья еще в 1993 году предложил республике Молдова рассмотреть возможность образования конфедерации двух субъектов, республики Молдовы и Приднестровья. Наконец в 2003 году федеративная идея была предложена российской стороной и была зафиксирована в известном меморандуме Козака. Республика Молдова на протяжении этих всех лет исходила постоянно из того, что урегулирование может быть только на унитарных принципах. И наше согласие на компромисс, будь то федерация или конфедерация, постоянно воспринимается как слабость. Более того, в 2003 году не был подписан меморандум Козака. Хорошо, но позиции сторон только отдалились после этого. В республике Молдова принят закон о статусе Приднестровья без учета малейшего даже мнения приднестровской стороны. В этом плане, видя то, что с нами не хотят договариваться, мы естественно должны, прежде всего, думать о своих интересах. На этом этапе наш интерес – построение независимого демократического правого государства, укрепление всех его институтов.
И. МЕРКУЛОВА – Еще один вопрос. Может быть, примкнуть к какому-то более благополучному соседу с учетом того…
В. ЯСТРЕБЧАК - У нас не такой большой выбор благополучных соседей.
И. МЕРКУЛОВА – Не нравится Молдавия, может быть, еще есть страны.
В. ЯСТРЕБЧАК - С соседями у нас сложно. Или республика Молдова, или Украина, которая на этом этапе не отличается особой внутриполитической стабильностью, как это ни прискорбно и второе – не горит желанием пока что видеть нас с распростертыми объятиями и, наконец, что самое важное – есть выбор народа Приднестровья, который был зафиксирован в ходе референдума 2006 года. Для нас приоритетом является построение независимого государства, и естественно, максимально тесная интеграция с РФ.
И. МЕРКУЛОВА – А вообще какая жизнь сейчас в Приднестровье. Потому что у нас пенсионер Богдан Гаврильчук утверждает, что какой-то чудовищный провал в экономике за последние 18 лет, население сократилось с 750 до 500 тысяч. Средняя зарплата 100 долларов. Средняя пенсия 30 долларов.
В. ЯСТРЕБЧАК - Очень специфические данные. Я не буду пытаться как-то приукрашивать ситуацию. Средняя зарплата в Приднестровье порядка 215 долларов. 230. Это средняя. То есть в промышленности гораздо выше. У бюджетников несколько ниже. Пенсии не такие низкие. Порядка 50-70 долларов, естественно это мало. Но это минимальные размеры, есть доплаты, в том числе благодаря помощи РФ, которая помогает, в том числе нашим пенсионерам.
И. МЕРКУЛОВА – А РФ безвозмездно помогает или… кредитов…
В. ЯСТРЕБЧАК - Что касается помощи социально незащищенным слоям населения, прежде всего пенсионерам, оказание дополнительной помощи для питания детей в школах, это осуществляется безвозмездно. В порядке гуманитарной помощи.
И. МЕРКУЛОВА – А правда ли, что долг Приднестровья России достиг полутора миллиардов долларов.
В. ЯСТРЕБЧАК - Спорный вопрос. Поскольку здесь за основу взят газовый долг. А прямого договора между Приднестровьем и компанией «Газпром» пока нет. Мы ставили этот вопрос, есть положительное решение, но напрямую договора нет.
И. МЕРКУЛОВА – А был какой договор, с кем?
В. ЯСТРЕБЧАК - Между Приднестровьем…
И. МЕРКУЛОВА – Я имею в виду сейчас, какой договор.
В. ЯСТРЕБЧАК - Сейчас договор между компанией «Молдова-газ», в которой Приднестровье принадлежит, по-моему, 17% акций. 51% - «Газпрому» и остаток республике Молдова. То есть этот долг висит именно на этой компании.
Е. БУНТМАН – А что касается пенсионеров, я так понимаю, что те, кто обладает российским гражданством, российским паспортом, могут рассчитывать, как было в Абхазии и Южной Осетии на российскую пенсию.
В. ЯСТРЕБЧАК - Нет, есть надбавки российские. Есть доплаты, которые получают пенсионеры ежемесячно в этом году в размере 15 долларов. И плюс есть доплаты со стороны РФ участникам Великой Отечественной войны. Которые составляют порядка тысячи рублей РФ. Пенсии РФ в Приднестровье не выплачиваются. Выплачиваются пенсии из нашего бюджета.
И. МЕРКУЛОВА – Что с железнодорожным сообщением.
В. ЯСТРЕБЧАК - Ситуация остается пока очень сложной. Если в начале 2006 года через территорию Приднестровья ходило более десятка поездов, то сейчас ходит всего лишь один поезд на Москву. И один сезонный поезд. Приднестровье лишено возможности осуществлять грузоперевозки по своей территории. То есть предприятия Приднестровья не могут осуществлять экспорт, импорт по железной дороге. Они для этого должны вывозить свой груз автомобильным транспортом или на Украину, или в Молдову и там только загружать на железнодорожные платформы. Естественно, пока этот вопрос не находит решения прежде всего потому, что такая ситуация экономически выгодна нашим соседям в республике Молдова. Поэтому они сохраняют запретительные меры в отношении таких действий на приднестровском участке дороги. Мы стараемся работать над этим вопросом, рассчитываем на помощь, в том числе наших международных партнеров.
И. МЕРКУЛОВА – А за счет чего живет Приднестровье? Какие у вас источники доходов?
В. ЯСТРЕБЧАК - Прежде всего, промышленность. И как следствие это налоговые платежи. В широком смысле слова. То есть платежи, поступающие от таможенной деятельности, налоги в собственном смысле. Это основной источник пополнения доходной части бюджета. До этого за несколько лет достаточно существенную статью доходов составляли доходы от приватизации промышленных предприятий. Сейчас по мере того, как предприятия уже приватизированы большей частью, сейчас основная ставка делается на выполнение ими своих инвестиционных обязательств.
Е. БУНТМАН – И, наверное, последнее. Насколько я понимаю, экономическая ситуация сейчас руководство Приднестровья не устраивает. Устраивает ли политический статус-кво, который сохраняется, потому что переговоры фактически не ведутся и только декларации о намерениях появляются. Как долго может Приднестровье существовать при таком политическом положении. Непризнанность - насколько это мешает?
В. ЯСТРЕБЧАК - Во-первых, полностью соглашусь с тем, что ситуация в экономике не устраивает, это и следствие кризиса, и тех ограничительных мер, которые предпринимаются в отношении нас. Все это естественно взаимосвязано с политическим диалогом. Да, руководство Приднестровья предпринимает меры для того чтобы минимизировать влияние кризисных явлений и для того чтобы разблокировать этот диалог переговорный, но пока для этого не будет условий, говорить о его скорейшем возобновлении сложно. Что касается того, сколько можем выстоять продержаться, естественно с непризнанностью накладывает отпечаток. Есть усталость людей, но, тем не менее, есть и народ Приднестровья, который сделал свой выбор. И я думаю, что готов отстаивать свой выбор, свою позицию.
Е. БУНТМАН – Спасибо большое. У нас был в гостях Владимир Ястребчак, министр иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики.
В. ЯСТРЕБЧАК - Спасибо вам.
http://www.echo.msk.ru/programs/razvorot/587503-echo/
В. ЯСТРЕБЧАК - Здравствуйте.
Е. БУНТМАН – Наверное, первый же вопрос: с чем вы прибыли в Москву? Это какие-то новые отношения с Россией со стороны Приднестровья или это в рамках все того же переговорного процесса.
В. ЯСТРЕБЧАК - В Москве мы сейчас в рамках штатного взаимодействия, в рамках предложений наших постоянных консультаций, сотрудничества с РФ. Естественно мы обсуждаем вопросы и наших двусторонних отношений, и вопросы, связанные с переговорным процессом, в том числе в рамках или в свете встречи, которая была на высшем уровне в марте. И всех этих последних кишиневских событий.
И. МЕРКУЛОВА – О каких-то промежуточных результатах можно говорить. Иными словами, есть ли какая-то дата, может быть предварительная возобновления переговоров или это пока преждевременно. Пока мы исходим из того, что, во-первых, все-таки должна сформироваться та команда, новая система управления в республике Молдова, уже предметно действительно, должны появиться конкретные должностные лица, которые будут назначены или переназначены на соответствующие посты и тогда уже можно будет говорить более предметно о каких-то датах.
Е. БУНТМАН – То есть вы ждете, кто заменит президента Воронина?
В. ЯСТРЕБЧАК - Здесь речь идет не только о президенте республики Молдова, речь идет и конкретных представителях в переговорах, речь идет и о конкретных отраслевых экспертах в рабочих группах. Потому что все мы люди, все мы понимаем, что должна быть определенность, люди должны быть уверены, что они назначены, занимают свои посты. Поэтому здесь есть объективная пауза, но мы стараемся заполнить с тем, чтобы подходить к возобновлению консультаций с какой-то конкретикой.
И. МЕРКУЛОВА – Тем не менее, то, о чем вы говорите, это скорее рабочие моменты. А в принципе можно ли говорить о том, что процесс урегулирования пробуксовывает.
В. ЯСТРЕБЧАК - Не скажу, что он пробуксовывает, но пока есть объективные сложности, связанные с тем, что действительно позиция сторон диаметрально противоположная. И перед выборами и после выборов наши молдавские партнеры продолжают говорить о том, что их позиция неизменна и урегулирование возможно только в рамках унитарной модели. Позиция Приднестровья также известна. Мы видим цель урегулирования, нормализацию и установление добрососедских отношений между двумя сторонами. Исходя из этого, есть, безусловно, сложности в политическом диалоге, тем не менее, мы ожидаем, что нам удастся продвинуть взаимодействие по отраслевым вопросам. То есть социально-экономическая, образовательная и иные сферы.
И. МЕРКУЛОВА – А итог переговоров, я имею в виду политический аспект для Приднестровья, каким бы был оптимальным?
В. ЯСТРЕБЧАК - Оптимальный естественно учет той воли народа Приднестровья, которая была высказана и действие в соответствии с теми реалиями, которые сложились. То есть это признание независимости. Естественно, мы понимаем все сложности этого процесса и поэтому исходим из того, что диалог в любом случае надо вести на принципах равноправия, взаимно согласованных решений. Неприменение каких-то односторонних шагов, мер давления. То есть на тех принципах, которые были зафиксированы в совместном заявлении трех президентов.
И. МЕРКУЛОВА – В связи с тем, что власть поменяется в Молдавии, как-то может повлиять это на ваши планы и кого в Приднестровье, может быть, считали бы оптимальной кандидатурой.
В. ЯСТРЕБЧАК - Для нас оптимальная кандидатура это абстрактная кандидатура. Любое должностное лицо, которое будет исходить из принципов равноправия, плюс человек, у которого даже в мыслях не будет каких-то действий, которые были бы направлены на силовое разрешение конфликта. А его фамилия для нас в такой ситуации принципиального значения иметь не будет. Такого мы и ожидаем. А что касается влияния на ход переговоров. Мы действительно увидели, что тот проект, который был передан господином Смирновым господину Воронину в присутствии президента РФ, проект документа о гарантиях, он как никогда актуален и востребован для того, чтобы вести диалог.
Е. БУНТМАН – Если подводить какие-то итоги после выборов в Молдавии, много ли зависело от личности самого господина Воронина на переговорах и вообще в процессе урегулирования. Важно было, чтобы договоренности какие-то были может быть лично с Ворониным или неважно, любое должностное лицо, это не принципиальный вопрос для Приднестровья.
В. ЯСТРЕБЧАК - Если мы начнем обращать внимание, прежде всего, на личности, то нам будет очень сложно продвинуться в переговорах. Мы исходим из того, что любое должностное лицо должно быть ответственным за те решения, которые подписываются, договоренности, которые достигаются. И поэтому то, что господин Воронин не всегда был последователен в подписании и самое главное – в выполнении своих договоренностей, это факт, это естественно сказывалось на переговорном процессе. Но это не персонально проблема господина Воронина, это проблема скорее вообще республики Молдова как партнера на переговорах и проблема нашего взаимодействия в связи с тем, что у нас есть сложности и договороспособностью и выполнением Молдовой тех договоренностей, которые подписывались.
И. МЕРКУЛОВА – И как в Приднестровье относятся к последним событиям в Молдавии, потому что тот же Воронин говорил о том, что в Приднестровье получается дополнительный козырь на руках. Вроде как власти Молдавии не в состоянии держать ситуацию под контролем в своей стране.
В. ЯСТРЕБЧАК - У нас не появился этот козырь. Этот козырь был с момента возникновения конфликта и момента образования Приднестровья. То есть с 1989-1990 годов, когда начались первые проявления этого и когда действительно как отпор, как противодействие молдавскому, да и румынскому национализму и появилась приднестровско-молдавская республика. И поэтому просто, может быть, многие забыли о том, что у нас есть этот козырь, этот аргумент, потому что он не проявлялся так ярко. А сейчас, когда он проявился, все вспомнили. Просто это очередное подтверждение того, что то, что случилось в 2009 году, было неслучайным. Оно никуда не исчезало.
Е. БУНТМАН – Вы так сказали, вместе молдавский и румынский национализм, а между тем, господин Воронин и вообще власти официальный Кишинев говорит, что это была в основном румынская провокация, и наоборот открещиваются от любых проявлений румынского национализма, когда появился румынский флаг на административных зданиях в Кишиневе. Я осмелюсь предположить, что может быть наоборот, после этого ближе стала Молдавия к вам.
В. ЯСТРЕБЧАК - Если появляются наконец-то силы, которые заинтересованы в сохранении стабильного молдавского государства в республике Молдова, они готовы ответственно действовать, то естественно мы также в этом заинтересованы, чтобы у нас был стабильный, прогнозируемый, предсказуемый сосед. Что касается флагов, то давайте вспомним, что флаг, ныне действующий республики Молдова настолько близок к румынскому. По сути, модифицировано румынский, появился не над зданием парламента в начале апреля этого года, а был утвержден в качестве государственного символа республики Молдова в самом начале 90-х, когда республика Молдова обретала независимость. Поэтому истоки этой проблемы надо искать именно там.
Е. БУНТМАН – А то, что сейчас заявления антирумынские это скорее политические игры.
В. ЯСТРЕБЧАК - Это скорее политические игры и, кроме того, пока что каких-то четких доказательств, подтверждение банковских операций, где перечислялись деньги, задержанный сотрудник румынских спецслужб или что-то в таком плане, хотелось бы это увидеть. Пока что мы исходим из того, что это предположение возможно обоснованное.
И. МЕРКУЛОВА – Задержанные есть. Румынский бизнесмен некто.
В. ЯСТРЕБЧАК - Румынские бизнесмены вовсе необязательно напрямую связаны с румынскими спецслужбами, пусть даже у молдавских коллег есть все основания для таких предположений. Хотелось бы увидеть четкие подтверждения. Румынские соседи всячески от этого открещиваются и я думаю, что найдут достаточно весомых аргументов, чтобы откреститься от этого как на двустороннем уровне, так и на европейском, региональном.
И. МЕРКУЛОВА – В Тирасполе что думают об этом, кто стоял за этими беспорядками.
В. ЯСТРЕБЧАК - Мы исходим из того, что не имеет сейчас на этом этапе принципиального значения, кто организовывал эти провокации, кто непосредственно бил, кто отдавал команды. Сейчас мы исходим из того, что вопрос кому это оказалось выгодно. По сути, оказалось выгодно всем, в том числе и коммунистам, в том числе и оппозиции. Оппозиция показала, что она дееспособна, способна собрать тысячи людей. Неважно, какими технологиями. Партия коммунистов, правящая партия умело воспользовалась этой ситуацией в своих интересах и об этом тоже открыто говорят. То есть, есть возможность показать невменяемый характер действий оппозиции, есть возможности для того, чтобы подтвердить свою лояльность Западу и показать Москве, в конце концов, что теперь у нас есть внутренние сложности, и мы не можем так далеко заходить в каких-то действиях навстречу Москве.
И. МЕРКУЛОВА – Вы сказали два слова, которые мне показались интересными. То есть вы считаете, что это провокация.
В. ЯСТРЕБЧАК - Я считаю, что это провокация и я, возможно, попробую предвосхитить вопрос, мы не считаем, что это попытка государственного переворота. Государственный переворот это когда толпа врывается в парламент и приводит кого-то к присяге. Сейчас у этой толпы таких намерений не было. Никто никого не пытался привести к присяге. Была задача, установка разгромить здание, сжечь документы, неважно, какие цели. Но это беспорядки, основанные на провокации. А цели переворота по нашему мнению не было.
И. МЕРКУЛОВА – А второе слово, которое меня зацепило – невменяемость оппозиции.
В. ЯСТРЕБЧАК - Когда безнаказанно уничтожаются, нет других слов, государственные учреждения, институты власти, бьются стекла, избиваются стражи порядка, это не проявление нормальной политической борьбы.
И. МЕРКУЛОВА – А нормальная оппозиция есть в Молдавии? Или только невменяемая.
В. ЯСТРЕБЧАК - Если действительно правда то, что говорят прошедшие в парламент оппозиционные партии о том, что они не имеют к этому отношения, что они готовы к мирному цивилизованному диалогу, хочется надеяться, что есть.
И. МЕРКУЛОВА – Вы сказали о том, что все получили преимущества, выгоды, а Приднестровье что-то получило от этого?
В. ЯСТРЕБЧАК - Приднестровье также получило хотя бы ту возможность показать, что у нас есть свои козыри на руках. И если кто-то забыл о первопричинах образования Приднестровской Молдавской республики, теперь все, наконец, смогли вспомнить о том, что это не какие-то экономические факторы, это, прежде всего, соблюдение прав человека, права людей, которые живут в Приднестровье.
Е. БУНТМАН – Мы непосредственно перейдем к Приднестровью. А то все про Молдавию. Но такой будет некий мостик. Говорилось, что и в Приднестровье готовились какие-то провокации, которые были пресечены. Об этом говорили молдавские власти. Чтобы, по всей видимости, сорвать процесс урегулирования, уж не знаю с какой целью, были какие-то провокации, какое-то эхо событий в Кишиневе, в Приднестровье.
В. ЯСТРЕБЧАК - Честно говоря, меня вообще удивило, что о Приднестровье вспомнили не в день беспорядков и даже не на следующий день, а спустя какое-то время. Обычно приднестровский след находится гораздо быстрее, как только надо найти внешнего врага. Сразу акцентировали внимание на Румынии. Это в принципе удивило. А что касается, были ли какие-то провокации в Приднестровье, видимо, соглашусь с нашими молдавскими коллегами. Если они и были, то были сразу пресечены, потому что у нас таких следов не было.
Е. БУНТМАН – Настолько сразу, что никто и не заметил.
В. ЯСТРЕБЧАК - Видимо, и сами провокаторы в том числе.
Е. БУНТМАН – Что касается непосредственно того, кому повредило, кому принесло какие-то дивиденды, я насколько понимаю, назначалась встреча посредников на начало апреля. Первые числа апреля. Встреча была перенесена. Из-за чего? И когда она состоится.
В. ЯСТРЕБЧАК - Назначалась встреча посредников и наблюдателей. Она ориентировочно должна быть состояться 7-8 апреля, но в силу известных событий на ней не смогли присутствовать представители ЕС, посол США в Молдове, глава миссии ОБСЕ в Молдове. То есть представители западных государств. Они посчитали более важным присутствовать в эти дни непосредственно в республике Молдова, чтобы держать руку на пульсе событий. Предполагается, что эти консультации состоятся до конца этого месяца. Скорее всего, на следующей неделе.
Е. БУНТМАН – А непосредственно следующий раунд переговоров, уже что-то можно сказать? И вообще про формат «5+2».
В. ЯСТРЕБЧАК - Мы исходим из того, что, прежде всего, как и зафиксировано в московском совместном заявлении трех президентов, должны быть созданы необходимые условия. И там содержится призыв ко всем участникам максимально способствовать созданию таких условий. Пока мы исходим из того момента, когда в 2006 году эти консультации, работа этого формата «5+2» была прервана, пока что стороны предпринимают, прежде всего, республика Молдова только действия, которые лишь отдаляют перспективы возобновления. Это и ужесточение таможенных режимов, то есть мы не ведем речь о том, что это была разовая акция в марте 2006 года. На протяжении последних трех лет действия республики Молдова только ужесточались. Появляются новые сборы, новые налоги, платежи. И в этих условиях возвращаться и делать вид, что ничего не происходит, возвращаться к формальным консультациям в формате «5+2» по нашему мнению, условий для этого пока еще нет, не создано. Кроме того, есть действия других участников, в частности наших наблюдателей от ЕС и США, которые ограничивают въезд, уже в седьмой раз продлевают введенный запрет на въезд руководства Приднестровья. Это также не свидетельствует о том, что все участники готовы создавать условия для возобновления таких консультаций.
И. МЕРКУЛОВА – Россия она в качестве посредника участвует в переговорах. Посреднические усилия России вы как бы оценили?
В. ЯСТРЕБЧАК - Безусловно, очень высоко. И это не только последние события, последняя встреча в марте, которая состоялась на высшем уровне. Это целый комплекс усилий, который предпринимается по разным направлениям российской стороной, эти усилия начались не вчера, это началось еще в начале 90-х, когда РФ взяла на себя основной груз ответственности за поддержание мира на берегах Днестра. Это продолжается на протяжении последних уже многих лет. И поэтому, что РФ делает, естественно для нас представляет очень большое значение. Мы очень высоко ценим усилия России. Как в части нормализации политического диалога, так в части того, чтобы помогать сторонам в решении социально-экономических, иных отраслевых проблем. Мы обращались к российской стороне с соответствующими просьбами и надеемся, что наше обращение получит соответствующее развитие естественно после нормализации и стабилизации ситуации в Кишиневе.
И. МЕРКУЛОВА – По поводу людей с российскими паспортами. В Приднестровье много таких?
В. ЯСТРЕБЧАК - В Приднестровье на консульском учете состоит порядка 130 тысяч граждан РФ.
И. МЕРКУЛОВА – А сколько население Приднестровья?
В. ЯСТРЕБЧАК - По данным последней переписи порядка 500 тысяч человек.
И. МЕРКУЛОВА – То есть почти четверть.
В. ЯСТРЕБЧАК - Больше. Потому что многие не находятся на консульском учете, многие временно за пределами Приднестровья. Работа продолжается, я думаю, что уже в ближайшее время мы выйдем, по меньшей мере, на треть жителей Приднестровья, которые имеют российские паспорта. Плюс к этому прибавьте порядка 100 тысяч граждан Украины, тоже постоянно проживающих в Приднестровье, то есть достаточно много и тех, и других граждан.
Е. БУНТМАН – А у нас тут возник вопрос, в недавнем непризнанная республика Абхазия, где большинство населения имеют российские паспорта, жители Абхазии могут участвовать в российских выборах. Как любой гражданин РФ имеет право избирать и быть избранным. Как с российскими гражданами в Приднестровье. Могут, например, участвовать в российских выборах президента, парламента.
В. ЯСТРЕБЧАК - Могут, и для этого предпринимаются активные усилия как непосредственно федеральными органами власти, так и посольством РФ. На протяжении последних избирательных кампаний. То есть не только состоявшихся в 2007-2008 годах, но и ранее. Открываются избирательные участки, достаточное количество участков именно на территории Приднестровья, которые позволяют гражданам РФ принять участие в выборах.
Е. БУНТМАН – Это нормально, что республика стремится к независимости международной, а при этом как вы говорите, в скором времени треть граждан будут иметь паспорта другой страны.
В. ЯСТРЕБЧАК - Прежде всего, мы исходим из приоритета прав граждан, и граждане должны иметь возможность выехать за пределы Приднестровья. Неотъемлемое право граждан на свободу передвижения.
Е. БУНТМАН – Другого варианта нет просто.
В. ЯСТРЕБЧАК - Необходим паспорт признанного государства для того, чтобы пересечь границу. Поэтому без паспорта признанного государства пока Приднестровье не признано, граждане делают свой выбор. И то, что такой большой процент граждан именно РФ, государства-гаранта, государства-посредника делают выбор в пользу России, нас не может не обнадеживать.
И. МЕРКУЛОВА - А у остальных паспорта каких стран?
В. ЯСТРЕБЧАК - Большое разнообразие. Есть граждане Украины, граждане республики Молдова, граждане Болгарии, то есть все зависит от способностей каждого, происхождения, национальных корней. Мы не препятствуем получению гражданства. Естественно, к жителям Приднестровья мы относимся, прежде всего, как к своим гражданам – гражданам Приднестровской Молдавской республики.
Е. БУНТМАН – А что касается признания независимости. Может быть, немножко пофантазируем, при каких условиях это возможно. Например, Абхазию с Южной Осетией, правда, только два государства признали: Россия и Никарагуа, но, тем не менее, это уже можно назвать может быть несколько условно международным признанием. Приднестровье может рассчитывать на что-нибудь похожее и не обидно, что Абхазия и Южная Осетия, которые всегда рассматривались в связке с Приднестровьем, три непризнанных государства…
И. МЕРКУЛОВА – Два признали, а одно пока…
Е. БУНТМАН – А Приднестровье осталось несколько на обочине.
В. ЯСТРЕБЧАК - И руководство Приднестровья всегда заявляло о том, что мы не хотим платить такую высокую цену за признание. Еще раз платить жизнями наших людей. У нас был конфликт, люди гибли в 1990, 1991, 1992 годах. Достаточно.
Е. БУНТМАН – Но высокая цена это можно сказать только про Южную Осетию. Абхазия сейчас вошла можно сказать за компанию.
В. ЯСТРЕБЧАК - Давайте не забывать о том, что в Абхазии конфликты, перестрелки, инциденты на границе не прекращались и после формального завершения боевых действий. Люди, миротворцы все равно гибли. Поэтому то, что это цена платилась на протяжении лет, а не одномоментно, это тоже не делает эту цену меньше. Поэтому все-таки мы стремимся к тому, чтобы достичь признания, обрести признание именно дипломатическими средствами, путем переговоров, если для этого потребуется еще больше времени, мы к этому готовы, будем все-таки идти к этому.
И. МЕРКУЛОВА - Если позволите, есть вопросы от наших слушателей. Например, Герберт Гарстен из Москвы спрашивает: зачем вам вообще независимость. Создайте конфедерацию, лучше федерацию с Молдовой и все будет спокойно. И вообще нужно развивать экономику.
В. ЯСТРЕБЧАК - Целиком и полностью соглашусь с последним аргументом. Мы стараемся развивать экономику и поскольку действительно на первом месте у нас развитие общества, экономической составляющей, соблюдение прав человека, и если бы нам не мешали, было бы гораздо проще. И в этом плане обретение независимости это как гарантия соблюдения прав нашего населения, развития нашей экономики, именно в этом плане мы стремимся к независимости. Что касается федерации и конфедерации, Верховный Совет Приднестровья еще в 1993 году предложил республике Молдова рассмотреть возможность образования конфедерации двух субъектов, республики Молдовы и Приднестровья. Наконец в 2003 году федеративная идея была предложена российской стороной и была зафиксирована в известном меморандуме Козака. Республика Молдова на протяжении этих всех лет исходила постоянно из того, что урегулирование может быть только на унитарных принципах. И наше согласие на компромисс, будь то федерация или конфедерация, постоянно воспринимается как слабость. Более того, в 2003 году не был подписан меморандум Козака. Хорошо, но позиции сторон только отдалились после этого. В республике Молдова принят закон о статусе Приднестровья без учета малейшего даже мнения приднестровской стороны. В этом плане, видя то, что с нами не хотят договариваться, мы естественно должны, прежде всего, думать о своих интересах. На этом этапе наш интерес – построение независимого демократического правого государства, укрепление всех его институтов.
И. МЕРКУЛОВА – Еще один вопрос. Может быть, примкнуть к какому-то более благополучному соседу с учетом того…
В. ЯСТРЕБЧАК - У нас не такой большой выбор благополучных соседей.
И. МЕРКУЛОВА – Не нравится Молдавия, может быть, еще есть страны.
В. ЯСТРЕБЧАК - С соседями у нас сложно. Или республика Молдова, или Украина, которая на этом этапе не отличается особой внутриполитической стабильностью, как это ни прискорбно и второе – не горит желанием пока что видеть нас с распростертыми объятиями и, наконец, что самое важное – есть выбор народа Приднестровья, который был зафиксирован в ходе референдума 2006 года. Для нас приоритетом является построение независимого государства, и естественно, максимально тесная интеграция с РФ.
И. МЕРКУЛОВА – А вообще какая жизнь сейчас в Приднестровье. Потому что у нас пенсионер Богдан Гаврильчук утверждает, что какой-то чудовищный провал в экономике за последние 18 лет, население сократилось с 750 до 500 тысяч. Средняя зарплата 100 долларов. Средняя пенсия 30 долларов.
В. ЯСТРЕБЧАК - Очень специфические данные. Я не буду пытаться как-то приукрашивать ситуацию. Средняя зарплата в Приднестровье порядка 215 долларов. 230. Это средняя. То есть в промышленности гораздо выше. У бюджетников несколько ниже. Пенсии не такие низкие. Порядка 50-70 долларов, естественно это мало. Но это минимальные размеры, есть доплаты, в том числе благодаря помощи РФ, которая помогает, в том числе нашим пенсионерам.
И. МЕРКУЛОВА – А РФ безвозмездно помогает или… кредитов…
В. ЯСТРЕБЧАК - Что касается помощи социально незащищенным слоям населения, прежде всего пенсионерам, оказание дополнительной помощи для питания детей в школах, это осуществляется безвозмездно. В порядке гуманитарной помощи.
И. МЕРКУЛОВА – А правда ли, что долг Приднестровья России достиг полутора миллиардов долларов.
В. ЯСТРЕБЧАК - Спорный вопрос. Поскольку здесь за основу взят газовый долг. А прямого договора между Приднестровьем и компанией «Газпром» пока нет. Мы ставили этот вопрос, есть положительное решение, но напрямую договора нет.
И. МЕРКУЛОВА – А был какой договор, с кем?
В. ЯСТРЕБЧАК - Между Приднестровьем…
И. МЕРКУЛОВА – Я имею в виду сейчас, какой договор.
В. ЯСТРЕБЧАК - Сейчас договор между компанией «Молдова-газ», в которой Приднестровье принадлежит, по-моему, 17% акций. 51% - «Газпрому» и остаток республике Молдова. То есть этот долг висит именно на этой компании.
Е. БУНТМАН – А что касается пенсионеров, я так понимаю, что те, кто обладает российским гражданством, российским паспортом, могут рассчитывать, как было в Абхазии и Южной Осетии на российскую пенсию.
В. ЯСТРЕБЧАК - Нет, есть надбавки российские. Есть доплаты, которые получают пенсионеры ежемесячно в этом году в размере 15 долларов. И плюс есть доплаты со стороны РФ участникам Великой Отечественной войны. Которые составляют порядка тысячи рублей РФ. Пенсии РФ в Приднестровье не выплачиваются. Выплачиваются пенсии из нашего бюджета.
И. МЕРКУЛОВА – Что с железнодорожным сообщением.
В. ЯСТРЕБЧАК - Ситуация остается пока очень сложной. Если в начале 2006 года через территорию Приднестровья ходило более десятка поездов, то сейчас ходит всего лишь один поезд на Москву. И один сезонный поезд. Приднестровье лишено возможности осуществлять грузоперевозки по своей территории. То есть предприятия Приднестровья не могут осуществлять экспорт, импорт по железной дороге. Они для этого должны вывозить свой груз автомобильным транспортом или на Украину, или в Молдову и там только загружать на железнодорожные платформы. Естественно, пока этот вопрос не находит решения прежде всего потому, что такая ситуация экономически выгодна нашим соседям в республике Молдова. Поэтому они сохраняют запретительные меры в отношении таких действий на приднестровском участке дороги. Мы стараемся работать над этим вопросом, рассчитываем на помощь, в том числе наших международных партнеров.
И. МЕРКУЛОВА – А за счет чего живет Приднестровье? Какие у вас источники доходов?
В. ЯСТРЕБЧАК - Прежде всего, промышленность. И как следствие это налоговые платежи. В широком смысле слова. То есть платежи, поступающие от таможенной деятельности, налоги в собственном смысле. Это основной источник пополнения доходной части бюджета. До этого за несколько лет достаточно существенную статью доходов составляли доходы от приватизации промышленных предприятий. Сейчас по мере того, как предприятия уже приватизированы большей частью, сейчас основная ставка делается на выполнение ими своих инвестиционных обязательств.
Е. БУНТМАН – И, наверное, последнее. Насколько я понимаю, экономическая ситуация сейчас руководство Приднестровья не устраивает. Устраивает ли политический статус-кво, который сохраняется, потому что переговоры фактически не ведутся и только декларации о намерениях появляются. Как долго может Приднестровье существовать при таком политическом положении. Непризнанность - насколько это мешает?
В. ЯСТРЕБЧАК - Во-первых, полностью соглашусь с тем, что ситуация в экономике не устраивает, это и следствие кризиса, и тех ограничительных мер, которые предпринимаются в отношении нас. Все это естественно взаимосвязано с политическим диалогом. Да, руководство Приднестровья предпринимает меры для того чтобы минимизировать влияние кризисных явлений и для того чтобы разблокировать этот диалог переговорный, но пока для этого не будет условий, говорить о его скорейшем возобновлении сложно. Что касается того, сколько можем выстоять продержаться, естественно с непризнанностью накладывает отпечаток. Есть усталость людей, но, тем не менее, есть и народ Приднестровья, который сделал свой выбор. И я думаю, что готов отстаивать свой выбор, свою позицию.
Е. БУНТМАН – Спасибо большое. У нас был в гостях Владимир Ястребчак, министр иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики.
В. ЯСТРЕБЧАК - Спасибо вам.
http://www.echo.msk.ru/programs/razvorot/587503-echo/