788

Самые несчастные в мире люди ("The Wall Street Journal", США)

Недавнее подавление правительством Молдавии насильственных протестов против якобы имевших место фальсификаций на парламентских выборах, которые состоялись 5 апреля, заставляет вспомнить о книге Эрика Вайнера (Eric Weiner) "География счастья" ("The Geography of Bliss"). Автор в течение года искал самые счастливые места на земле, и эти поиски привели его к выводу о том, что самые несчастные люди на Земле - молдаване. Без "прочной веры и культуры, на которую можно положиться", пишет Вайнер, молдаване придерживаются суеверных мировоззрений, "плывут по течению и ни к чему не привязаны, а над этой печальной землей висит туча пессимизма".

Вайнер в своем исследовании немного перегибает палку, но вместе с тем, он раскрывает важные моменты, которые регулярно замечают как ученые, так и гости Молдавии. В этой зажатой между Украиной и Румынией стране, не имеющей выхода к морю, отсутствует так называемая 'национальная идея', гордость за нацию и надежда на будущее. Этим, а также потрясающей бедностью объясняется тот факт, что не менее четверти граждан Молдавии живут и работают за границей, отсылая домой денежные переводы, которые помогают стране держаться на плаву.

Этим также объясняется тот факт, что молдаване могут принять участие в проводимом сегодня "паспортном состязании" на верность России, Румынии и в меньшей степени Украине. Румынский президент Траян Бэсеску (Traian Basescu) заявил на прошлой неделе, что его страна обеспечит молдаванам возможность для получения в индивидуальном порядке румынского гражданства (и, соответственно, гражданства ЕС) по ускоренной процедуре. Согласно этому заявлению, право на получение паспортов получат потомки (начиная с внуков) тех, кто были румынскими подданными до 1940 года, когда Молдавия являлась частью Румынии. К этой многочисленной когорте избранных относится значительная часть населения сегодняшней Молдавии. Но уже в 2007 году, когда Румыния вступила в ЕС, ее посольство оказалось заваленным сотнями тысяч заявлений от молдаван на получение румынского гражданства. Бухарест может обработать лишь небольшую их часть, и пока не ясно, удастся ли благодаря новым правилам, которые пока еще не приняты, ускорить этот процесс.

В то же время, Россия проводит свою политику "паспортизации" в Молдавии и Приднестровье (последний всегда был гораздо более русифицированным регионом Молдавии). В этом расположенном к востоку от Днестра районе продолжают оставаться российские войска, поддерживая русскоговорящее население, провозгласившее "Приднестровскую республику". Эта территория хочет стать независимой и со временем войти в состав России, хотя там живут примерно в равном соотношении русские, молдаване и украинцы.

Даже те 33 процента населения Приднестровья, что официально называются "молдаванами", в подавляющем большинстве ориентируются на Россию, на ее институты и язык. Неизвестно, сколько там было выдано российских паспортов, но имеющиеся свидетельства говорят о том, что получили их многие тысячи людей. Киев также потихоньку присматривается к "своим", как он считает, украинцам, которые проживают как в правобережной Молдавии, так и в Приднестровье.

Исследование непростой истории этой территории помогает понять причины такой неразберихи с молдавским самосознанием. Славная история успешной борьбы Стефана Великого с османами в 15-м веке составляет основу национальных преданий и является для нации важным символом. Однако последние пять столетий не отличались особой щедростью для чувств национальной гордости молдаван.

Начиная примерно с 1503 года эта территория была вассалом Османской империи и платила ей дань, а в 1812 году она попала под правление России. Несколько месяцев независимости в результате хаоса революции в России привели к тому, что в 1918 году Молдавия "добровольно" создала союз с Румынией, которая относилась к своим кровным родственникам весьма неблагородно. Союз продержался до того момента, когда в результате заключения Пакта Молотова-Риббентропа в 1940 году Молдавия вновь была отрезана и возвращена в состав СССР. Во время Второй мировой войны Молдавия переходила из рук в руки. Затем она стала советской республикой и оставалась в таком качестве вплоть до получения независимости в 1991 году. Территория Молдавии после войны видоизменилась, поскольку Сталин присоединил к ней традиционно русский район Приднестровья, а Украине передал весьма ценную, но говорящую по-румынски Северную Буковину и Буджак, что на юге.

Вопрос молдавской самоидентификации не ограничивается просто географией и гражданством. Это также вопрос языка и самосознания. В советские времена румынский язык - а на нем говорит, примерно, две трети жителей Молдавии - объявили "молдавским". Высокопоставленные советские пропагандисты со всей серьезностью создавали румынско-молдавский словарь. Письменность перевели с латиницы на кириллицу, хотя латиница использовалась в соседней Румынии с 1859 года.

Но литературу на румынском или "молдавском" все равно подвергали гонениям, а языком власти и публичного общения был русский. По сей день старшее поколение в Молдавии говорит на прекрасном, без акцента русском языке. А молодежь пользуется румынским языком и английским в качестве второго, хотя самая умная ее часть признает практическую ценность знания русского языка.

На протяжении всех восьми лет своего президентства коммунистический лидер Молдавии Владимир Воронин осторожно маневрирует между Москвой и Брюсселем, вернее, между старшим поколением, составляющим его избирательную базу и хранящим нежные воспоминания о своей советской молодости, и поколением молодежи, устремленным в Европу. Но действия Воронина зачастую были меньше похожи на умелую навигацию, а больше на тяжкую и грубую поступь. И поэтому конкурирующие между собой интересы поколений и самоидентификации вылились после выборов в протесты, прошедшие 7 и 8 апреля.

Поскольку многие жители Молдавии в индивидуальном порядке согласны "примкнуть" к ЕС, а большое количество жителей Приднестровья соответственно хочет "присоединиться" к России, что такая ситуация может означать для Молдавии? Правительство президента Воронина уже приняло закон, который требует, чтобы государственные служащие имели только молдавское гражданство. Центральная избирательная комиссия изгнала из парламента 21 депутата из числа избранных 5 апреля, поскольку эти люди имели двойное и даже тройное гражданство. В соответствии с новым законом, они должны отказаться от другого гражданства, прежде чем займут свои места в законодательном органе власти.

Поскольку все эти силы по-прежнему тянут в разные стороны относительно новую, неокрепшую и бедную нацию, настало время дать толчок ускорения молдавскому суверенитету - тем более, что это в интересах каждого. Ведь все страны признают территориальную целостность Молдавии и ее суверенитет, а также право Приднестровья на особый статус в составе единого государства. Серьезное возобновление переговоров по Приднестровью в формате "5+2" с участием России, Украины, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Евросоюза, США, а также Молдавии и Приднестровья может в результате привести к реальному урегулированию. Такое соглашение может открыть важные новые сферы доверия в укрепляющихся отношениях США, ЕС и России и улучшить жизнь людей по обе стороны Днестра.

Да, по поводу "Географии счастья". Я видел, что жители Молдавии и Приднестровья больше всего счастливы и едины в моменты, когда молдавская сборная играет со своими европейскими соперниками на современном стадионе "Шериф", расположенном на приднестровской территории.

Луис О'Нил с 2006 по 2008 год был представителем и главой миссии ОБСЕ в Молдавии.
0