565

В свои 60 НАТО по-прежнему привлекательно

В начале апреля будет отмечаться 60-летие создания западного военного блока, напоминают СМИ. С падением Берлинской стены и режимов-ставленников СССР еще 20 лет назад НАТО могло счесть свою миссию выполненной и уйти со сцены. Почему Североатлантический альянс продолжает расширяться и готов противостоять все новым вызовам?

Торжества по случаю 60-летия НАТО состоятся во Франции и Германии, пишет The New York Times, и действительно поводы для радости есть: после восьми лет охлаждения в евро-атлантических отношениях в США победил популярный в Европе Барак Обама, большая часть европейских лидеров настроена проамерикански, а французский президент Николя Саркози принял решение о возвращении своей страны в военные структуры альянса.

В редакционной статье выражается надежда, что через 20 лет после окончания холодной войны НАТО сможет поставить перед собой осмысленные задачи. Однако для этого необходим успех операции в Афганистане, где пока что ситуация пугающе близка к провалу, пишет издание, с горечью замечая, что из 26 стран-членов лишь США, Великобритания, Канада, Нидерланды и Дания принимают участие в боевых действиях. Остальные придерживаются самоограничений, что негативно складывается на отношениях внутри альянса. Европейцы должны понимать, что их большее вовлечение в Афганистан - это не помощь США, а необходимость, ибо в противном случае они докажут свою несостоятельность, пишет газета.

В целом на апрельском саммите будет обсуждать целый ряд новых вызовов: от распространения ядерного оружия и радикального фундаментализма до непредсказуемой России, сообщает NYT в заключение.

НАТО по-прежнему в строю, уверен редактор немецкой газеты Die Zeit Йозеф Йоффе, изложивший свою позицию в статье для The Time. "Альянсы прекращают свое существование, как только побеждают врага. Уберите противника, и связующая субстанция, на которой держится союз, растворится", - пишет он, ссылаясь на примеры альянса европейских государств против Наполеона и советско-американской антигитлеровской коалиции.

По мнению автора, НАТО начало считать себя победителем еще 20 лет назад, с падением Берлинской стены и режимов-ставленников СССР. Почему же оно расширяется вместо того, чтобы откланяться? Первоначально в блок входило 12 государств, а ныне 26. "Истина в том, что и в 60 лет альянс не только жизнерадостен, но и вполне эффективен. Иначе с ним бы не флиртовало столько стран", - пишет автор, указывая, что в него только что вернулась Франция.


"У НАТО три функции: включать в свой круг Америку, не допускать в него Россию и сдерживать Германию", - такова концепция НАТО, сформулированная его первым генсеком лордом Исмеем, рассказывает Йоффе, давая обоснование, почему такая постановка вопроса и сейчас соответствует действительности.

Величайшее свершение НАТО, продолжает автор, - денационализация оборонной доктрины Европы, создание общей штабной, командной и коммуникационной структуры. От этой традиции сотрудничества никто не хочет отказываться. По иронии судьбы, в годы холодной войны НАТО не воевало, поскольку его главной задачей было молчаливое сдерживание Москвы, но после кончины СССР альянс сделался реальной боевой силой. "Ныне это полицейский и оперативно-боевой корпус почти что глобального масштаба", - говорится в статье. Организация постоянно адаптируется к новым запросам рынка. "Пока президенты США приходят на ужин, а европейские лидеры соперничают за право этот ужин устроить, НАТО будет жить", - резюмирует автор.

Немецкое издание Der Spiegel комментирует намерение Обамы назначить на должность командующего Объединенными силами НАТО в Европе адмирала ВМС США Джеймса Ставридиса. Подобное решение Белого дома европейцев удивило, сообщают корреспонденты, напоминая, что американцы традиционно предоставляют кандидата на пост главнокомандующего силами НАТО, в то время как европейцы назначают генерального секретаря альянса.

По-видимому, предполагает издание, Барака Обаму убедило то, что в своей нынешней должности - Ставридис возглавляет Южное командование ВС США, ответственное за проведение операций в Латинской Америке, - адмирал способствовал активному сотрудничеству армии с гражданскими институтами. Подобный подход, подчеркивается в статье, является новой основой стратегии Вашингтона в Афганистане, где "чисто военного решения не существует", как вторят друг другу президент США и министр обороны Гейтс.
0