Новая Молдавия против "Молдова-стайл" :-)
"Стилистические расхождения"
Формулируя свои претензии к советскому режиму, диссидент Синявский говорил, что у него с этой властью «не идеологические, а стилистические расхождения». Через десятилетия, в «коммунистической» Молдавии вряд ли можно как-то более точно сформулировать отношение нарождающейся новой Молдавии к современным бессарабским реалиям и нынешним «политическим элитам». У наиболее активной, самодостаточной и интеллектуально развитой части молдавского общества с этой властью именно «стилистические расхождения».
Может ли нормальный человек чувствовать родство с этим государственным «шоу фриков», глядя на ежедневные неадекватные выходки будто вечно пьяного президента? Или глядя на то, как среди бела дня в центре Кишинева людей, протестующих против беспредела полиции, поливают слезоточивым газом нанятые за 100 леев (и, видимо, организованные той же полицией) политические гопники? Или на то, как высшие чины правоохранительных органов, с трудом сдерживая ухмылки, рассказывают нам сказки про «профессионального киллера» для Рошки или про «арсенал» и готовые списки «террористов» в гараже гагаузского правозащитника? Или на полном серьезе арестовывают свинью и осла, ряженных под полицейского и прокурора, или «неправильную» рождественскую елку? Или на то, как Мушук выводит к мэрии Кишинева толпу старух со своим портретом в руках? Да и просто, глядя на Тарлева, на Урекяна, на Степанюка, на Гимпу, на Клименко? За кого они все нас держат?
«Молдова-стайл» и параллельное общество
Все попытки убогого молдавского политического класса втянуть общество в какие-то идеологические или геополитические дискуссии, призывы к патриотизму, реинтеграции или объединению с Румынией – смешны. Они могут озвучивать все, что угодно. Потом меняться ролями, воровать друг у друга никчемные мыслишки и идейки и снова городить все по-новому.
Молдавские политические, экономические, социальные реалии отвратительны на другом, гораздо более глубоком уровне, где все эти надуманные противоречия унылых политических шоуменов современности не имеют никакого значения.
Втягиваться с ними в политические дискуссии – просто ниже собственного достоинства. Иной раз увидишь кого-то, всерьез обсуждающего очередную «инициативу президента» или «президентские амбиции» оппозиционного «тяжеловеса» или отставного воронинского чиновника, - и сразу каким-то чужим, нездешним ветерком веет. Ключевое слово здесь – «всерьез». Среди «своих» таких нет. Воспринимать весь этот цирк всерьез среди нормальных людей - моветон, даже без обсуждений. Примерно как регулярно смотреть «Месаджер» или читать «Независимую Молдову» или партийный печатный орган любой молдавской партии.
Итак, проблема бессарабской политики – в ее культурно-стилистическом базисе, в самих «правилах игры». И граница, разделяющая молдавское общество на новую Молдавию будущего и старую Молдову прошлого и настоящего, проходит именно по принципу культурно-стилистического выбора. Кто-то не морщась «хавает» нынешний «Молдова-стайл» и «участвует», а кто-то считает эту клоунаду зрелищем, оскорбляющим его эстетические и этические чувства, и живет своей параллельной жизнью, по возможности минимально пересекаясь с этим государством.
Номенклатурная мафия бессмертна?
Сегодня в бессарабской политике много говорится об обновлении. О смене политического класса не говорит только ленивый.
А что же «новые политики»? Новые политики, на которых обращено внимание молдавского общества, делятся на 2 типа. Первые – фигуры, выбравшие путь партийной карьеры. Приняв тем самым «правила игры», именно они чаще всего и оказываются на виду. Сколько уже мы их насмотрелись, этих мушуков и кирток, этих племянников-сыновей-кумов-братьев. Не говоря уже про убогих комсомольских вожаков из воронинской молодой поросли.
Их проблема в том, что приняв «правила игры», они уже стали номенклатурой. Неудивительно, что этот номенклатурный путь «партийного обновления» оказался абсолютно ущербным и ведущим в тупик простого воспроизводства нынешней политической модели, дискредитировав саму идею обновления политического класса.
Вторая модель обновления – собственно, независимые политики «новой волны». К сожалению, данный путь – более сложный, но в то же время и единственно работающий на реальное обновление – сегодня не является магистральным путем развития молдавской политики. На выборах в парламент откровенно дискриминируются независимые кандидаты (набрать в одиночку нереальные 3% голосов, чтобы занять в парламенте 1 место из 101, т.е. менее 1% - все это делает участие независимых в выборах просто бессмысленным). Политики, не принимающие нынешнюю политическую стилистику и «правила игры» и не идущие по пути партийной карьеры, оказываются просто вычеркнутыми из политической жизни страны.
Точно так же из бюллетеня оказалась вычеркнута и становившаяся все более опасным конкурентом для старых номенклатурщиков графа «против всех». А минюст надежно заблокировал возможность появления новых партий, независимых от существующих политических кланов и неподконтрольных им.
Таким образом, партноменклатурная мафия обеспечивает собственное воспроизводство, и, следовательно – бессмертие. А Молдавия может вечно ждать смены поколений в политике, раз за разом обманываясь на очередном «новом» политическом манекене. До тех пор, пока уже просто не останется и капли надежды, которая, кажется, и так уже на исходе.
Эти выборы мы уже проиграли
Глядя на предвыборное меню, предложенное обществу накануне выборов 2009 года, можно с сожалением констатировать: эти выборы мы все уже проиграли. Нынешний «Молдова-стайл» при любом раскладе останется определяющим для бессарабской политики на весь следующий парламентский срок. Вопрос лишь в том, продлится ли он полные 4 года, или шанс для новой Молдавии обозначится раньше.
Так или иначе, на этих выборах нормальным людям не за кого голосовать, не на что надеяться, но, одновременно, и нечего бояться. Ничего способного как-то пошатнуть на этих выборах стилистические устои молдавской политики – в какую бы то ни было сторону – просто нет. Там все – «свои люди». Чужаков нет. Соответственно, не будет и ничего принципиально нового, сколько бы ни трепались об обновлении и переменах участники предвыборных «баталий».
Кстати, интересно было наблюдать то, как только за последний месяц брэндом «новой Молдавии» попытались воспользоваться и Воронин, и его друг Тарлев, и еще ряд деятелей помельче. Безуспешно. Им неведома простая истина, что новая Молдавия – это в первую очередь новый стиль, новая политическая культура, новая модель взаимодействия гражданина и власти.
Опытный пропагандист может без труда обмануть агитируемую им публику в случае, если та придерживается другой политической идеологии. А вот стилистическое чутье обмануть практически невозможно. И как бы ни «бодрились» политические мамонты 90-х годов прошлого века, как бы ни обкладывали на предвыборных фото свои потрескавшиеся физиономии молодыми мордашками, никакой новой Молдавии им не видать как своих ушей. Они безнадежно отстали от своей же страны и от молдавского общества.
«Полк» политических импотентов и Новая Молдавия
В свое время учредителей движения «Новая Молдавия» упрекали в том, что мы, перефразируя поэта Губермана, вбросили свои свежие идеи в бессарабскую политику, «словно девку – в полк». Но мы были спокойны и не ошиблись: молдавский политический «полк» поголовно состоит из импотентов.
В этом был и элемент издевательства. Они с жадностью набросились на «свежатинку», однако тут же поняли, что ничего сделать с ней они не могут. Эти идеи не подвластны тем, кто внутренне не свободен. Людям прошлого здесь искать нечего. Они не могут быть даже ретрансляторами. Подлинно новую Молдавию могут строить только люди новой формации, нового стиля и новой политической культуры. У других – не работает, не горит.
Так или иначе, здоровой части общества и независимым политикам новой волны придется попытаться найти совместное решение основной проблемы Молдавии: отсутствие самого смысла существования молдавского государства. Причем найти этот новый смысл необходимо в самое ближайшее время. Иначе государства не станет. В этом смысле, как ни крути, именно новая Молдавия – единственный и последний шанс для страны.
Эта идея ждет своей реализации. И конкретные выборы-2009 тут совершенно не причем. Подлинное обновление – это, в первую очередь, переворот в общественном сознании, это новая модель взаимоотношений общества с государством. Для этого не надо забираться в политические, геополитические и идеологические дебри. Проводником, гражданином новой Молдавии является каждый человек, у кого с нынешним государством РМ и его властями - «стилистические расхождения». Каждый, кому на культурном, этическом и эстетическом уровне омерзительно то, что он ежедневно видит по телевизору и вокруг себя.
А посему, 5 апреля, как, впрочем, и в любой другой день, прислушайтесь к своему чувству стиля. И не ошибетесь.
http://www.moldovanova.md/ru/publications/show/107/
Формулируя свои претензии к советскому режиму, диссидент Синявский говорил, что у него с этой властью «не идеологические, а стилистические расхождения». Через десятилетия, в «коммунистической» Молдавии вряд ли можно как-то более точно сформулировать отношение нарождающейся новой Молдавии к современным бессарабским реалиям и нынешним «политическим элитам». У наиболее активной, самодостаточной и интеллектуально развитой части молдавского общества с этой властью именно «стилистические расхождения».
Может ли нормальный человек чувствовать родство с этим государственным «шоу фриков», глядя на ежедневные неадекватные выходки будто вечно пьяного президента? Или глядя на то, как среди бела дня в центре Кишинева людей, протестующих против беспредела полиции, поливают слезоточивым газом нанятые за 100 леев (и, видимо, организованные той же полицией) политические гопники? Или на то, как высшие чины правоохранительных органов, с трудом сдерживая ухмылки, рассказывают нам сказки про «профессионального киллера» для Рошки или про «арсенал» и готовые списки «террористов» в гараже гагаузского правозащитника? Или на полном серьезе арестовывают свинью и осла, ряженных под полицейского и прокурора, или «неправильную» рождественскую елку? Или на то, как Мушук выводит к мэрии Кишинева толпу старух со своим портретом в руках? Да и просто, глядя на Тарлева, на Урекяна, на Степанюка, на Гимпу, на Клименко? За кого они все нас держат?
«Молдова-стайл» и параллельное общество
Все попытки убогого молдавского политического класса втянуть общество в какие-то идеологические или геополитические дискуссии, призывы к патриотизму, реинтеграции или объединению с Румынией – смешны. Они могут озвучивать все, что угодно. Потом меняться ролями, воровать друг у друга никчемные мыслишки и идейки и снова городить все по-новому.
Молдавские политические, экономические, социальные реалии отвратительны на другом, гораздо более глубоком уровне, где все эти надуманные противоречия унылых политических шоуменов современности не имеют никакого значения.
Втягиваться с ними в политические дискуссии – просто ниже собственного достоинства. Иной раз увидишь кого-то, всерьез обсуждающего очередную «инициативу президента» или «президентские амбиции» оппозиционного «тяжеловеса» или отставного воронинского чиновника, - и сразу каким-то чужим, нездешним ветерком веет. Ключевое слово здесь – «всерьез». Среди «своих» таких нет. Воспринимать весь этот цирк всерьез среди нормальных людей - моветон, даже без обсуждений. Примерно как регулярно смотреть «Месаджер» или читать «Независимую Молдову» или партийный печатный орган любой молдавской партии.
Итак, проблема бессарабской политики – в ее культурно-стилистическом базисе, в самих «правилах игры». И граница, разделяющая молдавское общество на новую Молдавию будущего и старую Молдову прошлого и настоящего, проходит именно по принципу культурно-стилистического выбора. Кто-то не морщась «хавает» нынешний «Молдова-стайл» и «участвует», а кто-то считает эту клоунаду зрелищем, оскорбляющим его эстетические и этические чувства, и живет своей параллельной жизнью, по возможности минимально пересекаясь с этим государством.
Номенклатурная мафия бессмертна?
Сегодня в бессарабской политике много говорится об обновлении. О смене политического класса не говорит только ленивый.
А что же «новые политики»? Новые политики, на которых обращено внимание молдавского общества, делятся на 2 типа. Первые – фигуры, выбравшие путь партийной карьеры. Приняв тем самым «правила игры», именно они чаще всего и оказываются на виду. Сколько уже мы их насмотрелись, этих мушуков и кирток, этих племянников-сыновей-кумов-братьев. Не говоря уже про убогих комсомольских вожаков из воронинской молодой поросли.
Их проблема в том, что приняв «правила игры», они уже стали номенклатурой. Неудивительно, что этот номенклатурный путь «партийного обновления» оказался абсолютно ущербным и ведущим в тупик простого воспроизводства нынешней политической модели, дискредитировав саму идею обновления политического класса.
Вторая модель обновления – собственно, независимые политики «новой волны». К сожалению, данный путь – более сложный, но в то же время и единственно работающий на реальное обновление – сегодня не является магистральным путем развития молдавской политики. На выборах в парламент откровенно дискриминируются независимые кандидаты (набрать в одиночку нереальные 3% голосов, чтобы занять в парламенте 1 место из 101, т.е. менее 1% - все это делает участие независимых в выборах просто бессмысленным). Политики, не принимающие нынешнюю политическую стилистику и «правила игры» и не идущие по пути партийной карьеры, оказываются просто вычеркнутыми из политической жизни страны.
Точно так же из бюллетеня оказалась вычеркнута и становившаяся все более опасным конкурентом для старых номенклатурщиков графа «против всех». А минюст надежно заблокировал возможность появления новых партий, независимых от существующих политических кланов и неподконтрольных им.
Таким образом, партноменклатурная мафия обеспечивает собственное воспроизводство, и, следовательно – бессмертие. А Молдавия может вечно ждать смены поколений в политике, раз за разом обманываясь на очередном «новом» политическом манекене. До тех пор, пока уже просто не останется и капли надежды, которая, кажется, и так уже на исходе.
Эти выборы мы уже проиграли
Глядя на предвыборное меню, предложенное обществу накануне выборов 2009 года, можно с сожалением констатировать: эти выборы мы все уже проиграли. Нынешний «Молдова-стайл» при любом раскладе останется определяющим для бессарабской политики на весь следующий парламентский срок. Вопрос лишь в том, продлится ли он полные 4 года, или шанс для новой Молдавии обозначится раньше.
Так или иначе, на этих выборах нормальным людям не за кого голосовать, не на что надеяться, но, одновременно, и нечего бояться. Ничего способного как-то пошатнуть на этих выборах стилистические устои молдавской политики – в какую бы то ни было сторону – просто нет. Там все – «свои люди». Чужаков нет. Соответственно, не будет и ничего принципиально нового, сколько бы ни трепались об обновлении и переменах участники предвыборных «баталий».
Кстати, интересно было наблюдать то, как только за последний месяц брэндом «новой Молдавии» попытались воспользоваться и Воронин, и его друг Тарлев, и еще ряд деятелей помельче. Безуспешно. Им неведома простая истина, что новая Молдавия – это в первую очередь новый стиль, новая политическая культура, новая модель взаимодействия гражданина и власти.
Опытный пропагандист может без труда обмануть агитируемую им публику в случае, если та придерживается другой политической идеологии. А вот стилистическое чутье обмануть практически невозможно. И как бы ни «бодрились» политические мамонты 90-х годов прошлого века, как бы ни обкладывали на предвыборных фото свои потрескавшиеся физиономии молодыми мордашками, никакой новой Молдавии им не видать как своих ушей. Они безнадежно отстали от своей же страны и от молдавского общества.
«Полк» политических импотентов и Новая Молдавия
В свое время учредителей движения «Новая Молдавия» упрекали в том, что мы, перефразируя поэта Губермана, вбросили свои свежие идеи в бессарабскую политику, «словно девку – в полк». Но мы были спокойны и не ошиблись: молдавский политический «полк» поголовно состоит из импотентов.
В этом был и элемент издевательства. Они с жадностью набросились на «свежатинку», однако тут же поняли, что ничего сделать с ней они не могут. Эти идеи не подвластны тем, кто внутренне не свободен. Людям прошлого здесь искать нечего. Они не могут быть даже ретрансляторами. Подлинно новую Молдавию могут строить только люди новой формации, нового стиля и новой политической культуры. У других – не работает, не горит.
Так или иначе, здоровой части общества и независимым политикам новой волны придется попытаться найти совместное решение основной проблемы Молдавии: отсутствие самого смысла существования молдавского государства. Причем найти этот новый смысл необходимо в самое ближайшее время. Иначе государства не станет. В этом смысле, как ни крути, именно новая Молдавия – единственный и последний шанс для страны.
Эта идея ждет своей реализации. И конкретные выборы-2009 тут совершенно не причем. Подлинное обновление – это, в первую очередь, переворот в общественном сознании, это новая модель взаимоотношений общества с государством. Для этого не надо забираться в политические, геополитические и идеологические дебри. Проводником, гражданином новой Молдавии является каждый человек, у кого с нынешним государством РМ и его властями - «стилистические расхождения». Каждый, кому на культурном, этическом и эстетическом уровне омерзительно то, что он ежедневно видит по телевизору и вокруг себя.
А посему, 5 апреля, как, впрочем, и в любой другой день, прислушайтесь к своему чувству стиля. И не ошибетесь.
http://www.moldovanova.md/ru/publications/show/107/