ЛП идет во власть
Перед Либеральной партией стоят две главные цели. Внутри страны – ликвидация бедности, основной проблемы большинства населения Республики Молдова. На внешней арене главная цель – это присоединение Республики Молдова к Европейскому союзу как к пространству цивилизации, демократии, права, процветания, устойчивого развития и безопасности. Либеральная партия восстановит доверие европейских и международных организаций к Республике Молдова, добьется для граждан Республики Молдова возможности свободного передвижения по странам ЕС и упрощения механизма восстановления румынского гражданства лицам, являющимся гражданами по праву.
Голосуем вместе за лучшую жизнь!
Голосуем вместе за Либеральную партию!
СОДЕРЖАНИЕ
Текущая ситуация в Республике Молдова
Предвыборная программа Либеральной партии
I. Укрепление правового государства
II. Экономическое развитие
III. Внешняя политика
IV. Образование и наука
V. Молодежь и спорт
VI. Здравоохранение
VII. Семья, социальное обеспечение, равенство возможностей
VIII. Культура
IX. Охрана окружающей среды
X. Приднестровское урегулирование
Текущая ситуация в Республике Молдова
Либеральная партия считает, что коммунистическое руководство, правившее в Республике Молдова в течение 8 лет, привело к полному банкротству государства. Кризисом охвачены все сферы политической, экономической и социальной жизни: экономика не работает, товары и ценности не производятся; стоимость жизни возросла в три раза на фоне незначительно повышения заработной платы и пенсий; агропроизводство и сельская местность остаются в состоянии хронической неразвитости; услуги в сфере здравоохранения недоступны большинству населения; система образования и наука отстали и теперь неконкурентоспособны; инфраструктура капитально разрушена; энергетическая безопасность постоянно подвергается давлению и шантажу и зависит от единственного источника – Российской Федерации; приднестровский конфликт по-прежнему представляет угрозу для безопасности Республики Молдова и региона; правовое государство, демократические институты, основные права и свободы человека серьезно страдают из-за тоталитарной коммунистической модели управления; государственная власть и учреждения центральной администрации подорваны коррупцией; бедность стала общим социальным явлением; безработица и миграция населения обрели широкий размах. Все это в целом ставит под угрозу само существование Республики Молдова.
Партия коммунистов свела на нет разделение законодательной, исполнительной и судебной властей в государстве, подчинив их президенту, являющемуся и председателем ПКРМ. Превращенный в принадлежащую коммунистам машину для голосования парламент принимал антидемократические законы, а гражданское общество было исключено из законодательного процесса. Сильно урезаны права и свободы граждан, а деятельность политических партий блокируется и ограничивается. Был чересчур завышен статус силовых органов государства, которые получили чрезмерные полномочия, повлекшие за собой злоупотребления по отношению к гражданам, политическим партиям и гражданскому обществу. Правящая партия установила монополию над КСТР и общественными СМИ, ограничив демократию в условиях политического плюрализма. Судебная власть была подчинена руководству – президент страны самолично назначает на должность судей и председателей судебных инстанций.
В настоящее время Республика Молдова – самое бедное в Европе государство с самым низким ВВП на душу населения и самой низкой заработной платой. Огромный внешний долг страны – 4 млрд. долларов – будут вынуждены выплачивать несколько поколений. Экономика испытывает серьезные трудности, а именно: существует чрезмерная зависимость от импортируемых из России энергоносителей; производство не покрывает минимальных потребностей внутреннего рынка; внутренний рынок зависит от импортируемой продукции, а торговый баланс – негативный; управление публичными средствами осуществляется плохо, экономика зависит от внешней финансовой помощи; инфраструктура развита слабо и финансируется недостаточно; у деловой среды и рынка труда нет возможностей для развития. Вследствие некомпетентной политики коммунистов больше всего пострадали села и сельское хозяйство. В настоящее время лишь 15% сельских населенных пунктов способны обеспечивать собственное независимое развитие. Из государства - экспортера агропромышленной продукции Республика Молдова превратилась в импортера. Всего 40% сельского населения получают питьевую воду из централизованных систем водоснабжения и только 17% пользуются услугами канализации. Свыше 40% сельских населенных пунктов не имеют дорог с твердым покрытием, обеспечивающих связь с республиканской автотранспортной сетью, а большинство дорог местного значения – разбиты. Отток населения, бегство от нищеты и режима достигли беспрецедентного масштаба – за границу уехало более миллиона человек.
Система социального обеспечения не покрывает прожиточного минимума пенсионеров и инвалидов, малоимущих категорий жителей пенсиями и пособиями. Медицина стала такой дорогой, что качественные услуги может себе позволить лишь незначительное меньшинство общества. В целом система здравоохранения изжила себя, а медучреждения – устарели и морально, и физически. В 300 из более 1000 сельских населенных пунктов страны нет семейных врачей. Введенное коммунистическим руководством обязательное медицинское страхование стало провалом. Последствия кризиса в этой сфере выражаются в уровне смертности, превышающем рождаемость. Естественный прирост населения – отрицательный.
В сфере образования и науки, превратившейся в отсталую и неконкурентоспособную, коммунистическое руководство сознательно применяло политику социальной маргинализации интеллигенции. Эта сфера постоянно финансировалась в недостаточном объеме. Заработная плата учителей и преподавателей, студенческие стипендии – самые низкие из стран региона. Подобная деструктивная политика применялась и в сфере культуры.
Правящая коммунистическая партия проводила политику внешней изоляции Республики Молдова, подчинения государственных интересов неким чуждым влияниям. Данная политика привела к тому, что перспектива присоединения Республики Молдова к Европейскому союзу отдалилась, отношения с государствами ЕС заморозились, страна потеряла доверие и престиж в глазах европейских структур и международных организаций, отношения с Румынией и Украиной ухудшились, а партнерству с Российской Федерацией стало придаваться чрезмерное значение.
Выводы:
За 8 лет коммунистического правления Республика Молдова превратилась из демократического государства в тоталитарную коммунистическую диктатуру, где власть сосредоточена в одних руках – председателя ПКРМ; Молдова стала беднейшей в Европе страной с самым низким ВВП на душу населения и самой низкой зарплатой; внешний долг достиг астрономической величины – 4 млрд. долларов; в республике намеренно проводилась политика по доведению до нищеты и сокращению населения страны, стимулированию эмиграции более чем 1 млн. граждан, международной изоляции и подчинению интересов государства интересам ПКРМ и ее идеологии, что нарушает Конституцию и преследует тайную цель окончательного уничтожения политической независимости и суверенитета Республики Молдова и ее превращения в государство-марионетку.
Такая политика правящей коммунистической партии привела Республику Молдова к полному банкротству государства; граждане должны отвергнуть ее со всей силой и убеждением демократическим путем, ведь в настоящее время это – самая главная опасность, угрожающая нашей жизни и нашему будущему.
Предвыборная программа Либеральной партии
Перед Либеральной партией стоят две главные цели. Внутри страны – ликвидация бедности, основной проблемы большинства населения Республики Молдова. Бедность можно побороть только путем создания экономического климата, основанного на свободной инициативе, законодательной стабильности, минимальном вмешательстве государства, принимая новые законы, которые ускорили бы экономический рост, привлечение иностранных инвестиций, развитие экономической инфраструктуры на равных для всех условиях, а не экономики, рассчитанной только на находящихся у власти и их кланы. Главный инструмент экономической политики государства – фискальная политика, то есть налоги. Бедность можно ликвидировать только путем продуманной налоговой политики и принятия европейских законов в условиях свободного и неподкупного правосудия, а также справедливого, непредвзятого, то есть некоммунистического руководства.
На внешней арене главная цель – это присоединение Республики Молдова к Европейскому союзу как к пространству цивилизации, демократии, права, процветания, устойчивого развития и безопасности. Либеральная партия восстановит доверие европейских и международных организаций к Республике Молдова, добьется для граждан Республики Молдова возможности свободного передвижения по странам ЕС и упрощения механизма восстановления румынского гражданства лицам, являющимся гражданами по праву.
Либеральная партия устранит негативные последствия коммунистической диктатуры, серьезно затронувшие функционирование правового государства, центральные учреждения государства, государственные органы, гражданское общество, демократические свободы, экономику, внешние отношения и, не в последнюю очередь, станет бороться за искоренение коррупции, которая разрослась как раз в период коммунистического руководства. Либеральная партия будет предпринимать эффективные меры с целью окончательной капитуляции коммунистической идеологии и возвращения Республики Молдова в лоно европейское цивилизации.
Предвыборная программа Либеральной партии реально выполнима, она учитывает социально-экономические особенности Республики Молдова. Красная нить программы – европейский вектор по всем направлениям: политика, экономика, юриспруденция и правосудие, образование, общество, культура, массмедиа. Программа строится на основополагающем принципе: свободе, в том числе свободе выбора, который граждане реализуют, когда будут решать, кому отдать свой голос на парламентских выборах 2009 года. Данная программа будет внедряться на основании законодательного мандата, который избиратели уверенно выдадут ЛП.
Предвыборная программа Либеральной партии – программа, выполнение которой окончательно избавит Республику Молдова от тоталитарного коммунистического прошлого, модернизирует как государство, укрепит на европейском пути, ведущем к процветанию, обеспечит человеку достойную жизнь и уверенность в лучшем будущем, им заслуженном.
I. Укрепление правового государства
При применении общеевропейской нормативно-законодательной базы, учитывая перспективу присоединения страны к Европейскому союзу, Либеральная партия берет на себя обязательства конституционно гарантировать права человека и создать соответствующую правовому государству юридическую основу, которая стимулировала бы развитие экономической системы в целях повышения уровня благосостояния. Свобода СМИ, политический плюрализм, обеспечение функционирования принципа разделения властей в государстве, независимость правосудия, защита интересов граждан органами правопорядка – твердые, не подлежащие обсуждению обязательства. Таким образом, Либеральная партия будет действовать в следующих направлениях:
Принятие новой Конституции исходя из нынешних конституционных рамок, дополненных следующими принципами
• Осуществление реформы парламентской неприкосновенности в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии;
• Соблюдение прав человека, в том числе в части неприкосновенности жилища и тайны переписки, ограничение данных прав только в соответствии с Конституцией и в строгом соответствии с положениями Европейской конвенции о защите прав человека;
• Закрепление румынского языка в качестве официального;
• Интеграция в евроатлантические структуры;
• Обеспечение прозрачности формирования, распоряжения и контроля за использованием публичных финансовых ресурсов;
• Возмещение государством материального ущерба, нанесенного гражданам в результате преступлений (в свою очередь государство возместит эти расходы через регрессные иски в отношении виновных);
• Введение для родственников любой степени родства права на законное наследование, исключив право законного наследования государства.
Независимость судебной системы
• Обеспечение независимости деятельности судей;
• Изменение устава Высшего совета магистратуры (ВСМ) для его приведения в соответствие со статьей 1 Закона о Высшем совете магистратуры, согласно которой ВСМ является независимым органом, созданным для организации и функционирования судебной системы, и служит гарантом независимости судебной власти;
• Назначение председателей судебных инстанций ВСМ на конкурсной основе;
• Реорганизация специализированных судов через введение единой системы судебных инстанций общей юрисдикции, что позволит исключить затягивание рассмотрения дел;
• Ликвидация института допустимости на судебных процессах, который ограничивает право подсудимого на эффективную кассационную жалобу;
• Введение прозрачного механизма выдвижения и отбора кандидатов на должность судьи Высшего совета магистратуры.
Реформирование прокуратуры, полиции и других служб
• Утверждение нового закона о прокуратуре исходя из европейских стандартов;
• Назначение прокуроров Высшим советом магистратуры на конкурсной основе;
• Предоставление прокурорам статуса магистрата и демилитаризация прокуратуры;
• Ограничение полномочий прокурора только руководством уголовным преследованием и государственным обвинением в судебной инстанции;
• Приведение к европейским стандартам Закона о полиции и Закона о Службе информации и безопасности (СИБ);
• Принятие закона о люстрации и рассекречивание архивов СИБ;
• Создание Департамента по изучению архивов службы безопасности.
Повышение эффективности борьбы с коррупцией
• Проверка деятельности по борьбе с коррупцией до последнего времени, повышение эффективности и реорганизация этой деятельности;
• Борьба с коррупцией, прежде всего, на уровне высокопоставленных чиновников и государственных деятелей;
• Борьба с теневой экономикой;
• Пресечение практики преследования физических и юридических лиц под предлогом борьбы с коррупцией;
• Опубликование полной информации об имуществе депутатов, министров, других чиновников и их семей, а также строгий мониторинг имущества в период исполнения мандата/должности;
• Проведение экспертизы договоров о приватизации крупных объектов государственной собственности, осуществленной в период коммунистического правления.
Публичная администрация
• Прямое применение общеевропейской нормативно-правовой базы (acquis communautaire);
• Оптимизация структуры публичного управления на всех уровнях, в частности на центральном, с целью сокращения ненужных расходов на содержание аппарата государственной администрации;
• Внесение в Закон о государственном служащем изменений, согласно которым двойное гражданство не должно стать препятствием для занятия должности, а процедура приема на работу не должна увязываться с утверждением на правительственном уровне;
• Установление госслужащим минимальной гарантированной зарплаты на уровне 2000 леев, сохранение минимальной зарплаты на 25% выше минимальной потребительской корзины;
• Внедрение и продвижение электронного управления в учреждениях публичной администрации для упрощения доступа граждан к информации, ускорения и оптимизации потока документов и др.;
• Исключение финансирования административно-территориальных единиц первого уровня административно-территориальными единицами второго уровня и правительством по политическим критериям, сокращение государственного контроля над планированием доходов и расходов в местных бюджетах;
• Поддержка применения инвестиционной политики, направленной на улучшение возможностей развития населенных пунктов;
• Полная передача местной публичной собственности в ведение местной публичной администрации;
• Деполитизация государственной службы за счет приема госслужащих на работу через открытые конкурсы, что позволит обеспечить прозрачность и принцип, согласно которому в процессе отбора будут учитываться заслуги работника (меритократия).
Свобода слова и независимость массмедиа
• Обеспечение независимости СМИ;
• Реальная и действенная гарантия права каждого гражданина на свободу мнения и свободу выражения, а также на полное информирование;
• Гарантирование доступа к информации всех журналистов, независимо от представляемых ими СМИ;
• Обеспечение условий развития печати и электронных СМИ;
• Обеспечение независимости общественных радиостанций и телеканалов;
• Деполитизация Координационного совета по телевидению и радио и обеспечение максимальной прозрачности конкурсов по выдаче лицензий на вещание и предоставление частот;
• Поддержка развития региональных массмедиа;
• Создание нормативно-законодательной базы, гарантирующей всем участникам рынка массмедиа равные условия экономической и издательской деятельности, отмена дискриминирующей практики, установленной коммунистическим режимом;
• Создание условий для развития информационного и рекламного рынков;
• Интеграция Республики Молдова в европейское информационное пространство.
II. Экономическое развитие
Открытая экономика и либерализация торговых сделок являются важной составляющей экономического либерализма. Экономическая политика Либеральной партии нацелена на долгосрочный экономический рост. Интеграция Республики Молдова в Европейский союз станет ориентиром при разработке стратегий экономического развития и реализации мер по их внедрению. Сбалансированное распределение доходов, улучшение уровня жизни уязвимых категорий населения являются приоритетом социальной сферы, что будет учитываться при продвижении экономической политики Либеральной партии.
Устойчивое развитие через экономический либерализм
• Рост уровня жизни граждан путем обеспечения достаточных экономических условий для создания рабочих мест, сокращения безработицы и повышения внутреннего потребления;
• Стимулирование экспорта отечественных товаров за счет применения налоговой, денежной и информационной политики, а также политики защиты лояльной конкуренции по мере достижения основных целей: высокая прибыльность экспорта и упрощенный доступ на внешние рынки;
• Увеличение объемов иностранных инвестиций благодаря привлечению повышенного экономического интереса к Республике Молдова и созданию инвестиционного климата, адекватного ожиданиям иностранных инвесторов, путем обеспечения им возможностей для свободной и транспарентной экономической деятельности;
• Стимулирование отечественных товаропроизводителей, в частности, выпускающих те категории товаров и предоставляющих те услуги, которые в большинстве своем импортируются;
• Усовершенствование экономических правовых рамок с целью активизации оборота денежных средств между экономическими агентами, установления доверия к партнерским отношениям и внедряемым государством финансовым механизмам;
• Привлечение в банковскую систему дешевых финансовых ресурсов за счет более активного участия иностранных банков в экономической жизни Республики Молдова;
• Искоренение коррупции.
Стимулирующая налогово-бюджетная политика
• Сбалансированное распределение доходов, повышение уровня жизни уязвимых категорий населения;
• Применение стимулирующих налоговых инструментов, которые послужили бы для активного предпринимательства мотивом создания новых рабочих мест и диверсификации производственной деятельности и оказания услуг; этого можно добиться за счет предоставления налоговых льгот;
• Снижение размера НДС и таможенных сборов на импорт современного технологического оборудования, включение пестицидов и удобрений в список поставок, освобожденных от НДС;
• Диверсификация налоговых льгот для стимулирования крестьянских хозяйств;
• Обеспечение стабильности налогового законодательства путем закрепления сроков внесения изменений в законодательство, исключение возможности изменения законодательства в течение отчетного бухгалтерского года;
• Разработка механизма перераспределения поступлений НДС между органами местного и центрального публичного управления;
• Повышение возможностей налогового администрирования и сбора налогов и пошлин наряду с сокращением налогового бремени на налогоплательщика;
• Равномерное распределение налогового бремени на налогоплательщиков и оптимизация структуры расходов в государственный бюджет;
• Предоставление физическим лицам налоговых субсидий путем исключения из налогооблагаемого дохода долгосрочных инвестиций: расходы на приобретение вычислительной техники, страхование жизни (личное страхование и страхование членов семей), проценты по ипотечным кредитам, расходы на получение высшего и постуниверситетского образования.
Денежная политика
• Согласование экономической и бюджетно-налоговой политики с денежной;
• Диверсификация и оптимизация инструментов денежной политики с целью инфляционного таргетирования;
• Строгий контроль над формированием цен на коммунальные услуги и горючее;
• Разработка официальной методики расчета цен с тем, чтобы избежать спекулятивной практики естественных монополистов;
• Усовершенствование правовых рамок, регулирующих отношения между потребителями и поставщиками услуг в соответствующей сфере;
• Формирование государственных резервов самых востребованных продовольственных продуктов и продуктов, наиболее сильно влияющих на индекс потребительских цен;
• Стимулирование развития рынка облигаций для повышения привлекательности инвестиционного климата и кредитования инвестиционных проектов по оптимальным процентным ставкам;
• Укрепление местной автономии с целью повышения доступа МПУ к рынкам капитала;
• Содействие развитию агропромышленного комплекса, активизации экспортных сделок.
Политика развития аграрного сектора
• Создание на республиканском уровне интегрированного менеджмента для обеспечения рынка сбыта агропроизводителей;
• Соединение аграрного сектора с системой «промышленность – распределение – потребление» для снабжения внутреннего рынка, а также с системой «перерабатывающая промышленность – современная логистика – экспорт» с целью активизации внешнеторговых сделок;
• Добровольное применение двух форм организации сельскохозяйственной деятельности: частно-семейной и консолидации земель; при этом государство будет в равной степени оказывать поддержку всем структурам;
• Гармонизация законодательства Республики Молдова с требованиями Европейского союза с целью получения европейской маркировки (овальной печати) для экспорта мясомолочной продукции в страны ЕС;
• Субсидирование сельского хозяйства в соответствии со средним уровнем сельскохозяйственного субсидирования в странах Евросоюза – 30% за каждый возделываемый гектар;
• Выплата из госбюджета субсидий в размере 800 леев и ежегодное предоставление в виде бонуса 30 литров солярки на каждый обрабатываемый гектар земли;
• Оказание агропроизводителям и инвесторам содействия для стимулирования снижения потребления энергии и замены традиционных видов топлива биотопливом и альтернативными энергоресурсами (ветровая, солнечная и водная энергия, биодизель);
• Продвижение и развитие экологически чистого сельского хозяйства;
• Взаимодействие с агропроизводителями ЕС для улучшения и производства семенного материала «super-elite», «elite» и «I reproduction»;
• Стимулирование путем налоговых рычагов обновления парка машин и тракторов и снижения расхода солярки с 100-110 литров на 1 га до 55-60 литров в соответствии со стандартами Евросоюза;
• Развитие животноводства и повышение его доли в совокупном объеме сельскохозяйственного производства до 50% к 2013 году за счет субсидирования животноводческого производства;
• Поддержка и стимулирование инвестиций в обновление и строительство санкционированных скотобоен;
• Привлечение иностранных и отечественных инвестиций для выращивания племенных животных районированных и нерайонированных на территории Республики Молдова пород;
• Внедрение до 2012 года программы SITA (Система идентификации и мониторинга животных);
• Поддержка и субсидирование животноводческо-ветеринарного сектора за счет создания семейных ферм, в которых каждый животновод сможет выращивать не менее пяти голов крупного рогатого скота и свиней;
• Стимулирование отечественных производителей в плане переработки, сушки и заморозки овощей и фруктов с применением для этого различных законодательных механизмов и нормативных актов; защита внутреннего рынка от мощного потока комбинированных кормов, поступающих из других стран;
• Развитие и поддержка научно-производственных ассоциаций «Selecţia» и «Porumbeni», Института животноводства и ветеринарной медицины, Института виноградарства и виноделия;
• Обеспечение прозрачного и справедливого применения механизма субсидирования с целью полного освоения выделяемых финансовых средств, в том числе в садоводстве, виноградарстве, пчеловодстве, для защищенных участков, для садоводческой техники и оборудования;
• Продвижение политики консолидации земельных участков и поддержки обновления оросительных систем на добровольных началах;
• Разработка стимулирующих правовых рамок для доступа агропроизводителей к площадям организованной торговли и сети активного распределения сельскохозяйственной продукции;
• Стимулирование иностранных инвестиций для возрождения секторов по выращиванию эфиромасличных и лекарственных растений, рыбоводства и пчеловодства;
• Создание современных агропромышленных центров, которые станут образцом для заимствования сельскохозяйственными ассоциациями и крестьянскими хозяйствами международного опыта и современных технологий.
Лесное хозяйство
• Отказ от практики сдачи в аренду физическим лицам участков леса из лесного фонда;
• Остановка процесса производственного использования уникального лесного фонда в поймах Прута и Днестра и в природных заповедниках;
• Расширение лесных площадей за счет деградированных участков;
• Сохранение национального сельского пейзажа;
• Обеспечение целостности лесного фонда, защита всех лесов и лесной растительности, в частности, защитных лесополос сельскохозяйственных полей и растительности в пойме рек.
Развитие и модернизация сел
• Ускорение процесса развития сел;
• Обеспечение всех населенных пунктов подъездными путями к сети государственных дорог;
• Строительство объездных дорог вокруг населенных пунктов с учетом стратегической перспективы;
• Восстановление и развитие основной инфраструктуры, то есть дорог, водоснабжения, канализации, подключение населенных пунктов к газопроводам и менеджмент отходов;
• Модернизация и развитие энергетических сетей, продвижение использования возобновляемых источников энергии, специфических для сельской местности;
• Предоставление молодым специалистам льгот для трудоустройства в сельской местности;
• Направление иностранных и отечественных инвестиций в села;
• Организация для сельчан бесплатных курсов профессиональной переквалификации с целью снижения уровня безработицы и зависимости сельского населения от сельскохозяйственного производства;
• Содействие диверсификации в сельской местности несельскохозяйственной экономической деятельности и оказания услуг;
• Расширение в сельской местности медицинских услуг за счет создания кабинетов семейных врачей и поощрения тех, кто переезжает жить на село;
• Развитие агротуризма, экотуризма, продвижение народного искусства и местных культурных традиций;
• Координирование государственной политики в области секторного развития: инфраструктура и транспорт, рост рабочих мест, развитие сельской местности, образование и здравоохранение, окружающая среда и продвижение частно-государственного партнерства с целью ликвидации разницы между уровнем жизни в селах и городах;
• Восстановление, сохранение и поддержание природных и исторических объектов;
• Налаживание тесных связей между городскими и сельскими зонами для освоения их полного потенциала.
Обеспечение энергетической безопасности
• Отказ от энергетической монополии Российской Федерации, диверсификация внешних поставщиков;
• Гарантия энергобезопасности страны является приоритетом для экономического и социального развития Республики Молдова. Долгосрочное развитие с учетом перспектив энергетического сектора требует обеспечения энергоресурсами по разумным ценам согласно тенденциям мировых рынков;
• Модернизация системы транспортировки и распределения, расширение практики взаимоподключений и диверсификация источников импорта природного газа и других энергоресурсов;
• Установка измерительных станций (счетчиков) для строгого контроля объемов импорта природного газа;
• Демонополизация и гарантирование лояльной конкуренции для осуществления торговых сделок и организации поставки услуг в данной сфере;
• Стимулирование развитие возобновляемых источников энергии, куда входят ветровая и солнечная, биомасса, в том числе городские отходы;
• Внедрение мер, нацеленных на экономию энергии за счет консервации и снижения затрат на транспортировку энергоресурсов конечным потребителям;
• Модернизация теплоэлектроцентралей в зависимости от их экономической жизнеспособности и передача ТЭЦ в управление местной публичной администрации, исключение посредников из процесса поставки теплоэнергии конечным потребителям;
• Утверждение методик точного расчета продажной цены на энергоресурсы и мониторинг деятельности импортеров с целью обеспечения честности и прозрачности;
• Разработка стратегии на случай энергетического кризиса, связанного с импортом природного газа и других альтернативных энергоресурсов;
• Установление статуса инвестора для индивидуальных потребителей, внесших средства (3 млрд. леев) при внедрении Программы газификации (2001-2002), и их узаконение;
• Развитие инфраструктуры и обеспечение внутренних стратегических запасов энергии, взаимоподключение и взаимодействие с региональными энергетическими системами, в том числе строительство газопровода Яссы-Бельцы-Дрокия;
• Строительство железнодорожной линии с европейской колеей Кишинев-Унгень-Яссы.
Политика стимулирования деловой среды
• Гарантирование права на личную безопасность, частную собственность, свободное заключение соглашений и осуществление хозяйственной деятельности без негативного влияния со стороны государства;
• Стимулирование деловой среды, основанной на свободе конкуренции, развитие предприятий, в частности, малых и средних;
• Создание бизнес-инкубаторов на основе партнерства между вузовскими центрами и деловой средой в целях привлечения, размещения и внедрения передовых технологий;
• Обеспечение и сохранение борьбы со всеми формами монополии;
• Продвижение и стимулирование экспорта за счет повышения экономических результатов, модернизации продукции, технологий и соответствия международным стандартам;
• Создание и развитие стратегических союзов для заимствования и использования ноу-хау известных международных фирм с тем, чтобы сохранить нынешние рынки сбыта и завоевать новые;
• Определение конкурентоспособных секторов и сфер отечественной промышленности для расширения структуры и географии экспорта;
• Разработка и практическое применение на национальном уровне экономической политики кредитования МСП (малых и средних предприятий) в сотрудничестве с коммерческими банками, которые станут также предлагать и индивидуальные проекты на этот счет;
• Предоставление субсидий и гарантий государства для долгосрочного кредитования МСП по более низким процентным ставкам;
• Развитие партнерских отношений между государством и международными финансовыми организациями в рамках совместных проекто
Голосуем вместе за лучшую жизнь!
Голосуем вместе за Либеральную партию!
СОДЕРЖАНИЕ
Текущая ситуация в Республике Молдова
Предвыборная программа Либеральной партии
I. Укрепление правового государства
II. Экономическое развитие
III. Внешняя политика
IV. Образование и наука
V. Молодежь и спорт
VI. Здравоохранение
VII. Семья, социальное обеспечение, равенство возможностей
VIII. Культура
IX. Охрана окружающей среды
X. Приднестровское урегулирование
Текущая ситуация в Республике Молдова
Либеральная партия считает, что коммунистическое руководство, правившее в Республике Молдова в течение 8 лет, привело к полному банкротству государства. Кризисом охвачены все сферы политической, экономической и социальной жизни: экономика не работает, товары и ценности не производятся; стоимость жизни возросла в три раза на фоне незначительно повышения заработной платы и пенсий; агропроизводство и сельская местность остаются в состоянии хронической неразвитости; услуги в сфере здравоохранения недоступны большинству населения; система образования и наука отстали и теперь неконкурентоспособны; инфраструктура капитально разрушена; энергетическая безопасность постоянно подвергается давлению и шантажу и зависит от единственного источника – Российской Федерации; приднестровский конфликт по-прежнему представляет угрозу для безопасности Республики Молдова и региона; правовое государство, демократические институты, основные права и свободы человека серьезно страдают из-за тоталитарной коммунистической модели управления; государственная власть и учреждения центральной администрации подорваны коррупцией; бедность стала общим социальным явлением; безработица и миграция населения обрели широкий размах. Все это в целом ставит под угрозу само существование Республики Молдова.
Партия коммунистов свела на нет разделение законодательной, исполнительной и судебной властей в государстве, подчинив их президенту, являющемуся и председателем ПКРМ. Превращенный в принадлежащую коммунистам машину для голосования парламент принимал антидемократические законы, а гражданское общество было исключено из законодательного процесса. Сильно урезаны права и свободы граждан, а деятельность политических партий блокируется и ограничивается. Был чересчур завышен статус силовых органов государства, которые получили чрезмерные полномочия, повлекшие за собой злоупотребления по отношению к гражданам, политическим партиям и гражданскому обществу. Правящая партия установила монополию над КСТР и общественными СМИ, ограничив демократию в условиях политического плюрализма. Судебная власть была подчинена руководству – президент страны самолично назначает на должность судей и председателей судебных инстанций.
В настоящее время Республика Молдова – самое бедное в Европе государство с самым низким ВВП на душу населения и самой низкой заработной платой. Огромный внешний долг страны – 4 млрд. долларов – будут вынуждены выплачивать несколько поколений. Экономика испытывает серьезные трудности, а именно: существует чрезмерная зависимость от импортируемых из России энергоносителей; производство не покрывает минимальных потребностей внутреннего рынка; внутренний рынок зависит от импортируемой продукции, а торговый баланс – негативный; управление публичными средствами осуществляется плохо, экономика зависит от внешней финансовой помощи; инфраструктура развита слабо и финансируется недостаточно; у деловой среды и рынка труда нет возможностей для развития. Вследствие некомпетентной политики коммунистов больше всего пострадали села и сельское хозяйство. В настоящее время лишь 15% сельских населенных пунктов способны обеспечивать собственное независимое развитие. Из государства - экспортера агропромышленной продукции Республика Молдова превратилась в импортера. Всего 40% сельского населения получают питьевую воду из централизованных систем водоснабжения и только 17% пользуются услугами канализации. Свыше 40% сельских населенных пунктов не имеют дорог с твердым покрытием, обеспечивающих связь с республиканской автотранспортной сетью, а большинство дорог местного значения – разбиты. Отток населения, бегство от нищеты и режима достигли беспрецедентного масштаба – за границу уехало более миллиона человек.
Система социального обеспечения не покрывает прожиточного минимума пенсионеров и инвалидов, малоимущих категорий жителей пенсиями и пособиями. Медицина стала такой дорогой, что качественные услуги может себе позволить лишь незначительное меньшинство общества. В целом система здравоохранения изжила себя, а медучреждения – устарели и морально, и физически. В 300 из более 1000 сельских населенных пунктов страны нет семейных врачей. Введенное коммунистическим руководством обязательное медицинское страхование стало провалом. Последствия кризиса в этой сфере выражаются в уровне смертности, превышающем рождаемость. Естественный прирост населения – отрицательный.
В сфере образования и науки, превратившейся в отсталую и неконкурентоспособную, коммунистическое руководство сознательно применяло политику социальной маргинализации интеллигенции. Эта сфера постоянно финансировалась в недостаточном объеме. Заработная плата учителей и преподавателей, студенческие стипендии – самые низкие из стран региона. Подобная деструктивная политика применялась и в сфере культуры.
Правящая коммунистическая партия проводила политику внешней изоляции Республики Молдова, подчинения государственных интересов неким чуждым влияниям. Данная политика привела к тому, что перспектива присоединения Республики Молдова к Европейскому союзу отдалилась, отношения с государствами ЕС заморозились, страна потеряла доверие и престиж в глазах европейских структур и международных организаций, отношения с Румынией и Украиной ухудшились, а партнерству с Российской Федерацией стало придаваться чрезмерное значение.
Выводы:
За 8 лет коммунистического правления Республика Молдова превратилась из демократического государства в тоталитарную коммунистическую диктатуру, где власть сосредоточена в одних руках – председателя ПКРМ; Молдова стала беднейшей в Европе страной с самым низким ВВП на душу населения и самой низкой зарплатой; внешний долг достиг астрономической величины – 4 млрд. долларов; в республике намеренно проводилась политика по доведению до нищеты и сокращению населения страны, стимулированию эмиграции более чем 1 млн. граждан, международной изоляции и подчинению интересов государства интересам ПКРМ и ее идеологии, что нарушает Конституцию и преследует тайную цель окончательного уничтожения политической независимости и суверенитета Республики Молдова и ее превращения в государство-марионетку.
Такая политика правящей коммунистической партии привела Республику Молдова к полному банкротству государства; граждане должны отвергнуть ее со всей силой и убеждением демократическим путем, ведь в настоящее время это – самая главная опасность, угрожающая нашей жизни и нашему будущему.
Предвыборная программа Либеральной партии
Перед Либеральной партией стоят две главные цели. Внутри страны – ликвидация бедности, основной проблемы большинства населения Республики Молдова. Бедность можно побороть только путем создания экономического климата, основанного на свободной инициативе, законодательной стабильности, минимальном вмешательстве государства, принимая новые законы, которые ускорили бы экономический рост, привлечение иностранных инвестиций, развитие экономической инфраструктуры на равных для всех условиях, а не экономики, рассчитанной только на находящихся у власти и их кланы. Главный инструмент экономической политики государства – фискальная политика, то есть налоги. Бедность можно ликвидировать только путем продуманной налоговой политики и принятия европейских законов в условиях свободного и неподкупного правосудия, а также справедливого, непредвзятого, то есть некоммунистического руководства.
На внешней арене главная цель – это присоединение Республики Молдова к Европейскому союзу как к пространству цивилизации, демократии, права, процветания, устойчивого развития и безопасности. Либеральная партия восстановит доверие европейских и международных организаций к Республике Молдова, добьется для граждан Республики Молдова возможности свободного передвижения по странам ЕС и упрощения механизма восстановления румынского гражданства лицам, являющимся гражданами по праву.
Либеральная партия устранит негативные последствия коммунистической диктатуры, серьезно затронувшие функционирование правового государства, центральные учреждения государства, государственные органы, гражданское общество, демократические свободы, экономику, внешние отношения и, не в последнюю очередь, станет бороться за искоренение коррупции, которая разрослась как раз в период коммунистического руководства. Либеральная партия будет предпринимать эффективные меры с целью окончательной капитуляции коммунистической идеологии и возвращения Республики Молдова в лоно европейское цивилизации.
Предвыборная программа Либеральной партии реально выполнима, она учитывает социально-экономические особенности Республики Молдова. Красная нить программы – европейский вектор по всем направлениям: политика, экономика, юриспруденция и правосудие, образование, общество, культура, массмедиа. Программа строится на основополагающем принципе: свободе, в том числе свободе выбора, который граждане реализуют, когда будут решать, кому отдать свой голос на парламентских выборах 2009 года. Данная программа будет внедряться на основании законодательного мандата, который избиратели уверенно выдадут ЛП.
Предвыборная программа Либеральной партии – программа, выполнение которой окончательно избавит Республику Молдова от тоталитарного коммунистического прошлого, модернизирует как государство, укрепит на европейском пути, ведущем к процветанию, обеспечит человеку достойную жизнь и уверенность в лучшем будущем, им заслуженном.
I. Укрепление правового государства
При применении общеевропейской нормативно-законодательной базы, учитывая перспективу присоединения страны к Европейскому союзу, Либеральная партия берет на себя обязательства конституционно гарантировать права человека и создать соответствующую правовому государству юридическую основу, которая стимулировала бы развитие экономической системы в целях повышения уровня благосостояния. Свобода СМИ, политический плюрализм, обеспечение функционирования принципа разделения властей в государстве, независимость правосудия, защита интересов граждан органами правопорядка – твердые, не подлежащие обсуждению обязательства. Таким образом, Либеральная партия будет действовать в следующих направлениях:
Принятие новой Конституции исходя из нынешних конституционных рамок, дополненных следующими принципами
• Осуществление реформы парламентской неприкосновенности в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии;
• Соблюдение прав человека, в том числе в части неприкосновенности жилища и тайны переписки, ограничение данных прав только в соответствии с Конституцией и в строгом соответствии с положениями Европейской конвенции о защите прав человека;
• Закрепление румынского языка в качестве официального;
• Интеграция в евроатлантические структуры;
• Обеспечение прозрачности формирования, распоряжения и контроля за использованием публичных финансовых ресурсов;
• Возмещение государством материального ущерба, нанесенного гражданам в результате преступлений (в свою очередь государство возместит эти расходы через регрессные иски в отношении виновных);
• Введение для родственников любой степени родства права на законное наследование, исключив право законного наследования государства.
Независимость судебной системы
• Обеспечение независимости деятельности судей;
• Изменение устава Высшего совета магистратуры (ВСМ) для его приведения в соответствие со статьей 1 Закона о Высшем совете магистратуры, согласно которой ВСМ является независимым органом, созданным для организации и функционирования судебной системы, и служит гарантом независимости судебной власти;
• Назначение председателей судебных инстанций ВСМ на конкурсной основе;
• Реорганизация специализированных судов через введение единой системы судебных инстанций общей юрисдикции, что позволит исключить затягивание рассмотрения дел;
• Ликвидация института допустимости на судебных процессах, который ограничивает право подсудимого на эффективную кассационную жалобу;
• Введение прозрачного механизма выдвижения и отбора кандидатов на должность судьи Высшего совета магистратуры.
Реформирование прокуратуры, полиции и других служб
• Утверждение нового закона о прокуратуре исходя из европейских стандартов;
• Назначение прокуроров Высшим советом магистратуры на конкурсной основе;
• Предоставление прокурорам статуса магистрата и демилитаризация прокуратуры;
• Ограничение полномочий прокурора только руководством уголовным преследованием и государственным обвинением в судебной инстанции;
• Приведение к европейским стандартам Закона о полиции и Закона о Службе информации и безопасности (СИБ);
• Принятие закона о люстрации и рассекречивание архивов СИБ;
• Создание Департамента по изучению архивов службы безопасности.
Повышение эффективности борьбы с коррупцией
• Проверка деятельности по борьбе с коррупцией до последнего времени, повышение эффективности и реорганизация этой деятельности;
• Борьба с коррупцией, прежде всего, на уровне высокопоставленных чиновников и государственных деятелей;
• Борьба с теневой экономикой;
• Пресечение практики преследования физических и юридических лиц под предлогом борьбы с коррупцией;
• Опубликование полной информации об имуществе депутатов, министров, других чиновников и их семей, а также строгий мониторинг имущества в период исполнения мандата/должности;
• Проведение экспертизы договоров о приватизации крупных объектов государственной собственности, осуществленной в период коммунистического правления.
Публичная администрация
• Прямое применение общеевропейской нормативно-правовой базы (acquis communautaire);
• Оптимизация структуры публичного управления на всех уровнях, в частности на центральном, с целью сокращения ненужных расходов на содержание аппарата государственной администрации;
• Внесение в Закон о государственном служащем изменений, согласно которым двойное гражданство не должно стать препятствием для занятия должности, а процедура приема на работу не должна увязываться с утверждением на правительственном уровне;
• Установление госслужащим минимальной гарантированной зарплаты на уровне 2000 леев, сохранение минимальной зарплаты на 25% выше минимальной потребительской корзины;
• Внедрение и продвижение электронного управления в учреждениях публичной администрации для упрощения доступа граждан к информации, ускорения и оптимизации потока документов и др.;
• Исключение финансирования административно-территориальных единиц первого уровня административно-территориальными единицами второго уровня и правительством по политическим критериям, сокращение государственного контроля над планированием доходов и расходов в местных бюджетах;
• Поддержка применения инвестиционной политики, направленной на улучшение возможностей развития населенных пунктов;
• Полная передача местной публичной собственности в ведение местной публичной администрации;
• Деполитизация государственной службы за счет приема госслужащих на работу через открытые конкурсы, что позволит обеспечить прозрачность и принцип, согласно которому в процессе отбора будут учитываться заслуги работника (меритократия).
Свобода слова и независимость массмедиа
• Обеспечение независимости СМИ;
• Реальная и действенная гарантия права каждого гражданина на свободу мнения и свободу выражения, а также на полное информирование;
• Гарантирование доступа к информации всех журналистов, независимо от представляемых ими СМИ;
• Обеспечение условий развития печати и электронных СМИ;
• Обеспечение независимости общественных радиостанций и телеканалов;
• Деполитизация Координационного совета по телевидению и радио и обеспечение максимальной прозрачности конкурсов по выдаче лицензий на вещание и предоставление частот;
• Поддержка развития региональных массмедиа;
• Создание нормативно-законодательной базы, гарантирующей всем участникам рынка массмедиа равные условия экономической и издательской деятельности, отмена дискриминирующей практики, установленной коммунистическим режимом;
• Создание условий для развития информационного и рекламного рынков;
• Интеграция Республики Молдова в европейское информационное пространство.
II. Экономическое развитие
Открытая экономика и либерализация торговых сделок являются важной составляющей экономического либерализма. Экономическая политика Либеральной партии нацелена на долгосрочный экономический рост. Интеграция Республики Молдова в Европейский союз станет ориентиром при разработке стратегий экономического развития и реализации мер по их внедрению. Сбалансированное распределение доходов, улучшение уровня жизни уязвимых категорий населения являются приоритетом социальной сферы, что будет учитываться при продвижении экономической политики Либеральной партии.
Устойчивое развитие через экономический либерализм
• Рост уровня жизни граждан путем обеспечения достаточных экономических условий для создания рабочих мест, сокращения безработицы и повышения внутреннего потребления;
• Стимулирование экспорта отечественных товаров за счет применения налоговой, денежной и информационной политики, а также политики защиты лояльной конкуренции по мере достижения основных целей: высокая прибыльность экспорта и упрощенный доступ на внешние рынки;
• Увеличение объемов иностранных инвестиций благодаря привлечению повышенного экономического интереса к Республике Молдова и созданию инвестиционного климата, адекватного ожиданиям иностранных инвесторов, путем обеспечения им возможностей для свободной и транспарентной экономической деятельности;
• Стимулирование отечественных товаропроизводителей, в частности, выпускающих те категории товаров и предоставляющих те услуги, которые в большинстве своем импортируются;
• Усовершенствование экономических правовых рамок с целью активизации оборота денежных средств между экономическими агентами, установления доверия к партнерским отношениям и внедряемым государством финансовым механизмам;
• Привлечение в банковскую систему дешевых финансовых ресурсов за счет более активного участия иностранных банков в экономической жизни Республики Молдова;
• Искоренение коррупции.
Стимулирующая налогово-бюджетная политика
• Сбалансированное распределение доходов, повышение уровня жизни уязвимых категорий населения;
• Применение стимулирующих налоговых инструментов, которые послужили бы для активного предпринимательства мотивом создания новых рабочих мест и диверсификации производственной деятельности и оказания услуг; этого можно добиться за счет предоставления налоговых льгот;
• Снижение размера НДС и таможенных сборов на импорт современного технологического оборудования, включение пестицидов и удобрений в список поставок, освобожденных от НДС;
• Диверсификация налоговых льгот для стимулирования крестьянских хозяйств;
• Обеспечение стабильности налогового законодательства путем закрепления сроков внесения изменений в законодательство, исключение возможности изменения законодательства в течение отчетного бухгалтерского года;
• Разработка механизма перераспределения поступлений НДС между органами местного и центрального публичного управления;
• Повышение возможностей налогового администрирования и сбора налогов и пошлин наряду с сокращением налогового бремени на налогоплательщика;
• Равномерное распределение налогового бремени на налогоплательщиков и оптимизация структуры расходов в государственный бюджет;
• Предоставление физическим лицам налоговых субсидий путем исключения из налогооблагаемого дохода долгосрочных инвестиций: расходы на приобретение вычислительной техники, страхование жизни (личное страхование и страхование членов семей), проценты по ипотечным кредитам, расходы на получение высшего и постуниверситетского образования.
Денежная политика
• Согласование экономической и бюджетно-налоговой политики с денежной;
• Диверсификация и оптимизация инструментов денежной политики с целью инфляционного таргетирования;
• Строгий контроль над формированием цен на коммунальные услуги и горючее;
• Разработка официальной методики расчета цен с тем, чтобы избежать спекулятивной практики естественных монополистов;
• Усовершенствование правовых рамок, регулирующих отношения между потребителями и поставщиками услуг в соответствующей сфере;
• Формирование государственных резервов самых востребованных продовольственных продуктов и продуктов, наиболее сильно влияющих на индекс потребительских цен;
• Стимулирование развития рынка облигаций для повышения привлекательности инвестиционного климата и кредитования инвестиционных проектов по оптимальным процентным ставкам;
• Укрепление местной автономии с целью повышения доступа МПУ к рынкам капитала;
• Содействие развитию агропромышленного комплекса, активизации экспортных сделок.
Политика развития аграрного сектора
• Создание на республиканском уровне интегрированного менеджмента для обеспечения рынка сбыта агропроизводителей;
• Соединение аграрного сектора с системой «промышленность – распределение – потребление» для снабжения внутреннего рынка, а также с системой «перерабатывающая промышленность – современная логистика – экспорт» с целью активизации внешнеторговых сделок;
• Добровольное применение двух форм организации сельскохозяйственной деятельности: частно-семейной и консолидации земель; при этом государство будет в равной степени оказывать поддержку всем структурам;
• Гармонизация законодательства Республики Молдова с требованиями Европейского союза с целью получения европейской маркировки (овальной печати) для экспорта мясомолочной продукции в страны ЕС;
• Субсидирование сельского хозяйства в соответствии со средним уровнем сельскохозяйственного субсидирования в странах Евросоюза – 30% за каждый возделываемый гектар;
• Выплата из госбюджета субсидий в размере 800 леев и ежегодное предоставление в виде бонуса 30 литров солярки на каждый обрабатываемый гектар земли;
• Оказание агропроизводителям и инвесторам содействия для стимулирования снижения потребления энергии и замены традиционных видов топлива биотопливом и альтернативными энергоресурсами (ветровая, солнечная и водная энергия, биодизель);
• Продвижение и развитие экологически чистого сельского хозяйства;
• Взаимодействие с агропроизводителями ЕС для улучшения и производства семенного материала «super-elite», «elite» и «I reproduction»;
• Стимулирование путем налоговых рычагов обновления парка машин и тракторов и снижения расхода солярки с 100-110 литров на 1 га до 55-60 литров в соответствии со стандартами Евросоюза;
• Развитие животноводства и повышение его доли в совокупном объеме сельскохозяйственного производства до 50% к 2013 году за счет субсидирования животноводческого производства;
• Поддержка и стимулирование инвестиций в обновление и строительство санкционированных скотобоен;
• Привлечение иностранных и отечественных инвестиций для выращивания племенных животных районированных и нерайонированных на территории Республики Молдова пород;
• Внедрение до 2012 года программы SITA (Система идентификации и мониторинга животных);
• Поддержка и субсидирование животноводческо-ветеринарного сектора за счет создания семейных ферм, в которых каждый животновод сможет выращивать не менее пяти голов крупного рогатого скота и свиней;
• Стимулирование отечественных производителей в плане переработки, сушки и заморозки овощей и фруктов с применением для этого различных законодательных механизмов и нормативных актов; защита внутреннего рынка от мощного потока комбинированных кормов, поступающих из других стран;
• Развитие и поддержка научно-производственных ассоциаций «Selecţia» и «Porumbeni», Института животноводства и ветеринарной медицины, Института виноградарства и виноделия;
• Обеспечение прозрачного и справедливого применения механизма субсидирования с целью полного освоения выделяемых финансовых средств, в том числе в садоводстве, виноградарстве, пчеловодстве, для защищенных участков, для садоводческой техники и оборудования;
• Продвижение политики консолидации земельных участков и поддержки обновления оросительных систем на добровольных началах;
• Разработка стимулирующих правовых рамок для доступа агропроизводителей к площадям организованной торговли и сети активного распределения сельскохозяйственной продукции;
• Стимулирование иностранных инвестиций для возрождения секторов по выращиванию эфиромасличных и лекарственных растений, рыбоводства и пчеловодства;
• Создание современных агропромышленных центров, которые станут образцом для заимствования сельскохозяйственными ассоциациями и крестьянскими хозяйствами международного опыта и современных технологий.
Лесное хозяйство
• Отказ от практики сдачи в аренду физическим лицам участков леса из лесного фонда;
• Остановка процесса производственного использования уникального лесного фонда в поймах Прута и Днестра и в природных заповедниках;
• Расширение лесных площадей за счет деградированных участков;
• Сохранение национального сельского пейзажа;
• Обеспечение целостности лесного фонда, защита всех лесов и лесной растительности, в частности, защитных лесополос сельскохозяйственных полей и растительности в пойме рек.
Развитие и модернизация сел
• Ускорение процесса развития сел;
• Обеспечение всех населенных пунктов подъездными путями к сети государственных дорог;
• Строительство объездных дорог вокруг населенных пунктов с учетом стратегической перспективы;
• Восстановление и развитие основной инфраструктуры, то есть дорог, водоснабжения, канализации, подключение населенных пунктов к газопроводам и менеджмент отходов;
• Модернизация и развитие энергетических сетей, продвижение использования возобновляемых источников энергии, специфических для сельской местности;
• Предоставление молодым специалистам льгот для трудоустройства в сельской местности;
• Направление иностранных и отечественных инвестиций в села;
• Организация для сельчан бесплатных курсов профессиональной переквалификации с целью снижения уровня безработицы и зависимости сельского населения от сельскохозяйственного производства;
• Содействие диверсификации в сельской местности несельскохозяйственной экономической деятельности и оказания услуг;
• Расширение в сельской местности медицинских услуг за счет создания кабинетов семейных врачей и поощрения тех, кто переезжает жить на село;
• Развитие агротуризма, экотуризма, продвижение народного искусства и местных культурных традиций;
• Координирование государственной политики в области секторного развития: инфраструктура и транспорт, рост рабочих мест, развитие сельской местности, образование и здравоохранение, окружающая среда и продвижение частно-государственного партнерства с целью ликвидации разницы между уровнем жизни в селах и городах;
• Восстановление, сохранение и поддержание природных и исторических объектов;
• Налаживание тесных связей между городскими и сельскими зонами для освоения их полного потенциала.
Обеспечение энергетической безопасности
• Отказ от энергетической монополии Российской Федерации, диверсификация внешних поставщиков;
• Гарантия энергобезопасности страны является приоритетом для экономического и социального развития Республики Молдова. Долгосрочное развитие с учетом перспектив энергетического сектора требует обеспечения энергоресурсами по разумным ценам согласно тенденциям мировых рынков;
• Модернизация системы транспортировки и распределения, расширение практики взаимоподключений и диверсификация источников импорта природного газа и других энергоресурсов;
• Установка измерительных станций (счетчиков) для строгого контроля объемов импорта природного газа;
• Демонополизация и гарантирование лояльной конкуренции для осуществления торговых сделок и организации поставки услуг в данной сфере;
• Стимулирование развитие возобновляемых источников энергии, куда входят ветровая и солнечная, биомасса, в том числе городские отходы;
• Внедрение мер, нацеленных на экономию энергии за счет консервации и снижения затрат на транспортировку энергоресурсов конечным потребителям;
• Модернизация теплоэлектроцентралей в зависимости от их экономической жизнеспособности и передача ТЭЦ в управление местной публичной администрации, исключение посредников из процесса поставки теплоэнергии конечным потребителям;
• Утверждение методик точного расчета продажной цены на энергоресурсы и мониторинг деятельности импортеров с целью обеспечения честности и прозрачности;
• Разработка стратегии на случай энергетического кризиса, связанного с импортом природного газа и других альтернативных энергоресурсов;
• Установление статуса инвестора для индивидуальных потребителей, внесших средства (3 млрд. леев) при внедрении Программы газификации (2001-2002), и их узаконение;
• Развитие инфраструктуры и обеспечение внутренних стратегических запасов энергии, взаимоподключение и взаимодействие с региональными энергетическими системами, в том числе строительство газопровода Яссы-Бельцы-Дрокия;
• Строительство железнодорожной линии с европейской колеей Кишинев-Унгень-Яссы.
Политика стимулирования деловой среды
• Гарантирование права на личную безопасность, частную собственность, свободное заключение соглашений и осуществление хозяйственной деятельности без негативного влияния со стороны государства;
• Стимулирование деловой среды, основанной на свободе конкуренции, развитие предприятий, в частности, малых и средних;
• Создание бизнес-инкубаторов на основе партнерства между вузовскими центрами и деловой средой в целях привлечения, размещения и внедрения передовых технологий;
• Обеспечение и сохранение борьбы со всеми формами монополии;
• Продвижение и стимулирование экспорта за счет повышения экономических результатов, модернизации продукции, технологий и соответствия международным стандартам;
• Создание и развитие стратегических союзов для заимствования и использования ноу-хау известных международных фирм с тем, чтобы сохранить нынешние рынки сбыта и завоевать новые;
• Определение конкурентоспособных секторов и сфер отечественной промышленности для расширения структуры и географии экспорта;
• Разработка и практическое применение на национальном уровне экономической политики кредитования МСП (малых и средних предприятий) в сотрудничестве с коммерческими банками, которые станут также предлагать и индивидуальные проекты на этот счет;
• Предоставление субсидий и гарантий государства для долгосрочного кредитования МСП по более низким процентным ставкам;
• Развитие партнерских отношений между государством и международными финансовыми организациями в рамках совместных проекто